Урок русского языка Чудеса света. Односоставные предложения (12 класс)

Урок  русского языка в 12 экспериментальном  классе отвечает требованиям современного урока, так как его структура  предполагает реализацию семи модулей обучения. Используемые технологии: критического мышления, диалогического обучения, моделирования, - определили основную форму работы (групповую), которая демонстрирует умения учащихся работать в команде, с компьютерными учебными программами. Объектом изучения явился текст о семи чудесах света и односоставные предложения. Цель: обогащение словарн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калеганова Лариса Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

КГУ «Средняя школа №5»

г.Петропавловска

Республика Казахстан


Разработка урока русского языка в 12 экспериментальном классе

Тема: Чудеса света. Односоставные предложения

Цель: обогащение словарного запаса в рамках темы. Освоение стилистических оттенков в использовании тематической лексики. Совершенствование коммуникативной компетенции при обсуждении актуальных вопросов в рамках темы.

Задачи: актуализировать и упорядочить знания учащихся по теме «односоставные предложения» в рамках подготовки к ЕНТ;

совершенствовать стилистические навыки в рамках темы;

развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение использовать теоретический материал для решения заданий ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы;

совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально-ценностные качества.

Корректировочная работа по орфографии и ортологии: орфографический анализ текстов; работа с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.

Оборудование: мультимедийные средства: презентация, компьютер: учебник, маршрутный лист, лист критериального оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

Использованные технологии: ИКТ, ЛОО, РКМЧП

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

  1. Оргмомент (Психологический настрой: круг радости)

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте подарим друг другу улыбку и доброе слово.

Девизом нашего урока станут слова:
«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить оценку себе и своим товарищам, а в конце урока подведем итоги.


  1. Повторение

1)Приём «Игра в снежки» (учащиеся готовят дома «толстые и тонкие» вопросы).

Цель: повторение теоретического материала.

  1. Что такое морфология? (Раздел науки о языке, изучающий части речи)

  2. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

  3. Наименьшая синтаксическая единица? (СС)

  4. Что такое предложение?( это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)

  5. Какие виды предложений вы знаете? (простые, сложные).

  6. На какие группы по наличию главных предложений делятся простые предложения?

7. Перечислите виды речи: (монолог, диалог, полилог (от греч. poly - много, logos - речь) - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией. Полилог - это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра и т. п.). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.

Правила участия в полилоге (на слайде): 1) каждый участник говорит коротко и убедительно; 2) внимательно слушает, следит за ходом обсуждения; 3) задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников; 4) дружелюбен, корректен.)


  1. Формулирование темы и цели урока. Вызов

Анализ текста на слайде: определите ключевые понятия: чудеса и мир, который нас окружает

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ни что не повторится. (В.Шефнер)

- Я предлагаю вам заполнить таблицу «Верю - не верю». Прочитайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны, то ставьте знак -.

1. Не привыкайте к чудесам - это односоставное предложение

+

2. Предложение изучается в разделе словообразование

-

3. В русском языке существует всего 3 вида односоставных предложений

-

4.Из предложений можно составить текст рекламного характера

+

5. В тексте преобладают односоставные предложения в составе сложных

+

- Какой речевой теме будет посвящён наш урок? Какой грамматической теме будет посвящён наш урок?

Тема: Чудеса света. Односоставные предложения

Сформулируйте задачи, которые перед вами сегодня стоят. К таблице мы ещё вернёмся.

- Вспомнить самые известные чудеса, которые существуют в мире.

- Повторить тему односоставные предложения, уметь определять виды односоставных предложений, использовать их в своей речи.

- А зачем вам это необходимо уметь делать? Соедините воедино лексическую и грамматическую темы урока.

Составить рекламный проспект одного из чудес света.

  1. Работа по лексической теме. Осмысление

  1. Работа по учебнику: упр.37

Определите стиль и тип текста. Сформулируйте главную мысль.

