Рабочая программа по литературе. 6 класс Меркин Г. С

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕННИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

6 класс





Содержание


  1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 2 стр.

  2. Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------- 3 стр.

  3. Содержание программы учебного предмета, курса-------------------------------- 7 стр.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся -----------------------------------------14 стр.

  5. Тематическое планирование (учебно - тематический план) ---------------------16 стр.

  6. Перечень учебно - методических средств обучения -------------------------------26 стр.

  7. Нормы оценок-------------------------------------------------------------------------------29 стр.





Срок реализации программы - 2015 - 2016 учебный год

Данная учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 15.05.2004 года №

117; программы «Литература» - Г. С. Меркин, учебник для 6 класса в 2-х частях. Москва «Русское слово» 2013. Разработана на основе УМК под редакцией Г. С. Меркина.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ на изучение предмета «Литература» в основной общей ступени выделяется в 6 классе 140 ч. (4 ч. в неделю, 35 учебных недель).

Ступень уровня общего образования - основное общее образование

Составитель программы - Сытин А.Л.., учитель русского языка и литературы


Количество часов в году: 140

Количество часов в неделю: 4

I четверть - 36 часов

II четверть- 28 часов

III четверть- 40 часов

IV четверть- 36 часов


Пояснительная записка



Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:


  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений;

  • федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования от 09.03.2004 года № 1312;

  • учебного плана МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.М.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 29.08.2015 г. утвержденного приказом № 164:

  • образовательной программы МБОУ «Юнгинскся СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 31.08.2015 г. утвержденного приказом №170:

  • Федерального и республиканского перечня учебников, утвержденного приказом № 61 директором школы по МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 01.03.2015 г.

  • школьному положению о рабочей учебной программе;

примерных программ основного общего образования и авторской программы «Литература» - автор Г. С. Меркин, учебник для 6 класса в 2-х частях. Москва «Русское слово» 2013. Разработана на основе УМК под редакцией Г. С. Меркина.

Рабочая программа адресована учащимся 6 класса МБОУ «Юнгинскся СОШ им .С.М.Михайлова» с разнеуровневой подготовкой.

Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, предлагает возможное структурирование содержания предмета, возможную последовательность изучения разделов курса. Программа учитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, особенности его освоения учащимися, для которых русская литература не является родной; параллельное изучение русской и родной (национальной) литературы; определяет минимальный набор сочинений; дает примерное распределение учебных часов по разделам.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

В программе указываются конкретные произведения. В тех случаях, когда обязательный минимум стандарта предлагает изучение по выбору, авторы рабочих программ могут по своему усмотрению заменить указанные в примерной программе произведения.

Программа не распределяет учебный материал по классам, а, следуя структуре стандарта, выделяет этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

При этом авторы учебных программ и учебников могут включить дополнительно иные произведения русской классики, в частности те, которые имеют давние традиции изучения в конкретном национальном регионе; могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основой школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе.

Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Условия школы с родным (нерусским) языком обучения вынуждают в отдельных случаях прибегать к сокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их во фрагментах.

Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеет более или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории русской литературы.

Сведения историко-литературного характера даются в начале каждого раздела программы, теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в Образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрику выделены основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий. Они, в основном, повторяются в каждом классе. При этом идет их постепенное усложнение от класса к классу. На специальные уроки по развитию речи учащихся отводится 30 учебных часов, что составляет 6 учебных часов в каждом классе.

Общая характеристика учебного предмета

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его миовоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.

Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школы с родным (нерусским) языком обучения воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.

Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.

На начальном этапе основного образования (V кл.) возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал русской литературы и русского языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основного образования (VIII-IX кл.) возможно включение в традиционную форму урока блоков, интегрирующих материал русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей.

Цели

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России.

Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 595 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе с родным (нерусским) языком обучения на этапе основного общего образования. В V-VI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю; в VII, VIIIи IX классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 500 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 95 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий; для включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не приведет к перегрузке учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи; умение различать факт, мнение, доказательство, интерпретацию; сравнение, классификация, анализ, синтез, поиск оригинальных решений, самостоятельное выполнение различных творческих работ;

информационно-коммуникативная деятельность - осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию; составление плана, тезисов, конспекта текста; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

рефлексивная деятельность - самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полостью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать и определять, выявлять авторскую позицию, выделять и формулировать, сравнивать, анализировать, оценивать и сопоставлять, выражать свое отношение, выразительно читать, строить устные и письменные самостоятельные высказывания, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения и элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных на русском и родном языках произведениях, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решения разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


(140 час) 4 часа в неделю

Введение (2)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из мифологии (4)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества (4)

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Из древнерусской литературы (4ч+1РР)

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века (4)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из русской литературы XIX века (57+15)

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

АС. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пере-лза, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Н. В. Гоголь

Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е го-Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей». Основной пафос стихотворений: разоблачение сомой несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора и героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Некрасов и художники-передвижники.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

ВТ. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская - написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из русской литературы XX века (22+2)

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»',

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,

«Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов - по выбору.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими- искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;

К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»;

Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из зарубежной литературы (12)

Восточные сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих г. о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение - на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»

И.А.Бунин. «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение - на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение - на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне - на выбор.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

  • Общее и национально-специфическое в литературе.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение художественного текста.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

  • Анализ и интерпретация произведения.

  • Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.

  • Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения,

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках; изложения с элементами сочинения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Учебно - тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов на изучение материала

Развитие речи

1.

О литературе, писателе и читателе

2 ч.

2.

Из мифологии

4 ч.

3.

Из устного народного творчества

4 ч.


4.

Из эпоса народов России

4 ч.



Из древнерусской литературы(4ч+1РР)

4 ч.

1ч.

5.

Из русской литературы 18 века

4 ч.


6.

Из русской литературы 19 века

57 ч.

15ч.

7.

Из русской литературы 120века

22 ч.

2ч.

8.

Из зарубежной литературы

12 часов

122ч

18ч.

Всего : 140 часов





Тематическое планирование уроков литературы

VI класс (140ч. - 4 ч. в неделю)

Г. С. Меркин, учебник для 6 класса в 2-х частях Москва «Русское слово» 2013


№ п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Формирование универсальных учебных действий

Виды контроля самостоятельной деятельности

ЦОР

О ЛИТЕРАТУРЕ, ПИСАТЕЛЕ И ЧИТАТЕЛЕ. (2ч)

1.

О литературе

1ч.

Изучение истории и теории литературы

Уметь работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение

Анкетирование, беседа

feb-web.ru

2.

О писателе и читателе

1ч.

Урок применения знаний и умений

Уметь работать с учебником литературы (художественные произведения,

статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение

Работа со статьей учебника

3.

Из мифологии

1ч.

Урок закрепления изученного

Уметь составить тезисные планы статьи учебника

Чтение, вопросы и задания, письменный ответ

/lit.1september.ru

4.

«Пять веков».

1ч.

Знать фрагменты поэмы

Уметь вести беседу по произведению

Пересказ, дискуссия, работа с иллюстрациями

5.

«Прометей»

1ч.

Урок-беседа

Уметь составить цитатный план произведения.

Цитатный план мифа о Прометее.

Сообщение об Эсхиле.

6.

«Яблоки Гесперид».

1ч.

Урок художественного восприятия

Уметь передавать содержание; познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

Тезисный план.

Сообщение о Геракле.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (4ч)


7.

Предания и легенды

1ч.

Урок-беседа

Уметь работать с текстом,

с терминами и с учебником

Пересказ и анализ произведений

8-9.

«Солдат и смерть»

2ч.

Урок художественного восприятия.

Уметь выявить особенности стиля и художественной изобразительности легенд и преданий.

Подготовить художественный пересказ и иллюстрации к эпизодам легенды

10.

Предание о граде Китеже.(эл. приложение)

1ч.

Комбинированный урок

Уметь раскрыть образ солдата; выявить схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира.

Пересказ, вопросы и задания, сделать иллюстрации

ИЗ ЭПОСА НАРОДОВ РОССИИ(4ч)

11-12.

«Как Бадынко победил одноглазого великана»

2ч.

Художественное восприятие произведения

Уметь выявить схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира.

