Распространенные и одиночные однородные члены предложения

Распространенные и одиночные однородные члены предложения. Цели: Образовательные: опознавать однородные члены (распространенные и одиночные, выраженные разными частями речи, ряды одиночных членов); правильно расставлять знаки препинания; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Развивающие:  развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать  мыслетельно-речевые навыки  учащихся. Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; воспитывать интерес к к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Распространенные и одиночные однородные члены предложения.

Цели:

Образовательные: опознавать однородные члены (распространенные и одиночные, выраженные разными частями речи, ряды одиночных членов); правильно расставлять знаки препинания; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать мыслетельно-речевые навыки учащихся.

Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; воспитывать интерес к книге.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-наглядный, репродуктивный, частично поисковый.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Мотивация и целеполагание: сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения распространенных и одиночных; научимся находить ОЧП, правильно ставить знаки препинания и составлять схемы.

III Проверка Д\З.

Два ученика составляют схемы предложений упр.61 1-4пр-я. 5пр. (кроме последнего).

-В каких предложениях есть составные сказуемые?

2,3-составное глагольное; 5 (последнее предложение) составное именное. Составление схем предложений на доске.

Дополнительные вопросы:

-Какие части составных сказуемых являются однородными? (. В составных глагольных сказуемых однородными являются части выраженные инфинитивом; в составных именных сказуемых однородной является именная часть сказуемого.

-Как связаны между собой ОЧП?

(связаны интонацией и сочинительными союзами).

-Отличаются ли по своему строению, наличию ОЧП 1 и 4 предложения?

1 - один ряд ОЧ.; 4 - 2ряда ОЧ.

IV Актуализация опорных знаний.

1.Беседа

-Какие члены предложения называются однородными?

-Могут ли однородные члены быть выражены разными частями речи?

-Как расставляются знаки препинания в предложениях с ОЧ?

2.Графический диктант.

. На пригорке то сыро то жарко.

2. Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.

3. Не только сады но и леса к марту ожили.

4. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

5. Дождливая пасмурная погода застала нас в пути.

6. Притихший весенний сад казался совершенно пустым.

7. Спелы сочные виноградные грозди походили на янтарь.

V Работа над темой урока.

Материал для наблюдения.

1.Ночью ветер злится да стучит в окно.(Фет).

2.Небо было там пурпурное, теплое и ласковое.(Горький).

3.Он рощи полюбил густые уединенье тишину…(Пушкин).

4.Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес луг озеро.(Тургенев).

5.Восторженно с восхищением и с любовью смотрю на наши луга,поля,леса.

Найдите ОЧП.

Вывод: Какие знаки препинания ставятся в предложениях с ОЧ? (Запятая).

В каких случаях запятая не ставится? (Если ОЧП соединены одним союзом).

Какими членами предложения могут быть ОЧ? (Главными и второстепенными, любыми ЧП).

Назовите одиночные и распространенные ОЧП.

Какие одиночные члены предложения являются распространенными.(ОЧП, которые имеют при себе пояснительные слова).

А какие являются одиночными? (Которые не имеют пояснительных слов). Какими частями речи могут быть выражены ОЧП(5 предложение)?

Вывод: ОЧП могут быть выражены разными частями речи.

2.Тренировачное творческое задание.

Распространить ОЧ зависимыми словами.

  • Падал снег укрывал землю крышу кустарник.

  • Вечером мы возвратились поставили самовар и пили чай.

  • Поплавок к..чался дрожал дергался.

Эталон

  • Хлопьями падал пушистый снег, укрывал чёрную землю, серую крышу, одинокий кустарник.

  • Поздним вечером мы возвратились домой, поставили самовар и пили горячий чай с лимоном.

  • Лёгкий поплавок плавно качался на волнах, дрожал от набежавшей зыби, дёргался от резкого порыва ветра.

VI Самостоятельная работа.

Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Составить схемы предложений с однородными членами.

Осторожн_ ветер
(Из)к_литки вышел
П_стучал (в)окошко
Проб_жал (по)крыше
(По)играл (не)много
Ветками черемух
Пожурил за что(то)
Вороб_ев знакомых
И ра_правив бодро
Молодые крыл_я
Пол_тел куда(то)
(В)перегонки с пыл_ю

VII Подведение итогов. Рефлексия.

Интервью с ОЧП.

  • Журналист: Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?

  • О.Ч.: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.

  • Журналист: Что вы делаете в предложении?

  • О.Ч.: Выполняем работу одного из членов предложения.

  • Журналист: Какого члена предложения?

  • О.Ч.: Любого - хоть главного, хоть второстепенного.

  • Журналист: Кто из вас главный?

  • О.Ч.: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему руководителю, одному из членов предложения, главному в подчинительном словосочетании.

  • Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям, ученикам?

  • О.Ч.: Ставьте между нами запятые, но помните о союзах; читайте учебник, учите правила, думайте, и всё получится.

VIII Домашнее задание. Записать текст или выписать 5-6 предложений с ОЧП; подчеркнуть ОЧП, указать части речи, составить схемы предложений с ОЧ.


© 2010-2022