Урок по русскому языку «Роль односоставных предложений в художественном тексте»

Лингвистический проект «Роль односоставных предложений в художественном тексте». Выдержка из текста: Учиться оформлению результатов исследования в виде докладов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT).  Ход исследования: Познакомиться с произведениями русского поэта и писателя И.А.Бунина. Проанализировать художественные произведения поэта и писателя с точки зрения использования в них односоставных предложений. Изучить дополнительную литературу по данной теме.  Сделать вывод о том, как работаю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся»

(из опыта работы Пушкиной Маргариты Ивановны,

учителя русского языка и литературы МАОУ «Панковская СОШ»

Новгородского муниципального района Новгородской области)

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

5. Работа над проектом.

6. Подведение итогов, оформление результатов.

7. Презентация проекта.

Существуют различные методики организации проекта.

В школьной практике часто используется методика, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, учитель стремится повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Очень важно создать на уроке проблемно-мотивационную среду. Для этого необходимо использовать на уроках разные формы работы: беседы, дискуссии, "мозговой штурмом", самостоятельную работу, "круглый стол", консультации, семинары, лаборатории, групповую работу, ролевые игры.

Метод проектов на уроках русского языка и литературы особенно востребован и необходим. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, учитель может предложить "Правила успешной проектной деятельности", которые должны выполняться участниками проекта. Эти правила можно ( и это будет лучше) разработать совместно с учениками.

Примерные правила успешной проектной деятельности

(для учащихся):

1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2.Команды не соревнуются.

3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих" партнеров.

6.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает (лучше, если разрабатывает сама) "План действий учащихся в проекте".

План действий учащихся в проекте:

1.Выбор темы проекта (исследования).

2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).

3.Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? ).

4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Лучше записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6.Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7.Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Метод проектов органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Лингвистический проект

«Роль односоставных предложений в художественном тексте».

Проблема:

Как часто русские поэты и писатели используют в своих произведениях простые односоставные предложения и с какой целью?

Время работы над проектом - 12 уроков (1 месяц)

Цель участников проекта:

В процессе изучения темы «Односоставные предложения» сборник текстов, иллюстрирующих изобразительно-выразительную роль односоставных предложений (из стихотворений и рассказов И.А.Бунина).

Задачи проекта:

  • Усвоить теоретический материал по теме « Односоставные предложения».

  • Развить практические навыки и умения, связанные с темой «Односоставные предложения».

  • Выяснить, какую роль играют односоставные предложения в художественной речи.

  • Исследовать произведения И.А.Бунина с тем, чтобы найти примеры, иллюстрирующие изобразительно-выразительную роль односоставных предложений .

  • Учиться оформлению результатов исследования в виде докладов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT).

Ход исследования:

1.Познакомиться с произведениями русского поэта и писателя И.А.Бунина.

2. Проанализировать художественные произведения поэта и писателя с точки зрения использования в них односоставных предложений.

3. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

4. Сделать вывод о том, как работают односоставные предложения в художественном тексте.

5. Создать сборник текстов, иллюстрирующих роль изобразительно-выразительную роль односоставных предложений (из стихотворений и рассказов И.А.Бунина).

Требования к выступлению учащегося

Защита проекта:

Время выступления - 5 -7 минут; время ответов на вопросы - 3 минуты.

Оформление тезисов (2-3 листа формата А4):

  • Краткая постановка цели и задач проектной работы.

  • Краткое описание содержания работы - основные ее положения.

  • Актуальность работы (возможность применения, чем обусловлено выбор данной темы, ее научность и практическая значимость).

  • Описание методов решения поставленных задач или проблемы (анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).

  • Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.

Основные требования к устному выступлению:

  • четкость, лаконичность и доступность изложения материала;

  • соответствие темы работы ее содержанию (а также сформулированы ли в проекте цели, задачи, выводы?);

  • актуальность и практическая значимость работы, связь с жизнью;

  • эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

  • свободное владение материалом;

  • грамотное использование наглядности во время выступления;

  • наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

  • наличие в содержании и оформлении проекта некой исключительности -«изюминки», что сделает представление Вашего проекта более выигрышным;

  • умение учащихся использовать специальную научно-популярную терминологию и литературу по теме;

  • оформление проектной работы;

  • наличие каталога использованной литературы;

  • умение не теряться в ответах на вопросы членов жюри;

  • корректность поведения в процессе защиты проектной работы;

  • культура выступления учащегося на конференции.

