- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия
Статья Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рогова Р.З. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия
Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж»
Разработанная И.С. Якиманской концепция личностно-ориентированного обучения утверждает, что личностно-ориентированное обучение «должно обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». Следовательно, личность, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую поисковую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. В учебном процессе происходит систематическое и последовательное формирование таких личностных образований как активность, самостоятельность, познавательный интерес, которые подводят обучающегося к активной позиции в учебной деятельности. Активность как личностное образование выражает особое состояние субъекта и его отношение к учебной деятельности (внимательность, расположенность, соучастие в общем процессе, реагирование на изменение обстоятельств).
Анализируя технологию личностно-ориентированного обучения применительно к средней профессиональной школе, можно выделить для изучения следующие группы методов:
-
предоставление студентам свободы выбора содержания обучения (выбор тем докладов, рефератов, выбор литературы для дополнительного чтения), свободы выбора форм и методов обучения, форм и методов контроля подготовленности, свободы выбора партнера для выполнения совместных заданий;
-
опережающая самостоятельная работа: самостоятельное изучение теоретического материала и его обсуждение, выполнение отдельных практических заданий до получения соответствующих теоретических знаний с целью побуждения к самостоятельному поиску путей решения профессиональных или учебных задач;
-
побуждение к рефлексии учебно-познавательной, учебно-профессиональной деятельности в разных ее видах и содержании и др.
Именно такой подход к организации учебно-воспитательной деятельности способствует решению проблемы формирования качества знаний на уроках русского языка в условиях двуязычия.
Под качеством образования в современной педагогике предполагается несколько аспектов. Во-первых, это результат образования (философский аспект); во-вторых, это процесс получения этого результата (экономический аспект); в-третьих, это условия, обеспечивающие заранее заданный результат (методический аспект); и, наконец, в-четвёртых, это цена достижения результата (психологический аспект).
Если мы остановимся на методическом аспекте качества образования, нам придётся признать, что основная проблема уроков русского языка- это проблема повышения грамотности (несмотря на то, что в педучилище обучаются выпускники 9-х и 11-х классов, которые, казалось бы, должны иметь прочные навыки грамотного письма). Но в действительности мы имеем совершенно другую картину, а проблему решать надо.
Даже традиционные приемы формирования грамотности в условиях личностно-ориентированной системы приобретают совершенно иное звучание, поскольку меняется способ организации обучения. Например:
- списывание с правильного текста (свобода выбора текста);
-
письмо по памяти с последующей самопроверкой или
взаимопроверкой;
-
разнообразные диктанты: предупредительные,
объяснительные, комментированные, словарные;
-
самостоятельная работа по вариантам;
-
работа на компьютере;
-
работа по карточкам (индивидуальная, групповая).
-
зачеты.
Эффективным видом деятельности считается формирование умений работы с орфографическими словарями. Приёмы работы могут быть следующие:
-
составление предложений со словарным словом;
-
толкование словарной статьи (можно дать индивидуальные задания);
-
подобрать словарный диктант;
-
подобрать примеры к изученному правилу;
-
составить словарный диктант на правописание чередующихся корней, ь в окончаниях глаголов, приставок пре-, при- и т. п.;
-
разрешить посмотреть одно слово (в контрольном диктанте) и два слова (в проверочном диктанте).
Исключительно необходимый вид деятельности - систематическое проведение работы над ошибками. Рекомендуется использовать при этом таблицы, схемы с образцами проверки слова. Необходимо учить квалифицировать ошибки. Особое внимание следует уделять преемственности и перспективности в работе. При формулировании домашних заданий учитывать органическую связь домашней и классной работы. Домашние задания по русскому языку должны быть естественным продолжением классной и рассчитаны на несколько уровней. По своему объёму должны соответствовать нормам домашней нагрузки. Можно рекомендовать следующие виды заданий:
. Прочитайте параграф. Какую таблицу вы бы составили?
Какую опору можно составить?
. Какую шпаргалку можно написать к зачёту?
. Подготовьте объяснение темы для ученика начальных классов (сестренки, брата).
. Представьте, что урок отвечает В. Познер (или любой другой знаменитый человек).
. Подберите примеры из художественных текстов.
. Сочините стихотворение.
. Напишите рассказ.
. Сочините лингвистическую сказку.
При формулировании домашнего задания надо помнить также, что удельный вес вопросов что? где? когда? не должен быть значительным, поскольку их функция ограничена.
Успешность и результативность работы зависит также не только от многообразия форм и методов обучения, но и от стиля общения, позволяющего обеспечить последующую рефлексию психологического состояния, успешности деятельности, достижения результатов, затруднений и ошибок, возникших в процессе труда.