- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП по литературе (8 класс)
КТП по литературе (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаврикова М.Ю. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса
1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Г.Меркин). Рекомендовано МОиН РФ - М.: «Русское слово», 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Приказ Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
3. Приказ Минобразования и науки России № 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, на 2015-2016 учебный год».
-
Нормативные документы Департамента общего и профессионального образования Брянской области:
-
Приказ Департамента образования и науки Брянской области №776 от 26 марта 2015 года «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год»
-
Рассмотрена на педсовете МБОУ «Навлинская СОШ №1» о принятии учебного плана (учебной нагрузки учителей) на новый учебный год (протокол №1 от 28 августа 2015г.). Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 27 августа 2015г.)
1.2. Цели и задачи курса.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
1.3. Место предмета в учебном плане.
По базисному учебному плану на прохождение программы в 8 классе по литературе отводится 70 часов. По школьному учебному плану для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении, предусмотрено сокращение до 17 часов в год (0,5 часа в неделю). С учетом возможностей ребенка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений, навыков и формирования компетенции.
Сокращение учебного плана происходит за счет объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям обучающихся, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности обучающегося, его здоровье, обеспечить уровневый подход содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.
1.4. Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература.
Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 198 202.
Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.
2. Обязательный минимум содержания рабочей программы по курсу литература 8 класса (в соответствии со Стандартом, программой (примерной или авторской) и учебником).
Наименование разделов
Содержание
Количество часов
Устное народное творчество
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор),
1
Древнерусская литература
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
1
Литература 18 века
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. (Самостоятельное изучение)
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
1
Литература 19 века
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.
Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. (Самостоятельное изучение)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
5
Литература 20 века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького. В.В..МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью - даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
В .Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
8
Зарубежная литература
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика.
(Самостоятельное изучение)
1
ИТОГО:
17
3.Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников).
Обучающиеся должны знать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
Обучающиеся должны уметь:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и
публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
4.Учебно- тематический план
№п\п
Наименование разделов
Количество часов
2.
Устное народное творчество
1
3.
Древнерусская литература
1
4.
Литература 18 века
1
5.
Литература 19 века
5
6.
Литература 20 века
8
7.
Зарубежная литература
1
ИТОГО:
17
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 198 202.
Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.
И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Веко», 2009г
Календарно-тематический план
Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.
№
п.п
Тема раздела,урока
Количество часов
Требования к обучающимся
Оснащение урока
Дата проведения
по плану
фактически
1.
Из устного народного творчества
Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,
( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.
1
Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.
Выразительное чтение песни (по выбору)
2.
Из древнерусской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
1
Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .
Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.
Стр.19-20 (изучить)
3.
Из литературы 18 века
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
1
Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
Владеть различными видами чтения и пересказа.
«Бедная Лиза» прочитать
Из литературы 19 века
4
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.
1
Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.
Главы 1-5 прочитать
5
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.
1
Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)
6
Гоголь Н.В. Творческая история комедии «Ревизор»
1
Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.
Прочитать 1 и 2 действия комедии.
Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова.
7
Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».
1
Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.
Прочитать повесть «Ася»
8
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
1
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
Стр.127, вопросы 2,6 устно
9
Из литературы 20 века
Горький М. Рассказ «Макар Чудра». «Песня о Соколе».
1
Уметь наблюдать над композицией рассказа.
Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно
10
Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям». Тэффи Н.А. «Свои и чужие».
1
Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений . Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.
Стр. 190, вопросы 1-5
устно. Стр. 197, вопросы 1-8 устно
11
Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.
1
Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.
12
Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
1
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Стр. 212, вопросы 1-3 устно.
13
Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)
1
Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
Доработать сочинение.
14
Твардовский А.Т. Поэма «За далью - даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав
1
Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.
15
Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.
1
Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
Стр. 270, вопросы 6-11
16
Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.
1
Уметь описывать литературного героя.
Стр.303, вопрос 4 письменно.
17
Из зарубежной литературы
Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.
1
Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.
Стр.359, вопросы 1,2 устно