Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы

Разработка урока по литературе в 10 классе «Противоречия Фета».

Вызов:

Учитель:

Сейчас вы услышите стихи, ваша задача прослушать их очень внимательно, поэтому закройте глазки. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос : «Какой по характеру человек написал такие стихи?»

«Звучит стихотворение. Шепот. Робкое дыханье..».

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Каждая пара учеников высказывается по поводу того, как это стихотворение воздействовало на душу и сердце, а также по поводу того, какой человек смог написать такие стихи. По окончании выступления каждой пары на правом крыле школьной доски появляется ключевое слово, которое отражает суть выступления группы. В нашем случае появились слова:

Романтичный, воздушный, легкий, молодой, счастливый, чувствительный, эмоциональный.

Затем на экране появляется портрет автора.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Ребята поражаются тому, что перед ними совсем другой человек, нежели они представляли, когда знакомились с текстом. Они дают характеристику, основанную на портрете. А ключевые слова помещаются на левом крыле школьной доски.

Появляются следующие ключевые слова:

Хмурый, безрадостный, Человек глубоко печальный, сосредоточенный на идее фикс, не похож на автора прозвучавшего стихотворения.

Учитель : Эти записи, противоположные по смыслу, характеризуют одного человека , и этот человек - автор прослушанного вами стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет . Как выдумаете, какую задачу мы будем решать на сегодняшнем уроке?

Ученики: Будем разбираться в полученном противоречии: каков же на самом деле автор стихотворения.

Учитель : Верно. Предположите, как может называться тема нашего урока и каковы его задачи.

Ученики предполагают:

  1. Мы будем знакомиться с биографией Фета.

  2. Мы будем знакомиться с его творчеством

Вероятно, при изучении этих вещей и поймем, каков же на самом деле Афанасий Афанасьевич.

Учитель:

-Верно, тема нашего урока (слайд№2) - Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока



Приступаем к изучению темы, запишите ее в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь тему урока и знакомятся с содержанием следующего слайда .

Осмысление:

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Какая трагедия могла произойти у ребенка, который только что родился?

Ученик :

- Он мог лишиться родителей.

- Мог серьезно заболеть

- Его могли похитить.

Каждый последующий слайд мы рассматриваем с точки зрения предположений ребят, по ходу говорим о том, кто из ребят ближе всего оказался к истине.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Как вы думаете, что было дальше?

Ученики:

- Трагедия уже в том, что еще до рождения ребенка родители его обманули, вернее, что его обманула мать - самый близкий для него человек.

- Вероятней всего, этот обман вскроется, Фету будет очень плохо.

-Почему мать так поступила? Кто ответит на этот вопрос?

Учитель:

До сих пор точно неизвестно, почему мать будущего поэта, бросив свою первую семью первого ребенка, бежала из Германии вслед за Шеншиным, вероятно, любовь заставила ее сделать это.

В семье Шеншиных особого счастья не было…

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Как вы думаете, что было дальше?

Ученики:

Налицо противоречие, Фет родился в 1820 году, а брак зарегистрировали в 1822.

Видимо, у всех еще будут неприятности в этой связи.

Да, возникнут проблемы с законом.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Как вы думаете, что было дальше?

Ученики:

Суд,

Сиротство

Мать умрет. Ребенок останется совсем один. В наше время также бывает, когда ребенок никому не нужен, а родители то сходятся, то расходятся.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Кто уже проговаривал эту версию. Кто из вас оказался прав?

Что будет дальше?

Ученики:

Понятно, что его лишат прав, его бросят.

На портрете отразилось все его горе, предательство родителей он пронесет через всю жизнь.

Да, нельзя детей обманывать. Тем более, так жестоко.

Он потеряет веру в людей так рано, с 14 лет!

Когда теряешь веру в людей, то жить становится невозможно!

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Расшифруйте запись на слайде.

Ученики:

Все понятно, ему вернули фамилию Фет, а хотел он быть Шеншиным - в этом главное его противоречие.

Видимо, он стал заложником 2 фамилий, которые руководили его судьбой, он был то одним, то другим.

Он всю жизнь боролся с собой.

На какой фамилии он останется? Скорее, Фет, его мы знаем именно под этой фамилией.

Учитель:

А вот, что по этому поводу сказал И. С. Тургенев.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Учитель:

Что скажете?

