Работа с клоуз-тестами на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хименко Галина Владимировна учитель русского языка и литературы МКОУ Камышинская СОШ

ЧЕРЕМУХА

На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всех распускается и цветет черемуха.
Это очень приятное, зеленое и веселое деревце. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться.

Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Если на ней раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Еще я слежу весной за лягушками. Когда «затурлычут» в лужах лягушки, это значит: в самом разгаре тетеревиные и глухариные тока, началась богатая тяга.
Когда на черемухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, глухариному току конец, комар в лесу появился.

Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черемуху. Там, где не растут вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой.

Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала при прохождении курсов повышения квалификации в НИПКиПРО и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.

Я составила свой клоуз-тест. Взяла текст Соколова-Микитова «Черёмуха»

На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всех распускается и цветет … .
Это очень приятное, зеленое и … деревце. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую … , сам невольно начинаешь улыбаться.

Весной я всегда приглядываюсь к … . Если на ней … почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Еще я слежу весной за лягушками. Когда «затурлычут» в лужах лягушки, это значит: в самом разгаре тетеревиные и глухариные тока, началась богатая тяга.
Когда на … забелеют и запахнут пышные кисти цветов, глухариному току конец, комар в лесу появился.

Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть … . Там, где не растут вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной … , а хозяйки пекут пироги со сладкой … начинкой. # #

114 слов

(И.Соколов-Микитов)

Карта текста

1. Определите тему текста.

2. Подберите заглавие, в котором бы отражалась тема текста.

3. Пропущенные слова: черёмуха, черёмуха, весёлое, черёмуху, черёмухе, распустились, черёмухе, черёмуху, черёмухи, черёмуховой.

4. Текст рекомендуется использовать в 5 классе при изучении «Имени существительного»

5. В каких падежах употреблено в тексте существительное черёмуха, и с какими словами оно связано по смыслу?

6. Какое прилагательное и каким способом образовано от слова черёмуха? (черёмуховая при помоши суф. -ов-, образовано морфологическим способом).

7. Какие слова и выражения употреблены здесь в значении слова черёмуха? (Деревцо, оно, его, не ней).

8. В каком предложении слова улыбается и смеётся употреблены в переносном значении? Что этим достигается?

9. Произвести синтаксический разбор первого предложения.

10. Объяснить правописание слов: ручьёв, распускается, цветущую (черёмуху), к черёмухе, на ней, окончательно, не растут, сладкие (вишни).

11. Апробация теста была проведена на уроке русского языка в 5 классе с целью знакомства обучаемых с этой формой работы. В диагностике приняло участие 12 учащихся. Ученики работали в парах. Перед тем, как раздать тесты, я познакомила учащихся со значением слова «клоуз-тест»; автором методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американским ученым Тейлором. Я объяснила, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), - чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. В тексте пропущено 10 слов, 7 из которых форма одного слова «черёмуха», 1 -однокоренное слову «черёмуха». После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Ученики поняли принцип восстановления. Работа не оценивалась.

Авторское слово черёмуха и его формы восстановили все учащиеся, авторское слово «веселое» никто не восстановил, были слова «красивое» - 4 учащихся, «пышное» - 2 учащихся, «стройное» - 4 учащихся, 2 учащихся не смогли подобрать слово, авторское слово «раскрылись» также восстановить никто не смог, вместо этого слова 6 учащихся подобрали «распустились», «набухли» - 4 учащихся, «появились» - 2 учащихся. Авторское слово «черёмуховой» восстановили все учащиеся.

Работа с клоуз-тестами обучающимся была интересна.



© 2010-2022