План урока литературы Конфликт поколений в романе Тургенева И. С. Отцы и дети

Вопрос взаимоотношений поколений актуален во все времена. Поэтому тема "Конфликт поколений" при изучении романа Тургенева И.С. "Отцы и дети" занимает особое место. Принято считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового. Столкновение героев в романе иммеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествушей эпохами. Исходя из этого определены задачи урока: - выявить и понять обще...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»
















ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТВОРЧЕСТВУ ТУРГЕНЕВА И.С.













Преподаватель: Малова О.В.

I квалификационная

категория




г. Надым

ТЕМА УРОКА: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ

ТУРГЕНЕВА И.С. «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа, работа с текстом романа, работа с элементом

технологической карты учащегося.

МЕТОДЫ: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Формирование знаний учащихся о взаимоотношениях представителей

разных поколений в романе;

2. Развитие внимательности, культуры речи, умения выделять главное;

3. Воспитание самостоятельности, сознательности, чувства ответственности,

справедливости.

ОБОРУДОВАНИЕ: тем. плакат, портрет писателя, текст романа, технологическая карта

учащегося «Творчество Тургенева И.С.».

Структурные элементы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

1.

2.

3.

I. Организационный

этап.

Психологическая подготовка учащихся к работе на уроке.

Готовность учащихся к работе, включение в деловой ритм.

II. Сообщение темы,

целей и задач

урока.

Необходимо рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Е.Базаровым и поколением «отцов».

Задачи:

- выявить и понять общественно-

исторические предпосылки конфликта;

- проанализировать отдельные направления

спора между Е.Базаровым и Кирсановым.

Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.

Осознанное восприятие целей и задач урока.

III. Актуализация

знаний учащихся,

усвоенных ранее.

Вопросы для повторения:

1. Какова основная проблема романа «Отцы

и дети»?

2. Кого из героев романа можно отнести к

категории «отцов», а кого к категории

«детей» в романе?

3. Кто из этих персонажей является

идеологическими противниками?

Учащиеся отвечают на вопросы, мобилизуя знания по краткой характеристике романа и расстановке героев в произведении.

IV. Изучение нового

материала.

1. Вступительное

слово

преподавателя по

теме урока.

Принято считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового.

Столкновение героев в романе имеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.

Учащиеся слушают рассказ преподавателя


2.Начало спора

между

Е.Базаровым и

П.П. Кирсановым.

Основная тема спора - пути «спасения» России. Необходимо выяснить, что послужило поводом к началу спора, развитию конфликта между героями.

Работают с текстом романа «Отцы и дети» (главаX), выясняя, из-за чего произошло столкновение между героями. «Дрянь, аристократишко»,...- сказал Базаров.)

3. Направления

спора между

героями.

Работа с

фрагментом

технологической

карты.

Спор между Е.Базаровым и Павлом Петровичем стал идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

Необходимо выяснить: какие вопросы были подняты в споре.

Организация работы учащихся с текстом романа и фрагментом технологической карты одновременно.

Индивидуальное консультирование учащихся по формулированию мировоззренческих позиций Базарова для внесения записей в таблицы технологической карты.

Возвращаются к работе с текстом, выясняют, какие основные вопросы были затронуты в споре.


Заполняют таблицы «Мировоззрение Базарова» технологической карты.

4. Закрепление

изученного

материала.

Вопросы для закрепления:

1. Чем был вызван конфликт поколений в

романе?

2. Чем усугублен конфликт между героями,

помимо того, что они имеют различные

взгляды на жизнь как представители

разных поколений?

3. Что означают понятия «аристократия»,

«нигилизм»?

4. Какие основные проблемы Е.Базаров и

П.П. Кирсанов затронули в споре?

Отвечают на вопросы с помощью технологической карты.

V. Домашнее

задание

Читать роман "Отцы и дети";

продолжить анализ конфликта Е. Базарова и

П.П. Кирсанова.

Записывают домашнее задание.

VI. Подведение

итогов урока

Оценивание деятельности учащихся на уроке.


© 2010-2022