- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа с клоуз-тестами на уроках русского языка
Работа с клоуз-тестами на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Хименко Г.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хименко Галина Владимировна учитель русского языка и литературы МКОУ Камышинская СОШ
ЧЕРЕМУХА
На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всех распускается и цветет черемуха.
Это очень приятное, зеленое и веселое деревце. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться.
Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Если на ней раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Еще я слежу весной за лягушками. Когда «затурлычут» в лужах лягушки, это значит: в самом разгаре тетеревиные и глухариные тока, началась богатая тяга.
Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, глухариному току конец, комар в лесу появился.
Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черемуху. Там, где не растут вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой.
Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала при прохождении курсов повышения квалификации в НИПКиПРО и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.
Я составила свой клоуз-тест. Взяла текст Соколова-Микитова «Черёмуха»
…
На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всех распускается и цветет … .
Это очень приятное, зеленое и … деревце. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую … , сам невольно начинаешь улыбаться.
Весной я всегда приглядываюсь к … . Если на ней … почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Еще я слежу весной за лягушками. Когда «затурлычут» в лужах лягушки, это значит: в самом разгаре тетеревиные и глухариные тока, началась богатая тяга.
Когда на … забелеют и запахнут пышные кисти цветов, глухариному току конец, комар в лесу появился.
Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть … . Там, где не растут вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной … , а хозяйки пекут пироги со сладкой … начинкой. # #
114 слов
(И.Соколов-Микитов)
Карта текста
1. Определите тему текста.
2. Подберите заглавие, в котором бы отражалась тема текста.
3. Пропущенные слова: черёмуха, черёмуха, весёлое, черёмуху, черёмухе, распустились, черёмухе, черёмуху, черёмухи, черёмуховой.
4. Текст рекомендуется использовать в 5 классе при изучении «Имени существительного»
5. В каких падежах употреблено в тексте существительное черёмуха, и с какими словами оно связано по смыслу?
6. Какое прилагательное и каким способом образовано от слова черёмуха? (черёмуховая при помоши суф. -ов-, образовано морфологическим способом).
7. Какие слова и выражения употреблены здесь в значении слова черёмуха? (Деревцо, оно, его, не ней).
8. В каком предложении слова улыбается и смеётся употреблены в переносном значении? Что этим достигается?
9. Произвести синтаксический разбор первого предложения.
10. Объяснить правописание слов: ручьёв, распускается, цветущую (черёмуху), к черёмухе, на ней, окончательно, не растут, сладкие (вишни).
11. Апробация теста была проведена на уроке русского языка в 5 классе с целью знакомства обучаемых с этой формой работы. В диагностике приняло участие 12 учащихся. Ученики работали в парах. Перед тем, как раздать тесты, я познакомила учащихся со значением слова «клоуз-тест»; автором методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американским ученым Тейлором. Я объяснила, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), - чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. В тексте пропущено 10 слов, 7 из которых форма одного слова «черёмуха», 1 -однокоренное слову «черёмуха». После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Ученики поняли принцип восстановления. Работа не оценивалась.
Авторское слово черёмуха и его формы восстановили все учащиеся, авторское слово «веселое» никто не восстановил, были слова «красивое» - 4 учащихся, «пышное» - 2 учащихся, «стройное» - 4 учащихся, 2 учащихся не смогли подобрать слово, авторское слово «раскрылись» также восстановить никто не смог, вместо этого слова 6 учащихся подобрали «распустились», «набухли» - 4 учащихся, «появились» - 2 учащихся. Авторское слово «черёмуховой» восстановили все учащиеся.
Работа с клоуз-тестами обучающимся была интересна.