- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Занимательная грамматика русского языка
Занимательная грамматика русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ПОНОМАРЕВА Л.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Школа призвана научить детей правильно, грамотно, выразительно и образно излагать свои мысли, суждения, неустанно работать над совершенствованием культуры учащихся.
Многие учителя строят и проводят уроки русского языка так, что учащиеся получают эстетическое удовольствие. Каждый учитель, в том числе и я, зная состав класса, знания и умения учащихся, степень их развития, цель урока, сам спланирует материал так, как это найдёт нужным.
Вот, например, один из возможных вариантов использования занимательной грамматики я проводила на одном из уроков в 5 классе на тему «буквы Ъ и Ь - разделительные знаки» Например: 1) В сочетаниях согласных нч, нщ, чк, чр, рщ мягкий знак никогда не пишется. А если поменять местами буквы в каждой паре? Тогда как? Можно писать Ь знак? 2) В каких двух словах пишется подряд три Е? (Длинношеее животное, змееед) 3) В каких словах один звук обозначается двумя буквами? (Лошадь, моль, пень, кровать) 4) В каких словах 5-6 согласных и только одна гласная (Взгляд, спектр, сфинкс, взгреть, смерть.)
При изучении состава слова я предлагаю детям решить такие задачи:
-
Какое слово имеет корень такой же, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставку ту же, что и в слове расход? (Рассказчик)
-
Что это за слово? Корень его находится в слове преподносить, приставка - в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый. (Выносливый)
-
Почему в слове близсидящий З не переходит в С? (Потому, что близ не приставка)
Интерес к изучению частей речи вызывают упражнения, заставляющие учащихся мыслить и самостоятельно делать выводы, сопоставлять, например:
-
Какой глагол прошедшего времени может превратиться в имя существительное третьего склонения, обозначающие то, что было на самом деле, если смягчить конечное Л? (Был - быль)
-
От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву М, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет? (Малый - алый, маленький - аленький)
-
Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой рост (низка'-я, коротка'-я, длинна'-я, высока'-я, долговяза'-я.)
-
Какое краткое прилагательное при перестановке ударения на другой слог превратится в синоним слова путь? (дорога', доро'-га)
-
Какие личные местоимения имеют значение любого рода? (Местоимения, я, ты, мы, вы)
-
Какие 3 местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего)
-
Какое местоимение может быть частицей? (То - как-то, где-то)
-
Какие местоимения читаются одинаково с лева на право и справа на лево? (Оно, тот)
-
Какое местоимение превращаются в союз, если его прочесть с права на лево (Он - но)
-
Как образовать несовершенный вид от глаголов: ринуться, наглядеться, развеселиться, очнуться, встрепенуться? (От этих глаголов невозможно образовать несовершенный вид)
-
Какие окончания буду иметь глаголы полоскать, плескать, капать, кудахтать, если образовать от них форму третьего лица единственного числа настоящего времени? (Полощет, плещет, каплет, кудахчет)
-
Как объяснить различное написание слов в предложении: «все кричат на перерыв: « А когда ж на перерыв?» (Наперерыв - наречие; на перерыв - существительное перерыв и предлог на).
-
В каких наречиях пишется два мягких знака? (Точь-в-точь, чуть-чуть, вскользь).
-
Какие предлоги похожи на деепричастия? (Несмотря на, благодаря, невзирая на)
-
Какая частица состоит из трех частиц? (Вопросительная частица неужели, не-уже-ли)
-
Грамматические задачи могут быть связаны и с изучением синтаксиса. Например: Я не я, и хата не моя.
Ответ. Я(первое - подлежащее, не я - сказуемое; хата - подлежащее, не моя - сказуемое)
Из каких смысловых частей состоят глаголы: чувствовал, возвысь, подпечь, признаём?
Ответ. Каждая из составных частей слова могла бы быть именем существительным: чувство-вал, воз-высь, под-печь, приз-наём.
Как расположить данные синонимы в порядке возрастающего признака:
а) хвалить(2), прославлять(3), одобрять(1);
б)огромный(3), большой(2), значительный(1), колоссальный(4)
На игре слов построены вопросы, которые звучат двусмысленно и поэтому ставят в тупик отвечающего .Например:
1.За чем охотник носит ружьё? (За плечами)
2.По чему птицы летают? (По воздуху)
3.От чего плывёт лодка? (От берега)
Сочетание занимательности с другими приёмами преподавания поможет школьникам усвоить грамматические правила и навыки. Занимательность помогает воспитывать интерес у детей к изучению языка.
Самостоятельная работа учащихся над разрешением различного рода грамматических задач увлекает детей и помогает им в занимательной форме закрепить и углубить свои знания по языку, развивает у них память, сообразительность, расширяет кругозор, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, приучает серьезно трудиться; повышает интерес к предмету, вызывает горячее желание овладеть нормами литературного языка.