Художественный пересказ

Создать иллюстрации к эпизоду.

13-14.

Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»(эл.приложение)

2ч.

Углубленная работа с текстом.

Уметь вести самостоятельно исследовательскую работу с текстом и

иллюстрациями

Словарная работа с непонятными словами


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч+1РР)

15.

Из древнерусской литературы

1ч.

Урок-беседа

Знать: художественные особенности древнерусской литературы

Пересказ, вопросы и задания

litera.ru/stixiya

16.

«Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

Урок изучения нового материала

Знать: своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

Уметь: анализировать событие в произведении

Цитатный план вступительной

статьи учебника, посвященной

древнерусской литературе.

17.

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1ч.

Урок ознакомления с новым материалом

Знать: события «Повести…»

Уметь: определить поэтическую речь

Составить план «Повести о

разорении Рязани Батыем».

Художественный пересказ

18.

«Поучение Владимира Мономаха».

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать: отра­жение в поучении народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость.

Выписать ключевые тезисы,

содержащие советы Монома-

ха.

19.

РР. Изложение «Подвиг Евпатия Коловрата»

1ч.

Урок развития речи

Уметь: обучить написанию изложения по литературному произведению

Изложение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века (4ч)

20.

Из русской литературы 18века.

1ч.

Изучение истории и теории литературы.

Знать: основную проблему изучения литературы 18 века

Уметь: знакомиться со структурой и особенностями учебника, передовой статьёй.

Пересказ, вопросы и задания

litera.edu.ru

21.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать биографию и литературное творчество писателя

Уметь разбирать его стихи, сочинённые на дороге в Петергоф

Составление планов статей

учебника, работа с таблицами

22.

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

1ч.

Час размышления

Уметь увидеть многозначность поэтического образа

Письменные ответы на во­просы

litera.ru/stixiya

23.

В мире художественного слова М.В. Ломоносова.

1ч.

Изучение истории и теории литературы.

Знать: Поучительный характер стихов М.В.Ломоносова

Уметь: увидеть мудрость, преемственность поколений

Подготовить сообщения о Вергилии, Цицероне, Овидии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (57ч+15РР)

24.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творческой и жизненный путь В.А.Жуковского

Уметь распознавать лирику поэта

Анализ отдельных эпизодов

ruslit.ioso.ru

25-26.

В.А. Жуковский «Светлана».

2ч.

Художественное восприятие произведения

Знать: особенность поэтического языка;

Уметь: определить те­матику поэтических произведений;

Составить цитатный план.

Выучить наизусть отрывки из баллады.

27.

РР. Святочные гадания.

1ч.

Урок развития речи

Уметь развивать коммуникативные умения учащихся

Подготовить сообщение о крещенских гаданиях

28.

А.С. Пушкина Лицей

в жизни и творчестве поэта.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать: особенность поэтического языка;

Уметь: определить те­матику поэтических произведений

Подготовить комментарии к портретам лицеистов.

kidsbook.narod.ru

29.

А.С. Пушкин «Деревня».

1ч.

Урок-беседа

Уметь составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу

Составить рассказ о лицейских

годах А. С. Пушкина

30.

А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать: Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;

Уметь: находить своеобразие стихотворений А.С.Пушкина

Выразительное чтение

31.

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать: Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;

Уметь: находить своеобразие стихотворений А.С.Пушкина

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др.

32.

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1ч.

Комбинированный урок

Знать: Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;

Уметь: находить своеобразие стихотворений А.С.Пушкина

Сообщение об усадьбе в Михайловском.

33.

РР. Конкурс

вырази тельного

чтения

1ч.

Урок развития речи

Уметь: развивать коммуникативные умения учащихся

Выразительное чтение стихов

34.

Стихотворные размеры.

1ч.

Урок изучения теории литературы

Уметь работать с учебником литературы

Сообщение учителя. Работа с учебником.

35-39.

А.С.Пушкин «Дубровский».

5ч.

Углубленная работа с текстом.

Уметь: отличить своеобразие художественного видения Пушкина

Сообщения об усадьбах Архангельское, Михайловское, Петровское, Кистенево, Болдино.

likt590.ru/project/museum/

40.

Контрольный тест.