Ученики:

Тургенев, как и мы, вернее, мы как Тургенев, тоже считаем, что внутри одного человека жили 2.

Они были совершенно разные. Они не давали друг другу покоя.

В этом главное противоречие Фета. Недовольство Фетом, который был прекрасным поэтом.

Вечный бег за Шеншиным, который был совсем не поэтом.

И делаем вывод о том, вся жизнь Фета - это сплошное противоречие, вечная борьба между Фетом и Шеншиншиным.

Обращаемся к первоначальным записям на доске, и озаглавливаем их. Записи справа - Фет, записи слева - Шеншин.

Ученики чертят в тетради двучастную таблицу, первую колонку мы озаглавливаем «Фет», вторую - «Шеншин».

В классе происходит перегруппировка , формируются рабочие группыпо 4-5 человек. Каждая группа получает текст, где освещается биография Фета (тексты разные). Заполняются двучастные таблицы примерами из биографии Фета-Шеншина.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Затем вновь внимание переключается на презентацию, на слайдах обозначены моменты из жизни Фета, группы по желанию озвучивают слайды. Говорят о том, на каком этапе жизни побеждал Фет, на каком Шеншин.

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока



Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока

Рефлексия:

Учитель:

Мы познакомились с биографией великого Поэта. Что вам запомнилось на этом уроке?

Дети говорят о том, что жизнь любого человека полна противоречий, но жизнь такого великого человека была наполнена особенными противоречиями, идущими из детства и продолжавшимися всю жизнь.

Фет зря потратил свою жизнь. Всю жизнь искал свое имя, а имя у него было, оно осталось в веках.

Удивительно, но мы так и не решили, а кто победил: Фет или Шеншин. И поэт он великолепный, и помещик прекрасный.

Учитель:

Обратимся непосредственно к творчеству поэта Фета. Я объявляю Поэтический Концерт:

Класс вновь разбивается на пары,каждая пара получает сборник стихотворений Фета, задача каждой пары представить понравившиеся стихи Фета, и составить к ним комментарий, связанный с противоречиями, (предварительно мы говорим о том, что каждый склонен видеть в мире свое отражение), которые не могли не отразиться в стихах, а также, с тем, что ребята смогут почувствовать и понять в стихах при первоначальном знакомстве.

Выбирается конферансье, который тоже готовится к концерту, он готовит свой текст, так как его задача представить выступающих, стихи, которые пара будет читать.

Затем собственно концерт. Выглядит это следующим образом: конферансье объявляет пару, например:

- На сцену приглашаются несравненные Татьяна Петрова и Николай Петров. Они прочтут великолепные стихи: «Я пришел к тебе с приветом…»

Ребята читают стихи и комментируют их. На нашем уроке прозвучали следующие стихи:

Название стихотворения

Комментарий

Когда у райских врат изгнанник

Противоречия между желаемым и действительным, лирический герой прорывается в рай, но груз реальной жизни его туда не пускает.

Колокольчик

Противоречия между дневным и ночным мирами. Ночь нема, ночь - это особенный мир, но колокольчик - голосок из дневного мира нарушает данную гармонию.

Кричат перепела, трещат коростели,

Противоречие между юностью и старостью.

Кукушка

Описывается великолепная картина природы, ярка и насыщенная и грустное упадническое настроение лирического героя.

Майская ночь

И вновь описывается прекрасный пейзаж, а речь идет о невозможности человеческого счастья на земле.

Молчали листья, звезды рдели.

Противоречия между реальным и небесным мирами.

Музе

Речь идет о реальной земной личности лирического героя и музе - волшебницы из потустороннего мира, об их непростом сотрудничестве.

Ключевые слова вновь записываются на доску, в колонку «Фет» или « Шеншин».

Рефлексия: письмо по кругу.

Очередная перегруппировка. Ребята собираются в группы для того чтобы написать творческую работу - письмо по кругу.

Для начала выбираем название текста, ребята предложили следующие: «Вечное противоборство», «Фет-Шеншин», «Бой с тенью», «Судьба, судьбы, судьбе…», «Певец красоты».

Ребята пишут письмо по кругу: первое предложение - первый, второе - второй и так далее. Чтобы карточка с сочинением выглядела более убедительно , ребята работают разными по цвету ручками. Затем группы представляют свои тексты.

Рефлексия: Поставь себе отметку. Каждый ребенок ставит себе отметку и комментирует ее.









© 2010-2018