Физкультминутка для глаз

V. Работа по грамматической теме.

  1. Работа в группах (приём белка):

разбейтесь на 3 группы: те, у кого имя начинается с одинаковых букв по алфавиту: (А, А, П - 1, Д, Д, Р - 2, 3 - И, И, С) к ним присоединитесь оставшиеся, учитывая положение первой буквы вашего имени в алфавите.

А теперь я предлагаю вам, не говоря ни слова, выбрать один из предметов и построить фигуру, которая будет символизировать дружбу, единство вашей группы.

Задание: распределите роли в группе: лидер, спикер, секретарь; используя задание маршрутного листа, изучите грамматическую тему, заполните свою часть кластера, а затем обменяйтесь информацией с другими группами (приём вертушка) с.110 самопроверка по образцу.

Дополнительное задание: записать по одному толстому и тонкому вопросу, а затем группам предложить ответить на данные вопросы.

VI. Работа в группах по лексической и грамматической темам («Семь чудес света»)

Задание: создать рекламный проспект сохранившегося чуда света, используя односоставные предложения. Вам предлагается три макета рекламного проспекта, выберите макет и обоснуйте свой выбор. ( круг, пирамида, прямоугольник)

  1. Защита рекламного проспекта

  2. Рефлексия

Учитель: Какова была цель урока? Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения» использовать их в речи.

  1. А теперь вернитесь к таблице «Верю - не верю» и проверим, насколько вы были правы или не правы (совместная проверка).

  2. Синквейн «Чудеса света» / Предложение Синтаксис

В течение урока на каждом этапе вы оценивали свои знания, подсчитывая свои баллы. Объявляется итоговая оценка за урок.

  1. Домашнее задание

1)Упр.87 тест, эссе «Чудеса вокруг нас», теория на зачёт

2)СРО: 10 тестовых заданий по грамматической теме в форме презентации с гиперссылками.

Учитель: У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их - мудрость, а умело применять - высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.


Маршрутный лист

Фамилия______________________ Имя______________________

сам

Взаим

оценк

Макс.

балл

Число _____________________________________

Классная работа Тема:________________________________________________________________________


  1. «Игра в снежки»

10

  1. Анализ текста на слайде: определите ключевые понятия:

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ни что не повторится. (В.Шефнер)

5

  1. «Верю - не верю»

    1. Не привыкайте к чудесам! - это односоставное предложение

2. Предложение изучается в разделе словообразование

3. В русском языке существует всего 3 вида односоставных предложений

4.Из предложений можно составить текст

5. В тексте преобладают односоставные предложения в составе сложных

5

  1. Формулирование темы и цели урока

10

5. Работа по учебнику: упр.37

Определите стиль и тип текста. Сформулируйте главную мысль.

5

6. Работа по грамматической теме.

Изучите грамматическую тему, заполните свою часть кластера, а затем обменяйтесь информацией с другими группами (приём вертушка) с.110 самопроверка по образцу.

Дополнительное задание: записать по одному толстому и тонкому вопросу, а затем группам предложить ответить на данные вопросы.

20

7. Работа в группах по лексической и грамматической темам («Семь чудес света»)

Задание: создать рекламный проспект сохранившегося чуда света, используя односоставные предложения. Вам предлагается три макета рекламного проспекта, выберите макет и обоснуйте свой выбор. ( круг, пирамида, прямоугольник)

20

8.Защита рекламного проспекта

15

9.Рефлексия

  1. А теперь вернитесь к таблице «Верю - не верю» и проверим, насколько вы были правы или не правы (совместная проверка).

  2. Синквейн «Чудеса света» / Предложение Синтаксис

10

10.Домашнее задание

1)Упр.87 тест, эссе «Чудеса вокруг нас», теория на зачёт

2)СРО: 10 тестовых заданий по грамматической теме в форме презентации с гиперссылками.

Итоговая оценка:




Оценка

60-70- «3», 71-85 - «4»,

86 -100 - «5»

Критерии (максимальный балл выставляется при условии):

правильное изложение материала

полное изложение

последовательное

ответ без подсказывающих вопросов

ответ с примерами

активно работал весь урок

предлагал идеи

обобщал и делал выводы

защищал работу группы


© 2010-2022