Рабочая программа занятий кружка

 Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее эле­ментов. Она научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Основные цели и задачи курса -изучить законы употребления языка, его ле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель ШМО МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

______ /О.И.Фомина/

Протокол № _6 от

«19»__06 _2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» __________/О.Н.Лазарева/

«26» ___08___ 2014 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

__________ /Л.В.Псарёва/

Приказ № _145

от «01» __09_ 2014 г.



Рабочая программа

занятий кружка «Лингвистика»

для 9 класса

Учитель Воронина Гайла Джагфаровна






















Лингвистика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного (факультативного) курса для 9 классов (70ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее эле­ментов. Она научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональны и настрой произведения, его интонационные особенности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания само стоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнения ми по поводу своих сочинений и написанных другими учениками. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, опираясь на свои знания в области искусства.

Итак, предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9-х классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Основные цели и задачи курса

-изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;

-овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань;

-уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Морфологические средства выразительности русской речи (35 ч)

Имя существительное (6 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное (10 ч)

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное (2 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте.

Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (6ч) Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания Использование усеченных глаголов в художественном тексте. Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придании живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие (6 ч) Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степени сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (3 ч) Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка (33 ч)

Особенности русского синтаксиса (1ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла и создании художественных образов: свободный порядок, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (15 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) Предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, и загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста Структурный параллелизм сложного предложения как изобрази тельный прием. Стилистические фигуры речи (15 ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.





































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- принципы написания слов;

- основные функции знаков препинания;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

- оформлять на письме прямую речь, уметь заменять её косвенной.







Тематическое планирование занятий кружка «Лингвистика»

Дата

№ Занятия

Тема занятия

03.09-03.09

1 -2

Вводное занятие. Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях. Имя существительное. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

10.09-10.09

3 - 4

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

17.09-17.09

5 - 6

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

24.09-24.09

7 - 8

Имя прилагательное. Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

01.10-01.10

9 - 10

Употребление относительных, притяжательных, качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

08.10-08.10

11 -12

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

15.10-15.10

13 - 14

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных. Их стилистическая роль.

22.10-22.10

15 - 16

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

05.11-05.11

17 - 18

Имя числительное. Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. Числительные символы в фольклорных произведениях.

12.11-12.11

19 -20

Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

19.11-19.11

21 - 22

Глагол и его формы. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте.

26.11-26.11

23 - 24

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придании живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

03.12-03.12

25 - 26

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

10.12-10.12

27 - 28

Наречие. Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

17.12-17.12

29 - 30

Свойства наречия, определяющие его изобразительную функцию. Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

24.12-24.12

31 - 32

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степени сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

14.01-14.01

33 - 34

Практикум по анализу текста.

21.01-21.01

35 - 36

Служебные части речи. Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

28.01-28.01

37 - 38

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

04.02-04.02

39 - 40

Синтаксическое богатство русского языка. Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла и создании художественных образов: свободный порядок, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

11.02-11.02

41 - 42

Экспрессивное использование предложений разного типа. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений.

18.02-18.02

43 - 44

Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах. Анализ текста.

25.02-25.02

45 - 46

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи. Наблюдение над стилистическим использованием предложений разного типа в художественном тексте. Использование в текстах односоставных предложений.

04.03-04.03

47 - 48

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, и загадках.

11.03-11.03

49 - 50

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

18.03-18.03

51 - 52

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения.

Употребление бессоюзных предложений в текстах и фольклорных произведениях.

01.04-01.04

53 - 54

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

08.04-08.04

55 - 56

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.

15.04-15.04

57 - 58

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

22.04-22.04

59 - 60

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (параллелизм, риторический вопрос и обращение) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

61 - 62

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (эллипсис, анафора, эпифора, антитеза) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

29.04-29.04

63-64

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (градация, умолчание и др.) Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Стилистические фигуры: градация, эллипс, умолчание. Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

06.05-06.05

65 - 66

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов..

13.05-13.05

67 - 68

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. Практикум по анализу художественных текстов.

20.05-20.05

69 - 70

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. Практикум по анализу художественных текстов.

Примечание. Ввиду того, что согласно расписанию некоторые уроки выпали на праздничные дни, темы нескольких уроков будут совмещены. Так, будут объединены уроки 59 - 60 и 61- 62. Таким образом, рабочая программа будет скорректирована и полностью выполнена.








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Ученик научится:

* проводить лексический анализ слова, подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты;

* опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

* пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

* применять морфологические знания и умения в различных видах анализа;

* распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;

* использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

* использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.







ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развитии речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.

Горшков А. И, Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А. С. Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесно* ти. - М., 1995.

Горшков А И. Русская словесность: От слова к словесности Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М., 1997.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. - М . 1986.

Журавлев А. П. Звук и смысл. - М., 1991.

Кодухов Б. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

Крысин Л. Я. Жизнь слова. - М., 1980.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс для 8-9-х классов: Книга для учителя. М., 1991.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9-е классы: Пособие для учителя. М., 1996.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся -М.: Просвещение, 1992.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9-х классов. М., 2000.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,

2000.

Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык: Пособие для учащихся

5-х (6-х) классов. М., 2002.

Львова С. И. Словообразование - занимательно о сложном: практические задания для учащихся 8-11 классов. - М 2006.

Любичева Е. Б., Болдырева Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. И) 11 классы. - Л., 2005

Максимов В. И. К тайнам словообразования. - М., 1970.

Матвеева Н. 17. Свидетели истории народа. - М., 1992.

Мокиенко Б. М. Образы русской речи. - Л., 1986.

Николина Н. А, Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., 2003.

Новиков Л, А, Искусство слова. - М., 1982.

Сергеев Б. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987.

Солганик Г Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Шанский Н. М, Занимательный русский язык. В 2 ч. - М., 1996.

Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.,1986

Словари:

Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / Под ред. Е. В. Михайловой. - Великий Новгород, 2004.

Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. - М., 2004.

Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб. 12001.

Горбачевич К, С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979.



© 2010-2022