Статья Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия


Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель

русского языка и литературы высшей

квалификационной категории

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический

колледж»

Разработанная И.С. Якиманской концепция личностно-ориентированного обучения утверждает, что личностно-ориентированное обучение «должно обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». Следовательно, личность, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую поисковую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. В учебном процессе происходит систематическое и последовательное формирование таких личностных образований как активность, самостоятельность, познавательный интерес, которые подводят обучающегося к активной позиции в учебной деятельности. Активность как личностное образование выражает особое состояние субъекта и его отношение к учебной деятельности (внимательность, расположенность, соучастие в общем процессе, реагирование на изменение обстоятельств).

Анализируя технологию личностно-ориентированного обучения применительно к средней профессиональной школе, можно выделить для изучения следующие группы методов:

  • предоставление студентам свободы выбора содержания обучения (выбор тем докладов, рефератов, выбор литературы для дополнительного чтения), свободы выбора форм и методов обучения, форм и методов контроля подготовленности, свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;

  • опережающая самостоятельная работа: самостоятельное изучение теоретического материала и его обсуждение, выполнение отдельных практических заданий до получения соответствующих теоретических знаний с целью побуждения к самостоятельному поиску путей решения профессиональных или учебных задач;

  • побуждение к рефлексии учебно-познавательной, учебно-профессиональной деятельности в разных ее видах и содержании и др.

Именно такой подход к организации учебно-воспитательной деятельности способствует решению проблемы формирования качества знаний на уроках русского языка в условиях двуязычия.

Под качеством образования в современной педагогике предполагается несколько аспектов. Во-первых, это результат образования (философский аспект); во-вторых, это процесс получения этого результата (экономический аспект); в-третьих, это условия, обеспечивающие заранее заданный результат (методический аспект); и, наконец, в-четвёртых, это цена достижения результата (психологический аспект).

Если мы остановимся на методическом аспекте качества образования, нам придётся признать, что основная проблема уроков русского языка- это проблема повышения грамотности (несмотря на то, что в педучилище обучаются выпускники 9-х и 11-х классов, которые, казалось бы, должны иметь прочные навыки грамотного письма). Но в действительности мы имеем совершенно другую картину, а проблему решать надо.

Даже традиционные приемы формирования грамотности в условиях личностно-ориентированной системы приобретают совершенно иное звучание, поскольку меняется способ организации обучения. Например:

- списывание с правильного текста (свобода выбора текста);

  • письмо по памяти с последующей самопроверкой или

взаимопроверкой;

  • разнообразные диктанты: предупредительные,

объяснительные, комментированные, словарные;

  • самостоятельная работа по вариантам;

  • работа на компьютере;

  • работа по карточкам (индивидуальная, групповая).

  • зачеты.

Эффективным видом деятельности считается формирование умений работы с орфографическими словарями. Приёмы работы могут быть следующие:

  • составление предложений со словарным словом;

  • толкование словарной статьи (можно дать индивидуальные задания);

  • подобрать словарный диктант;

  • подобрать примеры к изученному правилу;

  • составить словарный диктант на правописание чередующихся корней, ь в окончаниях глаголов, приставок пре-, при- и т. п.;

  • разрешить посмотреть одно слово (в контрольном диктанте) и два слова (в проверочном диктанте).

Исключительно необходимый вид деятельности - систематическое проведение работы над ошибками. Рекомендуется использовать при этом таблицы, схемы с образцами проверки слова. Необходимо учить квалифицировать ошибки. Особое внимание следует уделять преемственности и перспективности в работе. При формулировании домашних заданий учитывать органическую связь домашней и классной работы. Домашние задания по русскому языку должны быть естественным продолжением классной и рассчитаны на несколько уровней. По своему объёму должны соответствовать нормам домашней нагрузки. Можно рекомендовать следующие виды заданий:

. Прочитайте параграф. Какую таблицу вы бы составили?

Какую опору можно составить?

. Какую шпаргалку можно написать к зачёту?

. Подготовьте объяснение темы для ученика начальных классов (сестренки, брата).

. Представьте, что урок отвечает В. Познер (или любой другой знаменитый человек).

. Подберите примеры из художественных текстов.

. Сочините стихотворение.

. Напишите рассказ.

. Сочините лингвистическую сказку.

При формулировании домашнего задания надо помнить также, что удельный вес вопросов что? где? когда? не должен быть значительным, поскольку их функция ограничена.

Успешность и результативность работы зависит также не только от многообразия форм и методов обучения, но и от стиля общения, позволяющего обеспечить последующую рефлексию психологического состояния, успешности деятельности, достижения результатов, затруднений и ошибок, возникших в процессе труда.








© 2010-2022