Конспект урока русского языка 8 класс по теме

  Данный  урок  развития  речи  направлен  на  более  глубокое  изучение  стилей  речи ( публицистический).   Тема  урока:  "Публицистический  стиль:особенности,  жанры,  сфера  использования."     На  занятии  учащиеся  не  только  знакомяться  с  жанрами  публицистического  стиля,  но  пытаются  применить  полученные  знания  на  практике.  Формы  проведения  урока:  проблемный урок  и  урок  исследование.      Задачи,  реализуемые  на  уроке: - формировать  умения  узнавать  высказывания  пуб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана







КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА:

Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления.

(8 класс)

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Пагина Елена Анатольевна





Неман,2014г.

Цель:

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • структурирование знаний;

  • рефлексия способов действий, контроль и оценка

  • постановка и формулирование проблемы.

Логические:

  • анализ;

  • сравнение, подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • доказательство.

Познавательные:

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Задачи:

  • формулировать умения узнавать высказывание публицистического стиля;

  • учить аргументированному ответу;

  • учить использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. ( Слайд 1)

- Возможности нашей устной и письменной речи необычайно богаты и многогранны. Нужно лишь умело ими пользоваться, и тогда нам будут подвластны и поэтика художественных произведений, и «непроходимые джунгли» деловых и официальных бумаг, и неприхотливость разговорной речи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, в каком веке мы живем? (Век новейших технологий)

Все больше изобретается новых машин для облегчения жизни людей, но все же живое человеческое слово и общение не заменить машинами. Только оно способно воздействовать на людей

2.Фронтальная беседа с классом (Слайд 2)

- Давайте с вами вспомним, что такое текст.

Текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

- Что такое тема, основная мысль и идея текста?

Тема - это то, о чем или о ком в тексте говорится.

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.

- Что может быть отражено в заглавии текста?

И тема текста, и его основная мысль

- Назовите, какие типы речи вы знаете.

Повествование, описание, рассуждение.

- Какие стили речи вы знаете?

Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический

- Сегодня мы более подробно изучим еще один стиль - публицистический- и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.

Запишем тему урока:

«Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления».

3. Работа с учебником. Изучение теоретического материала. ( Слайд 3)

Найдём информацию в учебнике и дадим определение научному понятию .

-Название стиля происходит от какого слова?

Произошло от латинского слова общественный.

- Где используется публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…

- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Давайте сделаем вывод.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

4. Словарно-орфографическая работа. Работа у доски. ( Слайд 4)

Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

  • Какой общий корень имеют слова?

  • Какое явление вы увидели в этом корне?

Чередование согласной (ц//к//ч)

5. Работа в группах.

Давайте теперь определим лексическое значение слов. Каждая группа попытается разъяснить лексическое значение слов, написанных на карточках.

( Слайд 5)

Публичный - осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Публицист - автор публицистических произведений

Опубликовать - что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

Публицистика - произведения, посвященные актуальным проблемам.

Каждая группа дает свое толкование. ( Слайд 6)

6. Объяснение нового материала.

Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией.

Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

( Слайд 7)

Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

- Запишем их и дадим толкование: ( Слайд 8)

Заметка - краткое сообщение в печати.

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж - сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

7. Практическая работа в группах.

- На ваших столах лежат тексты разных жанров публицистического стиля, ваша задача, ознакомившись с текстом , определить его жанр.

Аргументированные ответы групп. ( Слайд 9 )

8.Творческая работа в группах.

- Ребята, вы хорошо и согласованно поработали: определили 4 разных жанра публицистического стиля. А сейчас я предлагаю вам провести совместную творческую работу. Каждая из групп составит текст интервью (еще одного жанра публицистики). Задание у каждой группы разное. ( Слайд 10)

-Давайте на время забудем о том, что вы учащиеся 8 класса. Сейчас вы - начинающие журналисты и вам предстоит принять участие в конкурсе «Юное дарование». Номинация «Лучшее интервью». (Учащиеся работают, звучит спокойная музыка).

( Слайд 11)

9. Обобщение, подведение итогов, оценивание:

Заслушиваются интервью творческих групп. Выслушиваются мнения о самом удачном. ( Слайд 12)

-Спасибо, ребята, за проделанную работу! Хочется надеяться, что вам понравилось ощущать себя «акулами пера».

-Итак, наш урок завершен. Мне думается, он был небезынтересен для вас: мы вспомнили черты публицистического стиля, познакомились ближе с некоторыми из его жанров, научились создавать свои интервью. Наилучшие работы получили заслуженную оценку. ( Слайд 13)


© 2010-2022