- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План урока литературы Конфликт поколений в романе Тургенева И. С. Отцы и дети
План урока литературы Конфликт поколений в романе Тургенева И. С. Отцы и дети
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малова О.В. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТВОРЧЕСТВУ ТУРГЕНЕВА И.С.
Преподаватель: Малова О.В.
I квалификационная
категория
г. Надым
ТЕМА УРОКА: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РОМАНЕ
ТУРГЕНЕВА И.С. «ОТЦЫ И ДЕТИ»
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа, работа с текстом романа, работа с элементом
технологической карты учащегося.
МЕТОДЫ: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Формирование знаний учащихся о взаимоотношениях представителей
разных поколений в романе;
2. Развитие внимательности, культуры речи, умения выделять главное;
3. Воспитание самостоятельности, сознательности, чувства ответственности,
справедливости.
ОБОРУДОВАНИЕ: тем. плакат, портрет писателя, текст романа, технологическая карта
учащегося «Творчество Тургенева И.С.».
Структурные элементы урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность
учащихся
1.
2.
3.
I. Организационный
этап.
Психологическая подготовка учащихся к работе на уроке.
Готовность учащихся к работе, включение в деловой ритм.
II. Сообщение темы,
целей и задач
урока.
Необходимо рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Е.Базаровым и поколением «отцов».
Задачи:
- выявить и понять общественно-
исторические предпосылки конфликта;
- проанализировать отдельные направления
спора между Е.Базаровым и Кирсановым.
Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
Осознанное восприятие целей и задач урока.
III. Актуализация
знаний учащихся,
усвоенных ранее.
Вопросы для повторения:
1. Какова основная проблема романа «Отцы
и дети»?
2. Кого из героев романа можно отнести к
категории «отцов», а кого к категории
«детей» в романе?
3. Кто из этих персонажей является
идеологическими противниками?
Учащиеся отвечают на вопросы, мобилизуя знания по краткой характеристике романа и расстановке героев в произведении.
IV. Изучение нового
материала.
1. Вступительное
слово
преподавателя по
теме урока.
Принято считать, что борьба «отцов» и «детей» в романе Тургенева И.С. - отражение исторического процесса смены поколений, борьба старого и нового.
Столкновение героев в романе имеет и другой смысл. Это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.
Учащиеся слушают рассказ преподавателя
2.Начало спора
между
Е.Базаровым и
П.П. Кирсановым.
Основная тема спора - пути «спасения» России. Необходимо выяснить, что послужило поводом к началу спора, развитию конфликта между героями.
Работают с текстом романа «Отцы и дети» (главаX), выясняя, из-за чего произошло столкновение между героями. «Дрянь, аристократишко»,...- сказал Базаров.)
3. Направления
спора между
героями.
Работа с
фрагментом
технологической
карты.
Спор между Е.Базаровым и Павлом Петровичем стал идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.
Необходимо выяснить: какие вопросы были подняты в споре.
Организация работы учащихся с текстом романа и фрагментом технологической карты одновременно.
Индивидуальное консультирование учащихся по формулированию мировоззренческих позиций Базарова для внесения записей в таблицы технологической карты.
Возвращаются к работе с текстом, выясняют, какие основные вопросы были затронуты в споре.
Заполняют таблицы «Мировоззрение Базарова» технологической карты.
4. Закрепление
изученного
материала.
Вопросы для закрепления:
1. Чем был вызван конфликт поколений в
романе?
2. Чем усугублен конфликт между героями,
помимо того, что они имеют различные
взгляды на жизнь как представители
разных поколений?
3. Что означают понятия «аристократия»,
«нигилизм»?
4. Какие основные проблемы Е.Базаров и
П.П. Кирсанов затронули в споре?
Отвечают на вопросы с помощью технологической карты.
V. Домашнее
задание
Читать роман "Отцы и дети";
продолжить анализ конфликта Е. Базарова и
П.П. Кирсанова.
Записывают домашнее задание.
VI. Подведение
итогов урока
Оценивание деятельности учащихся на уроке.