Конспект одного из уроков русского языка в 8 классе.

«Классификация предложений по строению грамматической основы. Односоставные и двусоставные предложения»

Цели урока:

  • Углубить знания о грамматической основе предложения и её строении.

  • Систематизировать знания о двусоставном и односоставном предложениях.

  • Развивать умение находить односоставные предложения в тексте и отличать их от двусоставных.

  • Учиться определять функцию односоставных предложений в художественной речи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

-Доброе утро!-

Солнцу и птицам!

-Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Доброе утро всем, кто собрался сегодня здесь, в нашем классе! Дорогие ребята, день у нас сегодня необычный: в гостях у нас учителя русского языка и литературы. Я желаю всем хорошего настроения, успехов, активности, уверенности в себе. У нас всё получится. Слайд №1.

2. Вступительное слово учителя. Слайд №2.

Сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим проектом «Роль односоставных предложений в художественном тексте».

Объект нашего исследования - односоставные предложения.

Проблема: как часто русские поэты и писатели используют в своих произведениях простые односоставные предложения и с какою целью?

Время работы над проектом - 12 уроков (1 месяц)

Цель проекта: Слайд №3. В процессе изучения темы «Односоставные предложения» мы создадим сборник текстов, иллюстрирующих изобразительно-выразительную роль односоставных предложений (из стихотворений и рассказов И.А.Бунина). Мы будем использовать его при подготовке к ГИА.

Задачи участников проекта: Слайд №4.

  • Усвоить теоретический материал по теме «Односоставные предложения».

  • Развить практические навыки и умения, связанные с темой «Односоставные предложения».

  • Выяснить, какую роль играют односоставные предложения в художественной речи.

  • Исследовать произведения русских писателей с тем, чтобы найти примеры, иллюстрирующие роль односоставных предложений .

  • Учиться оформлению результатов исследования в виде докладов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT).

Ход исследования: Слайд №5.

1. Познакомиться с произведениями русского поэта и писателя

И.А.Бунина.

2. Проанализировать художественные произведения поэта с точки зрения использования в них односоставных предложений..

3. Изучить дополнительную литературу по данной теме.

4. Сделать вывод о том, как работают односоставные предложения в художественном тексте.

5. Создать сборник текстов, иллюстрирующих изобразительно-выразительную роль односоставных предложений (из стихотворений и рассказов И.А.Бунина). Приложение 4.

III. 1. Повторительно - обобщающий этап.

А сейчас послушайте стихотворение. О чём оно? Какое создаётся настроение при чтении этого стихотворения? Но сначала представьте себе…

Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за 70. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной».

И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

Это Л.Н.Толстой. Его собеседника зовут А.М.Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал И.А.Бунин.

Чтение стихотворения «Не видно птиц…» Приложение №1.

Чахнуть

Становиться чахлым (вянущим, слабым), сохнуть

Глушь

Глухое, заросшее место.

Тлеть

Гнить, разлагаться.

Скитаться

Странствовать без цели.

Отрадный

Доставляющий отраду(удовольствие, радость), приятный.

Однотонный

Одного музыкального или цветового тона, однообразный.

Внимать (внемлю)

То же, что услышать (устар. высок.).

Убаюкать, баюкать

Укачивать (ребёнка), напевая.




Итак, природа в стихотворении Бунина одухотворена, она живая. Давайте попробуем сопоставить состояние природы и настроение лирического героя стихотворения.

Для этого заполним в таблице (задание 6 РТ) недостающие графы(курсив).

Природа

Человек

Чахнет

Убаюкан

Лес больной

Грустный

Глушь стала ниже и светлее, день угрюм и свеж

отрадная грусть

В поле ветер

Скитаюсь

Сделаем выводы: человек и природа близки, едины. Как вы думаете, когда автор создавал это стихотворение, что для него было важнее - пейзаж или настроение лирического героя? Почему вы так решили?

Помогите мне разобраться, почему мрачный, неуютный пейзаж поздней осени вызывает у лирического героя светлую, приятную, отрадную грусть?

Вывод: в 16 строчках стихотворения уместилось мироздание. Отчего же человеку хорошо? Оттого, что он вписан в этот мир, он живет вместе с ним одной жизнью, и ему приятно, что есть возможность быть в гармонии с природой.

Ребята, что затрудняет чтение 1-ой строфы?

Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Определите функции знаков препинания в предложениях. Слайд №6, №7 (Проверяю себя)

  • Найдите и выпишите из каждого предложения 1-ой строфы грамматические основы.

