Урок литературы В. Высоцкий. Песня о друге

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В. Высоцкий. Песня о друге.

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Высоцкого;

развивать внимание, память, речь (обогащать словарный запас, вырабатывать навыки выразительного чтения);

содействовать воспитанию уважения к таким качествам личности, как умение дружить, быть мужественным, сильным, добиваться цели.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: ИД (флипчарт), книги о В. Высоцком, его портрет, НДМ по теме, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

МО


ФОПД


УУ


1 этап

организационный этап

Проверка готовности.

Психологический настрой.

Целевая направленность урока.

Словесн.

Колл.

1

2 этап

этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала


1. Мобилизующий момент: определение темы урока через цитату изученного ранее (в 3 классе) стихотворения. Фл.: № 1-4;

идея, чтение отрывка стихотворения «Он не вернулся из боя» + просмотр фрагмента видеоролика.

2. Тема: Творчество В. Высоцкого. №5

3. Определение целей урока. №6.

Пробл.

Част.-поиск.

Наглядн.

Слов.

Фронт.-колл.

2

3 этап

этап изучения, усвоения нового материала, новых знаний


1. О жизни и творчестве В. Высоцкого:

а) и б) параллельно

а) самостоятельное чтение статьи в учебнике

с. 195.

б) подготовка дополнительного материала по индивидуальным карточкам;

в) презентация материала. №7-12.

2. Контроль усвоения знаний.

3. Прогноз содержания, идеи стихотворения по названию, по первой фразе.

4. Слушание моего чтения стихотворения.

Установка: описать свое восприятие, чувства, определить тему.

5. Контроль первичного восприятия.

6. Самостоятельное чтение с пометками.

Установка: ? - непонятные места.

7. Анализ ЛЕ, РО.

8. Просмотр видеоролика: фрагмент к/ф «Вертикаль».

9. Словарная работа:

- О какой связке идёт речь?

- Если «сразу раскис»?

Сник

Не брани

На вершине хмельной

Положись на него

10. Чтение стихотворения учащимися.

11. Обсуждение и формулировка идеи.

12. Стилистический анализ: определение выразительных средств языка.

13. Работа над выразительностью чтения.

Объясн.-илл.

Част.-поиск.

Словесн.



Пробл.

Част.-поиск.

Слов.-нагл.

Част.-поиск.

Объясн.-нагл.

Част.-поиск.


Слов.

Исследов.








Репрод.

Част.-поиск.




Индив.


Индив.-колл.

Фронт.-колл.

Колл.

Фронт.-колл.

Индив.

Фронт-колл.

Колл.

Фронт-колл.

Групп.

Инд.-колл.

2







3








2






3

4 этап

этап закрепления новых знаний


1. Произведение и его автор.

2. О чём заставило задуматься, чему учит.

Репрод.

Част.-поиск.


Фронт.-колл.

2

3

5 этап

творческое задание

*** Пятистишье. Друг.

Част.-поиск.

Слов.

Группов.

3

6 этап

информированности о домашнем задании и инструктаж о его выполнении

С.195-196: об авторе, чтение стихотворения наизусть.




Дополнительный материал для индивидуальных заданий

Учащимся:

Родился в Москве в семье служащих. Отец - участник Великой Отечественной войны. Мать по специальности переводчик. Первые годы жизни Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется в Оренбургскую области. Спустя два года они вновь возвращаются в Москву. С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в Германии, где служит его отец. В эти годы воспитанием Володи занимается в основном вторая жена его отца, под руководством которой он занимается музыкой - берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом учителя-немца. По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца; позже переезжает жить к матери. По окончании школы Высоцкий поступает в Московский инженерно-строительный институт, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке. Поэтому любовь к театру привела его в театральное училище.

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов - всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) - хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980года. В это время в Москве проходили летние Олимпийские игры. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет на спектакль - каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней.

В день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг театра. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, олимпийские стадионы были полупустые - москвичи провожали в последний путь любимого поэта. Жена Высоцкого уже в автобусе, направившемся к кладбищу, сказала одному из друзей мужа: «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

Учителю:

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.

В годы цензуры Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это обуславливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения.

Официальное признание к Владимиру Семеновичу Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого - «Нерв» - и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец - С. В. Высоцкий.

В 1985 г астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету ВЛАДВЫСОЦКИЙ, она значится в международном каталоге планет под № 2374.

Марина Влади: «Часто я смотрю на звёзды и улыбаюсь от мысли, что среди этого множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем моего мужа».

"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

А в прошлом году российские кинематографисты создали фильм об этом великом человеке и так и назвали его «Высоцкий. Спасибо, что живой!»

По итогам опроса проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70 % ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.


© 2010-2022