Авторская разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку»

Данная работа разработана учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла» Хомушку Риммой Дмитриевной. В данной работе предлагается разработка  внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку». Цель урока развитие коллективной деятельности, выявление творческих и организаторских способностей у детей, расширение кругозора.Для проведения урока потребуется: мешочек с «горошинами», выставка сказочных иллюстраций. По стенам кабинета прикреплены красочные назва...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
























Авторская разработка


внеклассного занятия по литературе в 5 классе


«Стрела улетает в сказку»





Автор: Хомушку Римма Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5 г. Кызыла»















План проведения

внеклассного занятия по русской литературе в 5 классе


Тема урока: Стрела улетает в сказку

Авторская разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку»

Цель урока: развитие коллективной деятельности, выявление творческих и организаторских способностей детей, расширение кругозора.

Оборудование: мешочек с «горошинами», выставка сказочных иллюстраций. По стенам кабинета прикреплены красочные названия остановок: «Избушка», «Теремок», «Терем», набор карандашей, бумага, карточки с заданиями, девочка в костюме Бабы-Яги, девочка в костюме зайца, мальчик в костюме Буратино, ромашка с лепестками, стрела


Ход урока

Разбивка на команды

Учитель:

- Ребята! Я рада нашей встрече с вами и приготовила для вас маленькое угощение. Оно лежит вот здесь (показать мешочек). Вы опускаете руку в этот мешочек, берете то, что там лежит. Можно брать только одну штучку, чтобы хватило всем. Зажмите в ладошку и никому не показывайте. Сами, конечно, можете посмотреть, но так, чтобы никому больше не было видно ...

Мешочек опустел. Теперь разожмите свои ладошки. Как видите, у всех по горошине. Все они сладкие на вкус, но по цвету разные. Не торопитесь сразу же положить их в рот. Еще успеете, а то не узнаете, кто из вас в какой команде будет.

Вот здесь собирается команда желтых горошин ...

Наши горошины помогли образовать команды, которые примут участие в путешествии в страну сказок. Скажем им спасибо и отправим в рот. Приятного аппетита!

Учитель:

- Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок. Перед вами ИЗБУШКА на курьих ножках, ТЕРЕМОК и ТЕРЕМ. Это наши остановки, где вы должны ответить на вопросы или отгадать сказку.

Итак, на нашем пути ИЗБУШКА на курьих ножках.

Авторская разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку»

- Кто живет в этой избушке? (Баба-Яга)

- Правильно ли стоит избушка? (Нет)

- Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом)

- Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы-Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать 3 ее загадки.

Баба-Яга (девочка в костюме):

- В каких сказках живет Баба-Яга? («Финист - ясный сокол», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга»)

- Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (топор, клубок, дубинка, дудочки, шапка-невидимка, зеркальце, яблоко с тарелкою, ...)

- На чем передвигаются герои сказок? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла со ступой, летучий корабль, на волке, коне, ...)

Учитель:

- И вот мы убежали от Бабы-Яги и продолжим путь к следующей остановке. Но, чтобы дорога показалась нам интересней и нескучной, поиграем в игру «Ромашка» (Участники по очереди отрывают лепестки от ромашки, читают вопрос и отвечают не него).

Вопросы:

1. Угадайте название сказки по отрывку. Отвечает золотая рыбка: Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто» (Сказка о рыбаке и рыбке)

2. Назовите 3 сказки с главным героем Иваном («Сивка-Бурка», «Конек-Горбунок», «Иван - крестьянский сын», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»)

3. Где спрятался седьмой козленок? (под печкой)

4. Где баба взяла муку на колобок? (наскребла)

5. Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

6. Кто одолел Чудо-юдо 19-головое? (Иван - крестьянский сын)

7. Как начинаются сказки? (В некотором царстве ..., жили-были, ...)

8. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел)

Учитель:

- Мы прибываем на станцию «ТЕРЕМОК». Здесь нас тоже ожидают интересные задания. Герои сказок предлагают провести викторину «Знаешь ли ты сказки?»


Заяц (девочка в костюме):


Авторская разработка внеклассного занятия по литературе в 5 классе «Стрела улетает в сказку»

1. «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том» (Вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

2. «И царица у окна села ждать его одна (Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях)

3. «Тук-тук! Кто, в терем живет?» (Терем-теремок)

4. «Часы стали бить полночь. Она вскочила и упорхнула, как птичка» (Золушка)

5. Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и медведь)

6. Появилась девочка в шашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

7. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня.

Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди)

8. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок - золотой гребешок)

9. Вымолвил словечко - покатилась речка.

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению)

10. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

11. Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке. (Колобок)

Учитель:

- Наше путешествие продолжается. Впереди у нас еще одна остановка. И опять мы в дороге будем играть. Игра «Нарисуем Буратино» (по одному человеку от каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино).

Буратино (мальчик в костюме):

А теперь вам нужно ответить на вопросы:

1. Как в сказках называют лису? (лисичка-сестричка, кумушка, Лиса Патрикеевна, лисонька, ...)

2. Кто помог девочке выручить своего братца, унесенного гусями? (печь, яблонька, речка)

3. Самые маленькие по росту герои сказок (Липунюшка, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка)

4. Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (Лиса - петушка)

5. В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» (Морозко)

6. Где находится Кащеева смерть? (на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе)

7. Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (утро вечера мудренее)

Учитель:

- И вот остановка «Терем», О, да, тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, из каких сказок отправлены были нам телеграммы.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду у вас (Колобок)

Спасите, нас съел серый волк! (Семеро козлят)

Золотое яйцо снесла,

Скоро простое снесу. (Курочка Ряба)

Нам не страшен серый волк! (Три поросенка)

Учитель:

- По предметам угадайте, какие герои побывали в нашем тереме?

1. Корзинка с пирожками (Красная Шапочка)

2. Азбука, колпак! (Буратино)

3. Ступа и метла (Баба-Яга)

4. Сапоги (Кот в сапогах)

5. Деревянные башмаки (Золушка).

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много сказок, не, прочитанных вами. Так что посещайте библиотеку за новыми книжками.







6

© 2010-2022