  • Какова грамматическая основа 1 предложения 3-ей строфы?

  • С какой проблемой вы столкнулись? Что вы обнаружили?

Давайте сформулируем тему и цели сегодняшнего урока:

Слайд №8.

2.Приступаем к работе с лингвистическим текстом. Приложение 2. Слайд №9,№10.

Прочитайте текст, сделайте пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста обсудите с соседом по парте, где и в чем совпали ваши мнения представления, по поводу чего возникли разногласия. Самостоятельно допишите последние предложения. Работа с лингвистическим текстом(карточка №2).

Какой вопрос вызвал затруднения? Чтобы разобраться в проблеме, предлагаю проделать лингвистический эксперимент.

IV.Валеологическая пауза. Упражнение для глаз. Слайд №11.

V.Лингвистический эксперимент. Приложение №3. Слайд №12,№13.

1.Прочитайте текст. Спишите начало текста (два предложения).

2. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Обратите внимание на то, каким членом предложения выражена грамматическая основа односоставных предложений.

3. Попробуйте заменить односоставные предложения двусоставными. Какие произошли изменения?

4. Сделайте вывод. Какую роль в тексте играют односоставные предложения?

VI. Рефлексия. Слайд №14.

  • Достигли ли мы поставленных целей?

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что было самым интересным?

  • Есть ли у вас вопросы?

Ребята, давайте определимся с объектом вашего проектного исследования (задания в конвертах).

По 1 ученику от каждой группы получают темы проектного исследования.

Группа №1 - «Роль определённо-личных предложений в художественном тексте».

Группа № 2 -«Роль неопределённо-личных, обобщённо-личных предложений в художественном тексте».

Группа №3 - «Роль безличных предложений в художественном тексте».

Группа №4 - «Роль назывных предложений в художественном тексте».

Домашнее задание. Слайд №15.

1.Выучите материал на стр.133

2.В произведениях Ивана Алексеевича Бунина найдите фрагменты, в которых часто встречаются не только двусоставные, но и односоставные предложения. Запишите эти тексты или наберите на отдельный лист (на компьютере). Составьте после каждого предложения схему. Определите роль односоставных предложений в текстах.

3. Индивидуальные задания. Создайте свой прозаический или стихотворный текст о поздней осени, используя различные по строению грамматической основы предложения.

Приложения.

Лингвистический проект «Роль односоставных предложений в художественном тексте». Пушкина М.И.

Приложение 1

Не видно птиц. Покорно чахн..т

Лес, опустевший и б...льной.

Гр..бы сошли, но крепко пахн...т

В ..врагах сыростью гр..бной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж - и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

  1. Бунин И.А

Приложение 2

Прочитайте текст, сделайте пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста обсудите с соседом по парте, где и в чем совпали ваши мнения представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 2.

1. Предложение- средство выражения и сообщения мысли.

2. В отличие от слов и словосочетаний предложения имеют грамматическую основу.

3.Предложения можно классифицировать по количеству грамматических основ.

4.Предложения можно классифицировать по цели высказывания.

5.Предложения можно классифицировать по эмоциональной окраске.

6.Простые предложения можно классифицировать по строению грамматической основы.

7.Простые предложения, грамматическая основа которых выражена двумя главными членами - подлежащим и сказуемым - называются _____________________.

8. Простые предложения, грамматическая основа которых выражена одним главным членом - подлежащим или сказуемым - называются ___________________.

9. В односоставных предложениях заложены огромные ______________________возможности. Они придают речи____________

______________________________________________________________

Урок по русскому языку «Роль односоставных предложений в художественном тексте»

Приложение 3.

Лингвистический эксперимент.(I группа)

1.Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Спишите начало текста (два предложения).

2. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Обратите внимание на то, каким членом предложения выражена грамматическая основа односоставных предложений.

3. Попробуйте заменить односоставные предложения двусоставными. Понаблюдайте, какие произошли изменения?

4. Сделайте вывод. Какую роль в тексте играют односоставные предложения?

Журавли

Ясный и холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь - треск мелкий, быстрый, треск беговых дорожек. Оборачиваюсь - кто-то нагоняет. Этот кто-то все ближе, ближе - уже хорошо видна его во весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее и покрывающий ее то кнутом, то вожжами...

1930

Лингвистический эксперимент.(II группа)

1.Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Спишите начало текста (два предложения).

2. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Обратите внимание на то, каким членом предложения выражена грамматическая основа односоставных предложений.