1ч.

Урок контроля

Уметь написать тест по литературному произведению Выполнение теста

Тест.

41 - 42.

РР.Сочинение «Сравнительная характеристика героев»(«Троекуров - Дубровский»)

2ч.

Урок развития речи

Уметь написать сочинение по литературному произведению.

Редактирование собственных работ.

43.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1ч.

Урок-исследование

Знать: Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество

Сообщения по темам:«Годы учения в Московском Университетском благородном пансионе и в Московском университете»;

feb-web.ru

44.

М.Ю. Лермонтов «Тучи».

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Тучи».

Рассказ о поэте

с использованием материалов

хронологической таблицы

45.

М.Ю. Лермонтов «Парус».

1ч.

Урок художественного восприятия.

Знать основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Парус».

Сообщения о картинах И.К. Айвазовского 1870-х гг., о романсе А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий..».

46.

М.Ю. Лермонтов. «Листок».

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Листок».

Словарная работа с непонятными словами

47.

М.Ю. Лермонтов «На севере диком…»

1ч.

Урок-беседа

Знать основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «На севере диком…»

Анализ отдельных эпизодов

48.

В мире художественного слова М.Ю.Лермонтова.

1ч.

Урок-исследование

Знать особенность поэтического языка М.Ю.Лермонтова;

Уметь определить те­матику поэтических произведений

Пересказ, вопросы и задания, сделать иллюстрации

49.

РР. Конкурс творческих работ.

1ч.

Урок развития речи.

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Создать миниатюры (по выбору).

50.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать личность и судьбу писателя, одаренность натуры

Сообщения учителя и учеников

/lit.1september.ru

51-58.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

8ч.

Урок применения знаний и умений

Знать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;

Уметь выявить особенность героев повести;

Анализ отдельных эпизодов

Отзыв «Запорожская Сечь».

59.

В мире художественного слова Н.В.Гоголя.

1ч.

Час размышления

Знать особенность поэтического языка Н.В.Гоголя;

Уметь: определить те­матику произведений

Сочинение «Тропа к Гоголю»

60 - 61.

РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба».

2ч.

Урок развития речи

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Редактирование собственных работ.

62.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»

1ч.

Урок художественного восприятия.

Уметь выявить внутреннее единство цикла «Записки охотника» и самостоятельность каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси.

Подготовить художественный пересказ с цитированием

litera.edu.ru

63 - 64.

И. С. Тургенев «Бирюк».

2ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Знать особенности характера героя, способности сохранять человеческое достоинство, поиск причин трагического одиночества героя.

Уметь формировать навыки анализа эпического текста в единстве формы и содержания.

Составить комментарии для

экскурсии по выставке картин

художников Крамского, Репина, Перова (краткие сведения об авторе, описание картин).

65.

И.С. Тургенев «В дороге».

1ч.

Комбинированный урок

Уметь формировать навыки составления художественного пересказа , выразительного чтения.

Отзыв

66.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Уметь выявить художественные идеи стихотворений, гражданскую позиции Н.А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины - матери.

Сообщения учителя и учеников

ruslit.ioso.ru

67.

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!…»

1ч.

Художественное восприятие

Уметь формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, составления тезисного плана статьи учебника

Составить тезисный план

статьи учебника, посвященной Н.А. Некрасову.

Лексическая работа

68.

Трехсложные размеры стиха

1ч.

Изучение истории и теории литературы.

Уметь работать с учебником литературы

Сообщение учителя

69.

Л.Н. Толстой. В начале пути.

1ч.

Урок-открытие писателя

Уметь выявлять ключевые события периода 30 - х - 50 - х годов, оказавших влияние на становление характера Л.Н.Толстого

Сообщения учителя и учеников

kidsbook.narod.ru

70-72.

Л.Н. Толстой.

«Детство».

3ч.

Углубленная работа с текстом.

Знать формы выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом.

Подготовить слайдовую презентацию или книжную выставку «Л.Н. Толстой и

Ясная Поляна».

73.

Л.Н.Толстой. «Бедные люди».

1ч.

Урок-беседа

Знать ключевые идеи рассказа «Бедные люди».

