Разработка урока по теме Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью ( ФГОС 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

26.11.2015 г.

Учитель МБОУ «Бубинская СОШ» - Мехоношина Т.И.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Цель деятельности учителя

Создать условия для актуализации и восстановления знаний о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью; повторить изученное о пунктограмме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: вспомнят понятия «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора после прямой речи и перед ней; научаться разграничивать слова автора и прямую речь, составлять схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью с опорой на опознавательный признак.



  • Метапредметные: формировать представление об этапах учебной деятельности, формулировать учебные задачи, составлять алгоритм действий

УУД:

Познавательные: осуществлять решение учебных задач путем сравнения, сопоставления, строить логически обоснованные рассуждения, делать обобщения, выводы

Регулятивные: планировать необходимые действия, определять цели, выдвигать версии, находить и исправлять ошибки, действовать по плану, оценивать свою работу

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, рабочих группах с учётом учебно- познавательных задач, строить монологические высказывания.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа, исследование языкового материала; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Оборудование и наглядно- демонстрационный материал

Компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Прямая речь, косвенная речь, слова автора

Этапы

урока

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Организационный этап

Вступительное слово:

Прозвенел уже звонок…

Вот книжки на столе, а вот- тетрадки.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Значит, мы должны учиться!

- Чему мы будем учиться?

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.

Учитель предлагает получить «проходной билет» - выполнить задание на повторение основных терминов по разделу «Синтаксис и пунктуация». Упражнение «Верное - неверное утверждение».

- Как вы думаете, почему именно такую работу вы выполняли?

- Действительно, мы продолжаем изучать темы из раздела «Синтаксис и пунктуация». А вот конкретную тему и цели урока вам предстоит определить.

Определяют верные и неверные утверждения. Объясняют неверные.

Фронтальная

Выявление места и причины затруднения.

Учитель предлагает задание на сравнение предложений с прямой и косвенной речью (знаки препинания не расставлены). Организует эвристическую беседу.

Задания: сравните предложения. Что их объединяет? Чем они отличаются?

- Как называются предложения, в которых чужая речь передана дословно, точно?

- Легко ли понять смысл предложений? Почему? (Предлагает расставить знаки препинания)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Самостоятельно анализируют предложения. Находят сходство и различия выполняют задания.

Определяют тему урока цели. Записывают в тетрадь

Парная,

фронтальная

Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

- Каким способом можно достичь цели?

Учитель предлагает заполнить левый столбик таблицы:

Известная информация ( что мне известно по данной теме)

Новая информация

(что я нового узнал на уроке)

Демонстрирует слайд, обобщает ответы учащихся.

Обдумывают ответы, вспоминают, осознают недостаточность знаний. формулируют цели

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Предлагает задания на нахождение слов автора, глаголов мысли, речи.

Анализируют предложения, находят слова автора, выделяют; выявляют слова- подсказки- глаголы речи и мысли.

Парная









Предлагает упражнение на выявление условий постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Сопровождает и контролирует правильность выполнения.

Обобщает и оценивает ответы учащихся.



Анализируют предложения, выявляют условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, составляют схемы предложений. Записывают в тетрадь. Озвучивают результат, проверяют

Парная

Промежуточная рефлексия.

Предлагает учащимся тест на усвоение теоретического материала по теме « Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью» (дифференцированно: для учащихся с низким уровнем понимания с карточкой- помощницей)

Решают тест: вставляют пропущенные слова, проверяют, оценивают свои работы

Парная

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель помогает учащимся найти способ успешного решения задачи по постановке знаков препинания при ПР

Составляют алгоритм действий.

Групповая работа

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает задание на соотнесение предложений и схем предложений, расстановку знаков препинания.

Корректирует работу учащихся. Организует самопроверку и самооценку.

Выполняют упражнение на карточке, проверяют и оценивают работы.

Парная

Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к проблемному заданию начала урока и предлагает исправить допущенные ошибки с последующей самопроверкой. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, возвращает к поставленной цели.

Корректируют постановку знаков препинания в предложениях, сверяют по эталону. Дают оценку своей работе на уроке.

Парная

Индивидуальная



Домашнее задание

  1. Выписать из русских народных сказок 6 предложений с прямой речью.

  2. Сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.

  3. Упр.247, стр. 115

индивидуальная

Приложение к уроку:

Задание 1. Сравните предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их.

1. Максим Горький говорил Хорошая книга - праздник

2. Что за прелесть эти сказки писал А.С. Пушкин

3. М. Горький говорил что надо знать русский язык и больше читать



Задание 3. Прочитайте предложения с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делайте чёткую паузу, прямую речь выделяйте голосом. Отчего зависит интонация? Зарисуйте схемы предложений. Определите, отчего зависит постановка знаков препинания. (А, а- слова автора, «П» - прямая речь)

Прямая речь до слов автора

1. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.

2. «Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.

3. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей Муравей.

Прямая речь после слов автора:

  1. И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

  1. И зарыдало корыто:

«Увы, я разбит, разбито!»

  1. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?

Задание 4. Подчеркните глаголы речи мысли.

Спросить, сказать, нарисовать, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, выполнить, обратиться, построить, говорить, писать, учить, выключить, желать, завещать, выжечь, объяснить, возразить, прошептать, раздать, интересоваться, предложить и т.п.

Задание5.Тест. Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова. При затруднении воспользуйтесь словами- помощниками.

• Слова какого- либо лица, передаваемые от его имени, называются_________.

• Прямая речь пишется с _____ буквы и заключается в_________.

• Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с_______ буквы, перед ними ставятся______ и_______ .

• Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится__________ .

Задание 6. Соотнесите предложения со схемами. Расставьте знаки препинания.

1. Серая Шейка спрашивала ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала я тебя съем









© 2010-2022