3. Попробуйте заменить односоставные предложения двусоставными. Понаблюдайте, какие произошли изменения?

4. Сделайте вывод. Какую роль в тексте играют односоставные предложения?

Муравский шлях Шлях (польск, szlach), большая дорога, тракт.

Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак... Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик мне сказал:

- Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и все не могли пройти...

Я спросил:

- А давно?

- И не запомнит никто, - ответил он. - Большие тысячи лет!

1930

Лингвистический эксперимент.(III группа)

1.Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Спишите начало текста (два предложения).

2. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Обратите внимание на то, каким членом предложения выражена грамматическая основа односоставных предложений.

3. Попробуйте заменить односоставные предложения двусоставными. Понаблюдайте, какие произошли изменения?

4. Сделайте вывод. Какую роль в тексте играют односоставные предложения?

Первая любовь.

Лето, именье в лесном западном краю.

Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. В притихшем доме сумрак, скучно, на потолке спят мухи. В саду покорно никнут под водяной бегущей сетью мокрые деревья, красные цветники у балкона необыкновенно ярки. Над садом, в дымном небе, тревожно торчит аист…

Но вот, часа в четыре, дождь светлен, реже. Ставят самовар в сенцах - бальзамический запах дыма стелется по всей усадьбе.

А к закату совсем чисто, тишина, успокоенье. Господа и те, что гостят у них, идут в бор на прогулку…

1930

Лингвистический эксперимент.(IV группа)

1.Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

2. Подчеркните в предложении грамматические основы. Обратите внимание на то, каким членом предложения выражена грамматическая основа односоставных предложений.

3. Попробуйте заменить односоставные предложения двусоставными. Понаблюдайте, какие произошли изменения?

4. Сделайте вывод. Какую роль в тексте играют односоставные предложения?

Ветви кедра - вышивки зеленым

Темным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом -

Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно-яркая трава,

На березах - серые сережки

И ветвей плакучих кружева,

А на кленах - дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней - долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

<1906>

Приложение 4.

Сборник текстов, иллюстрирующих изобразительно-выразительную роль односоставных предложений (из стихотворений И.А.Бунина).Фрагмент.

Уж близок день, прошел короткий сон -

И, в доме тишине не нарушая,

Неслышно выхожу из двери на балкон

И тихо светлого восхода ожидаю... («Бледнеет ночь...»)

Лес, утро, зной. То зелень изумруда,

То хризолиты светят в хрустале.

На кованом из золота столе

Сидит она спокойная, как Будда,

Пречистая в раю и на земле. («Богиня»)

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты!

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва.

В холодном море - бледные медузы

И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие

Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем

На темный берег. В море - летаргия

Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» - «Вижу только ртутный

Туманный блеск...» Ни неба, ни земли.

Лишь звездный блеск висит под нами - в мутной

Бездонно-фосфорической пыли.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя! ( «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…»)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Едем бором, черными лесами.

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину. («Едем бором…»)

Еще утро не скоро, не скоро,

ночь из тихих лесов не ушла.

Под навесами сонного бора -

предрассветная теплая мгла.

Еще ранние птицы не пели,

чуть сереют вверху небеса,

влажно-зелены темные ели,

пахнет летнею хвоей роса.

И пускай не светает подольше.

Этот медленный путь по лесам,

эта ночь - не воротится больше,

но легко пред разлукою нам...

Колокольчик в молчании бора

то замрет, то опять запоет...

Тихо ночь по долинам идет...

Еще утро, не скоро, не скоро.

..Зачем и о чем говорить?

Всю душу, с любовью, с мечтами,

Все сердце стараться раскрыть -

И чем же? - одними словами!

И хоть бы в словах-то людских

Не так уж все было избито!

Значенья не сыщете в них,

Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?

При искреннем даже желанье

Никто не сумеет понять

Всю силу чужого страданья!

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

На поднебесном утесе, где бури

Свищут в слепящей лазури,-

Дикий, зловонный орлиный приют.

Пью, как студеную воду,

Горную бурю, свободу,

Вечность, летящую тут.

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

ОДИНОЧЕСТВО

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца

Те же тучи - гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

"Воротись, я сроднился с тобой!"

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья...

Полночный звон степной пустыни,

Покой небес, тепло земли,

И горький мед сухой полыни,

И бледность звездная вдали.

Что слушает моя собака?

Вне жизни мы и вне времен.

Звенящий сон степного мрака

Самим собой заворожен.

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

© 2010-2022