Уметь формировать коммуникативные навыки, умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся

Отзыв на эпизод

74-75.

РР. Сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня рассказ Л.Н.Толстого?»

2ч.

Урок развития речи.

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Написать о наиболее интересном случае.

76-77.

РР. Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

2ч.

Урок развития речи

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Редактирование собственных работ.

78 - 84.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

7ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Знать развитие нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе выявления идеи произведения и лексического значения слов ПОСТУПОК и ПРОСТУПОК

Уметь выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси.

Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений

учителя и учащихся

likt590.ru/project/museum/

85.

В мире художественного слова В.Г.Короленко

1ч.

Изучение истории и теории литературы.

Знать биографию писателя.

Сообщения учителя и учеников

86-87.

РР. Сочинение «Мой друг Вася

(от имени Валека)».

2ч.

Урок развития речи.

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи. Написать продолжение рассказа.

88.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творчество писателя, тематику его произведений

Сообщения учителя и учеников

feb-web.ru

89-90.

А.П. Чехов. «Степь».

2ч.

Урок-беседа

Уметь формировать навыки исследовательской работы с текстом, выразительного чтения и чтения по ролям, развитие устной речи учащихся.

Выразительное

чтение, самостоятельная

исследовательская работа с

текстом

91.

А.П. Чехов. «Налим»(эл. носитель).

1ч.

Урок художественного восприятия.

Уметь формировать навыки исследовательской работы с текстом, выразительного чтения и чтения по ролям

Пересказ, вопросы и задания

92.

А.П. Чехов «Шуточка».

1ч.

Урок-диспут.

Уметь формировать навыки исследовательской работы с текстом, выразительного чтения и чтения по ролям, развитие устной речи учащихся.

Работа с терминами и

иллюстрациями

93.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

1ч.

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь формировать навыки исследовательской работы с текстом, выразительного чтения и чтения по ролям, развитие устной речи учащихся.

Беседа, сообщения

учителя и учащихся, работа с

учебником

94-95.

РР. (Мастерская

творческого

письма).

Смешной

случай из жизни.

2ч.

Урок развития речи.

Уметь проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом

Редактирование собственных работ.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22ч+2РР)

96.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творчество И.А. Бунина.

Сообщения учителя и учеников

litera.edu.ru

97.

И.А.Бунин. «Лапти»

1ч.

Урок-диспут

Уметь выявить особенности мировосприятия И. Бунина, нашедших отражение в ранней лирике поэта.

Письменные ответы на во­просы

98.

И.А. Бунин «Не видно птиц…»

1ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Знать о художественной идее рассказа, развитие нравственно - эстетических представлений учащихся, формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа

Самостоятельная исследовательская работа с текстом

99.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творчество писателя.

Уметь воспитать интерес к личности и творчеству А.И. Куприна

Сообщения учителя и учеников

kidsbook.narod.ru

100-102.

А.И. Куприн. «Белый пудель».

3ч.

Урок-диспут

Уметь формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения.

Экскурсия по выставке репродукций

русских художников.

103-105.

А.И.Куприн «Тапёр»

3ч.

Урок-беседа

Уметь формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения.

Анализ отдельных эпизодов

106.

С.А.Есенин. Родное и близкое.

1ч.

Урок применения знаний и умений

Знать творчество русских поэтов

Сообщения учителя и учеников

litera.ru/stixiya

107

С.А. Есенин. «Песнь о собаке».

1ч.

Художественное восприятие произведения

Уметь формировать навыки выразительного чтения, лексической работы

Словарная работа с непонятными словами

108.

С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…»

1ч.

Художественное восприятие произведения

Уметь формировать навыки выразительного чтения, лексической работы

Выразительное чтение

109.

В мире художественного слова С.Есенина.

1ч.

Урок закрепления изученного

Уметь выявить художественные идеи стихотворений, гражданскую позицию С. Есенина

Сообщения учителя и учеников

110.

М.М.Пришвин. Жизнь и творчество.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творчество писателя.

Уметь воспитать интерес к личности и творчеству М.М.Пришвина

Сообщения учителя и учеников

ruslit.ioso.ru

111-115.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»- сказка-быль

5ч.

Урок художественного восприятия.

