Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»

·           ·          Тема: «БСП с отношениями причины ,пояснения ,дополнения»  Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП). Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП;  2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП;  3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах;  4. содействовать нравственному воспитанию школьников.  Оборудование: таблицы, карточки  Ход урока.  I. Организационный момент.  II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП. Запятая меду частями БСП: ·         части БСП обозначают одновременность или последовательность событий, ·         тесно связаны между собой по смыслу, ·         обычно кратки, ·         произносятся тоном перечисления, ·         между частями БСП мысленно можно поставить союз И. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.  [  ], [  ], [  ]. БСП Точка с запятой между частями БСП: ·         части БСП менее связаны по смыслу, ·         более распространены, ·         содержат собственные знаки, ·         к концу предложения голос понижается, возникает пауза. Сел да поехал; ах, хорошо!  [ да ], [межд.,  ]! БСП             Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься.  [  да  ], [  ]. БСП III. Объяснение нового материала.  1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)  2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».  Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в виде схемы:                                                           Значение 2 части БСП                                    причина                           пояснение                           дополнение Алгоритм анализа БСП: ·         найти грамматические основы; ·         определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; ·         поставить необходимый знак препинания; ·         построить схему БСП. 3. Объяснительное письмо.  Запишем предложение, объясним значение второй части:  На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.  Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.  Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.  Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.  Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.  Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.  4. На основе схемы цветными фломастерами составим таблицу, в которую вы будете вносить примеры БСП, исходя из значений второй части и внесем эти предложения в таблицу: Вид  пунктограмм           Схемы вариантов пунктограмм               Примеры Двоеточиие 1: (потому что) Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.     2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком.     3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель. 5. Работа над интонацией предложений с двоеточием.  Запишем предложение:  Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.  В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.                 Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение. А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:  Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.  Народы знают: правда есть!  Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.  6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение ,дополнение . Схема.                    1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.   пояснение   [  ] : [  ]. 2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.    причина    [  ] : [  ]. 3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.   дополнение  [  ] : [  ]. 4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.           пояснение  [  ] : [  и  ]. 5. Я понимал: выручить нас может только случайность.          дополнение    [  ] : [  ]. . 6. Печален я: со мной друга нет. причина   [  ] : [  ]. 7.Однако пора спать: уже без четверти шесть          причина [  ] : [  ]. 8.Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.           дополнение   [  ] : [  ]. . 9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.           причина  [  ] : [  ]  IV. Подведение итогов урока.  V. Выставление оценок.  VI. Домашнее задание: упражнение        , придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»

Тема: «БСП с отношениями причины ,пояснения ,дополнения»

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП;

2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП;

3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах;

4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

  • тесно связаны между собой по смыслу,

  • обычно кратки,

  • произносятся тоном перечисления,

  • между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. [ ], [ ], [ ]. БСП

Точка с запятой между частями БСП:

  • части БСП менее связаны по смыслу,

  • более распространены,

  • содержат собственные знаки,

  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь - наплачешься. [ да ], [ ]. БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в виде схемы:

Значение 2 части БСП

причина пояснение дополнение

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;

  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

  • поставить необходимый знак препинания;

  • построить схему БСП.

3. Объяснительное письмо.

Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

4. На основе схемы цветными фломастерами составим таблицу, в которую вы будете вносить примеры БСП, исходя из значений второй части и внесем эти предложения в таблицу:

Вид пунктограмм

Схемы вариантов пунктограмм

Примеры

Двоеточиие

1: (потому что)

Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно)

В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком.

3: (что)

Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение ,дополнение . Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение [ ] : [ ].

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

причина [ ] : [ ].

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.

дополнение [ ] : [ ].

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

пояснение [ ] : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность.

дополнение [ ] : [ ]. .

6. Печален я: со мной друга нет.

причина [ ] : [ ].

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть

причина [ ] : [ ].

8.Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.

дополнение [ ] : [ ]. .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

причина [ ] : [ ]

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение , придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.



© 2010-2022