КТП по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса


1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.



Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Г.Меркин). Рекомендовано МОиН РФ - М.: «Русское слово», 2009.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

2. Приказ Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

3. Приказ Минобразования и науки России № 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, на 2015-2016 учебный год».

  1. Нормативные документы Департамента общего и профессионального образования Брянской области:

  2. Приказ Департамента образования и науки Брянской области №776 от 26 марта 2015 года «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год»

  3. Рассмотрена на педсовете МБОУ «Навлинская СОШ №1» о принятии учебного плана (учебной нагрузки учителей) на новый учебный год (протокол №1 от 28 августа 2015г.). Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 27 августа 2015г.)









1.2. Цели и задачи курса.



Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

1.3. Место предмета в учебном плане.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 8 классе по литературе отводится 70 часов. По школьному учебному плану для обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении, предусмотрено сокращение до 17 часов в год (0,5 часа в неделю). С учетом возможностей ребенка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений, навыков и формирования компетенции.

Сокращение учебного плана происходит за счет объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям обучающихся, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности обучающегося, его здоровье, обеспечить уровневый подход содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.



1.4. Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература.

Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 198 202.

Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.

2. Обязательный минимум содержания рабочей программы по курсу литература 8 класса (в соответствии со Стандартом, программой (примерной или авторской) и учебником).

Наименование разделов

Содержание

Количество часов

Устное народное творчество

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор),

1

Древнерусская литература

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

1

Литература 18 века

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. (Самостоятельное изучение)

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

1

Литература 19 века

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

А. А.ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. (Самостоятельное изучение)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.


5

Литература 20 века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького. В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью - даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

8

Зарубежная литература

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика.

(Самостоятельное изучение)

1

ИТОГО:

17


3.Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников).

Обучающиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

Обучающиеся должны уметь:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и

публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.



4.Учебно- тематический план

№п\п

Наименование разделов

Количество часов

2.

Устное народное творчество

1

3.

Древнерусская литература

1

4.

Литература 18 века

1

5.

Литература 19 века

5

6.

Литература 20 века

8

7.

Зарубежная литература

1

ИТОГО:

17








5.Учебно-методическое обеспечение программы


Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 198 202.

Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.

И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Веко», 2009г























Календарно-тематический план


Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 200с.

п.п

Тема раздела,урока

Количество часов

Требования к обучающимся

Оснащение урока

Дата проведения

по плану

фактически

1.

Из устного народного творчества

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

1

Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.

Выразительное чтение песни (по выбору)

2.

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1

Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .

Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.

Стр.19-20 (изучить)

3.

Из литературы 18 века

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

«Бедная Лиза» прочитать

Из литературы 19 века



4

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.

Главы 1-5 прочитать

5


Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

1

Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.

Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)

6

Гоголь Н.В. Творческая история комедии «Ревизор»

1

Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.

Прочитать 1 и 2 действия комедии.

Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова.

7

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Прочитать повесть «Ася»

8

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Стр.127, вопросы 2,6 устно

9

Из литературы 20 века

Горький М. Рассказ «Макар Чудра». «Песня о Соколе».

1

Уметь наблюдать над композицией рассказа.

Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно

10

Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям». Тэффи Н.А. «Свои и чужие».

1

Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений . Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.

Стр. 190, вопросы 1-5

устно. Стр. 197, вопросы 1-8 устно

11

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.

12

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.

Стр. 212, вопросы 1-3 устно.

13

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

Доработать сочинение.

14

Твардовский А.Т. Поэма «За далью - даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.

15

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.

Стр. 270, вопросы 6-11

16

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

Уметь описывать литературного героя.

Стр.303, вопрос 4 письменно.

17

Из зарубежной литературы

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

Стр.359, вопросы 1,2 устно


© 2010-2022