Знать творчество писателя, историю создания произведения, его жанровые особенности.

Художественный

пересказ рассказа, слайдовая

презентация

116.

РР. В мастерской художника (М.М.Пришвина)

1ч.

Урок развития речи.

Уметь воспитать бережное отношение к слову

Цитатный план

сказки-были.

117.

РР. Сочинение «Судьба Насти и Митраши»

1ч.

Урок развития речи

Уметь написать сочинение по литературному произведению

Редактирование собственных работ.

118 - 119.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» «Мужество», «Победа», «Родная земля»

2ч.

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Знать творчество А.А.Ахматовой.

Уметь воспитать интерес к личности и творчеству поэта

Тезисный план статьи учебника, посвящённой А.А. Ахматовой.

litera.ru/stixiya


ИЗ ПОЭЗИИ О В ЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. (8ч.+1РР)

120.

М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу». С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…»

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать о творчестве поэтов Великой Отечественной войны.

Уметь воспитать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию учащихся

Чтение наизусть, беседа,

litera.ru/stixiya

121.

К.М.Симонов. «Жди меня…» Д.С.Самойлов. «Сороковые»

1ч.

Час размышления

Знать о творчестве поэтов Великой Отечественной войны.

Уметь воспитать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию учащихся

Чтение наизусть, лексическая работа.

122.

Р.Гамзатов «Журавли»

1ч.

Художественное восприятие произведения

Знать о творчестве поэтов Великой Отечественной войны.

Уметь воспитать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию учащихся

Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа.

123-125.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

3ч.

Час размышления

Уметь выявить мотивы поступков героев, смысла названия рассказа, значения этого произведения для понимания общей идеи книги «

Лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и

учащихся

126.

РР. Творческая работа «Жизнь Витьки Потылицына».

1ч.

Урок развития речи.

Уметь отработать умения и навыки выполнения творческой работы на основе прочитанного.

Редактирование собственных работ.

127.

Н.М. Рубцов. «Звезда полей»

1ч.отворение

Урок-практикум

Знать творчество Н.М.Рубцова

Уметь выявить мотивы поступков героев

Сообщения учителя и учащихся

litera.edu.ru

128.

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

1ч.

Комбинированный урок

Уметь воспитать интерес к личности и творчеству поэта

Чтение наизусть, вырази-

тельное чтение, беседа, работа с

иллюстрациями.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(12ч.)

129 - 130.

«Сказка о Синдбаде-мореходе».

2ч.

Урок изучения нового материала

Уметь познакомить учащихся с содержанием сказки, ее художественными особенностями

Пересказ, сообщения

учителя и учащихся, беседа

kidsbook.narod.ru /

131.

Краткие сведения

о братьях Гримм.

1ч.

Урок-открытие писателя

Знать творчество писателя, историю создания произведения, его жанровые особенности

Составление плана статьи

учебника, сообщения учителя

132.

Сказка

братьев

Гримм

«Снегурочка»

1ч.

Художественное восприятие произведения

Уметь формировать навыки составления плана статьи учебника, развитие монологической речи, актуализация читательского опыта учащихся.

Художественный

пересказ с привлечением иллюстраций

likt590.ru/project/museum

133.

О. Генри. «Дары волхвов».

1ч.

Урок-беседа

Знать творчество писателя О. Генри.

Уметь выявить особенности творческой манеры автора, тематики и проблематики его новелл.

Уметь развить аналитические способности учащихся, навыки воссоздания словесного портрета героя

Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа

feb-web.ru

134-136.

О. Генри. «Вождь краснокожих». ождь краснокожих"й и всерьёз.

3ч.

Урок ознакомления с новым материалом

Знать творчество писателя О. Генри.

Уметь выявить особенности творческой манеры автора, тематики и проблематики его новелл.

Создание словесного

портрета, беседа, работа с

учебником

137.

Дж. Лон-

дон. «Северные рассказы»

1ч.

Урок-исследование

Знать творчество писателя

Уметь выявить ключевые идеи северных рассказов, формировать умение комплексного анализа художественного текста, развить образное и аналитическое мышление.

Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником

feb-web.ru

138- 139.

Д.Лондон «Любовь к жизни».

