Урок – исследование (урок творчества). Русский язык 4 (5) класс. Синонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - исследование (урок творчества). Урок русского языка (с элементами ИЗО).

ТЕМА: СИНОНИМЫ. Класс 4 (5).


Учитель: Протодьяконова Лена Владимировна


Оборудования и материалы:

листы, фломастеры, карандаши цветные, простые, ластик;

словари синонимов и их разновидностями, ноутбуки с доступом к интернету;

интерактивная доска


Цель урока: 1. Личностные - - воспитание чувства гордости за Родину;

-формирование уважительного отношения к любому мнению;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности;

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных ситуациях.

2. Метапредметные - развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД).

- формирование умения взаимодействовать в группе на основе диалога;

- формирование осуществлять осознанный выбор

- познавательные - дать представление о синониме, познакомить со словарем синонимов и разновидностями.

- регулятивные - работа по формированию у детей УУД

- содействовать развитию умений и навыков мыслительной деятельности анализа и синтеза.

-способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания.

- коммуникативные - проявлять инициативу в совместной деятельности.

- формулировать собственное мнение мнение.

3. Предметные - - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; также средств ИЗО, передача с помощью цвета;

- освоение знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;




I. Организационный момент.


Прозвенел звонок! Начинается урок!

Мы настроимся сегодня на активность и успех.

Пожелаем мы друг другу цели все достичь! (хлопаем друг другу)


  1. Проверка д/з.


  • Вспомните ребята что такое синонимы!? Это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

  • Приведите примеры. (Например: красный - алый, смелый - храбрый, смотрит - глядит...)


III. Актуализация знаний.


На экране или на доске -


БУрок – исследование (урок творчества). Русский язык 4 (5) класс. СинонимыАБУШКИНЫ СКАЗКИ

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

Что мы послушали? Стихотворение «Бабушкины сказки»

Кто автор? С. А. Есенин -русский поэт. В этом году отмечали юбилей.

Понравилось стихотворение? Да.

О чем стихотворение? О детях, которые устали от катания, игр и на сон им бабушка рассказывает сказки, которые так любят слушать дети. Бабушка их учит многому хорошему, в том числе любить свою Родину через эти сказки.

IV. Операционно-исполнительский этап.



Все ли слова понятны до конца? Выделим некоторые слова и выражения. (фиксируем слова и выражения)

А как их смысл понять? Может кто знает? Некоторые слова и способ где посмотреть ( СЛОВАРИ (книги), ИНТЕРНЕТ (поисковик) ребята скажут, а некоторые нет - и для работы над данной проблемой указываем учащимся путь (ссылка на сайт synonymonline.ru.) и словарь синонимов, для того чтобы найти, понять и подобрать соответствующий СИНОНИМ к смыслу слов или выражений)

ссылка на сайт synonymonline.ru. - ищем по алфавиту;

Класс делится на группы (учитель заранее распределяет слова по группам) и ставит цели

Цель: Выбрать подходящее слово-синоним, изобразитьего на рисунке. А на другом листе или сзади написать ответ (синонимы). Уложиться в данное время.

Наша цель: нарисовать так чтобы другие учащиеся догадались о чем идет речь.

Цель отгадывающей группы: отгадать слово и подобрать синонимы к данному ответу.

ВЫПИСЫВАЕМ или ПОКАЗЫВАЕМ слова и выражения, в скобках (сразу после слова или выражения) приведены слова в помощь учащимся; ссылка на сайт synonymonline.ru. - ищем по алфавиту и (или) СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

По задворкам (задворки)

Разухабистой гурьбой - разухабистой (разухабистый) гурьбой (гурьба)

Бредем (бредущий)

Опостылеют (опостылый)

Загалдели (загалдивший)

Несмело

Групповая работа по ссылке или словарю синонимов (отводится время для поиска, рисунка и защиты группы)

Какие трудности испытали? Не могли сразу найти слова. Таких нет. Но есть подобные подходящие по смыслу, отталкивались от них.

Как назвать одним словам те слова, которые подошли по смыслу? СИНОНИМЫ

Что такое СИНОНИМЫ? Это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.Например: красный - алый, смелый - храбрый...

Выделяется время для работы группы, затем защита своих работ. Выводим окончательный вариант.

Большим шрифтом окончательный вариант.

По задворкам (задворки)- зады, дворы (МЕЖДУ ДВОРАМИ)

Разухабистой гурьбой

разухабистой (разухабистый) - молодцеватый, задорный

гурьбой (гурьба)-толпа, орава, группа

Разухабистой гурьбой (ЗАДОРНОЙ ТОЛПОЙ)

Бредем (бредущий)- идем, волочимся, тянемся (ИДЕМ)

Опостылеют (опостылый) - надоевший опротивевший (НАДОЕДЯТ, опостылеют)

Загалдели (загалдивший) - закричавший, загомонивший, (ЗАКРИЧАЛИ, загомонили)

Несмело - боязливо, пугливо, РОБКО

V. Рефлексивно-оценочный этап




Какие трудности испытали? - Не могли сразу найти слова. Таких нет. Но есть подобные подходящие по смыслу, отталкивались от них.

Как назвать одним словам те слова, которые подошли по смыслу? СИНОНИМЫ

Что такое СИНОНИМЫ? Это слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.Например: красный - алый, смелый - храбрый...


К какому выводу по уроку можете прийти? - Для того чтобы занть СИНОНИМЫ можно использовать свои знания, использовать СЛОВАРИ или ссылки на э/ресурсы. Чтобы уложиться за урок группа должна быть сплоченной и дружной. Работать как команда.


VI. Домашнее задание.


  1. Найти любое стихотворение С.А. Есенина;

  2. Прочитать, выбрать отрывок, выучить наизусть отрывок;

  3. Из данного отрывка выбрать 2-3 слова или выражения;

  4. К данным словам или выражениям найти синонимы, используя словари

  5. Сделать иллюстрацию к данным словам и выражениям

  6. Подготовиться к защите.




© 2010-2022