2ч.

Урок-беседа

Уметь развить интерес к творчеству писателя

Самостоятельная исследовательская работа

140.

Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.

1ч.

Урок повторения и контроля.

Знать пройденный материал.

Уметь разбираться в тесте.

Тест.






Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература

1.Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009;

2.Г.С. Меркин. Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. - М.: Русское слово, 2011.

3.Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс». - М., 2008.

4.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - М., 2008

Для учителя

  1. Беленький Г.И., О.М. Хренова. Читаем, думаем, спорим... 8 класс. М.: «Просвещение», 2000-2003.

  2. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам - хрестоматиям В,П. Полухиной и Т.Ф.Курдюмовой. - М.:Вако, 2010

  3. Журнал «Литература в школе»

  4. Каштан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература XIX века. I половина. Хрестоматия литературно-критических мемуарных и эпистолярных мате­риалов. М.: «Просвещение», 20011.

  5. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. -М: Просвещение, 2010.

  6. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»

  7. Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс». - М., 2008

  8. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 2011.

  9. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А.. Преподавание фольклора. Полный курс. Методическое пособие. СПб.

  10. Сушилин И.П.. Русская литература Х1Х-ХХ веков: конспективное изложе­ние программных тем. М.: Изд. МГПУ, 2010.

Для учащихся

1.Акимов В.М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы XX века. Санкт-Петербург, 2010.

2.Библиотека русского фольклора: частушки. М., 1990.

3.Большая школьная энциклопедия. Т. 1. М.: «Олма-Пресс», 2000.

4. В поисках золотого руна: мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. - М: Просвещение, 1994.

5.Демиденко Е. Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы // Литература. 1999. № 43.

6.Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. -М.: Просвещение, 1997.

7.Рогачевская Е. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5-9 классы. М.: «Школа-ПРЕСС», 1993.

5.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература, ч. 2. XX век. /Гл. редак­тор М.Д. Аксенова. М.: Аванта плюс, 2000.

6.Энциклопедия литературных героев. - М.: АГРЛФ, 199')

7.Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХУШ-Х1Х веков. - М.: АСТ Олимп, 1997.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988.

Интернет - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы.

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

moshkow.tomsk.ru/win/ - библиотека Максима Мошкова

profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе

edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и политологическое образование

Иван Сергеевич Тургенев turgenev.org.ru/

Искусство метафоры metaphor.narod.ru/

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала ХХ вв на уроках литературы yspu.yar.ru/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/3/

Кафедра русской литературы Тартуского университета ruthenia.ru/

Мир слова русского rusword.com.ua/rus/index.php

Платоновская энциклопедия students.washington.edu/krylovd/APindex.html

Словарь литературоведческих терминов slovar.by.ru/dict.htm

Стихи.ру stihi.ru/

Вавилон (Современная русская литература) vavilon.ru/

Владимир Маяковский mayakovsky.narod.ru/

История литературы Древней Руси ppf.asf.ru/drl/

Электронная библиотека Александра Белоусенко belousenkolib.narod.ru

Марина Цветаева. Жизнь в искусстве mtu-net.ru/rayner/

Всероссийский музей А.С. Пушкина pushkin.ru/

Русская поэзия home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Электронная библиотека художественной литературы e-kniga.ru/

Словесность litera.ru/slova/

Русский фольклор в современных записях folk.ru/

Жемчужины английской поэзии members.tripod.com/~poetry_pearls/

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

Каталог. Историко-литературное издание litcatalog.al.ru/

Макондо - мир Габриэля Гарсиа Маркеса macondo.h1.ru/index.php

Заветный список zs.phil.pfu.edu.ru/

Русский переплет pereplet.ru/

Классика.Ru klassika.ru/

М.А. Булгаков bulgakov.km.ru/

Литература в 10-м классе pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html

Русская поэзия 60-х годов ruthenia.ru/60s/

Древнерусская литература old-russian.chat.ru/

Русский фольклор rusfolk.chat.ru/

С пятиклассниками о понятии композиции sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

Приют спокойствия, трудов и вдохновения libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

Рисунок акварелью risunok.da.ru/

Роль портрета в художественном произведении omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm




Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


2


© 2010-2022