- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку ( 11 класс)
Рабочая программа по русскому языку ( 11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ватолина О.И. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования
( утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089) и примерной программы среднего полного образования по русскому языку для 10 -11 классов. Базовый и профильный уровень. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Просвещение, 2009 года. Реализована в учебнике Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.- М.: «Русское слово », 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Количество часов по авторской программе - 34. Количество часов по учебному плану школы -132. При составлении рабочей программы использовалась книга данного УМК: Н. Г. Гольцова, М. А. Мещерина. Русский язык. 10 -11 классы: книга для учителя.-М.: ООО «Русское слово», 2012.
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1 в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится синтаксическому разбору, демонстрирующему структуру предложения, так как ошибки, связанные с пониманием структуры, являются типичными и распространёнными на ЕГЭ. Кроме того, с этим связано и большое количество пунктуационных ошибок в работах учащихся. Планируется после каждой диагностической и контрольной работы проводить как индивидуальную, так и коллективную работу над ошибками. Считаю целесообразным возвращаться к таким изученным в 10 классе темам, как "Орфоэпия", "Морфология", так как учащиеся традиционно плохо выполняют задания, посвящённые произношению слов и определению частей речи.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Цели обучения:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Формы организации учебного процесса
Формы обучения:
урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- написание сочинений формата ЕГЭ
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм .
Виды деятельности учащихся на уроке:
-выполнение тестов формата ЕГЭ;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Разделы
Кол-во часов всего
Из них контрольных
Из них по развитию речи
Введение
1
-
-
Словосочетание
9
2
2
Простое предложение
21
2
2
Предложения с однородными членами
13
2
2
Предложения с обособленными членами предложения
22
3
2
Вводные слова и предложения
10
2
2
Сложное предложение
22
4
2
Способы передачи чужой речи
2
-
-
Употребление знаков препинания
9
2
2
Язык и речь
23
4
4
Итого
132
21
18
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
-
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
-
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского народа;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения;
-
использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименования раздела и тем
Часы учебного времени
Дата проведения
По плану
Факти-
чески
Введение (1+0)
1
Основные принципы русской пунктуации
1
02.09
Словосочетание (7+2)
2
Словосочетание как синтаксическая единица
1
03.09
3
Виды синтаксической связи
1
04.09
4
Р.Р. Подготовка к сочинению формата ЕГЭ
1
05.09
5
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
09.09
6
Виды синтаксической связи. Урок - практикум.
1
10.09
7
Работа с текстом. Выполнение заданий формата ЕГЭ (Задания 1-3)
1
11.09
8
Выполнение работы формата ЕГЭ по теме «Словосочетание»
1
12.09
9
Выполнение работы формата ЕГЭ по теме «Словосочетание»
1
16.09
10
Работа над ошибками
1
17.09
Простое предложение (19+2)
11
Понятие о предложении. Классификация предложений
1
18.09
12
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
1
19.09
13
Предложения утвердительные и отрицательные
1
23.09
14
Повторим орфографию!
1
24.09
15
Повторим орфографию. Выполнение заданий формата ЕГЭ (часть 1 , задания 8,9, 10, 11)
1
25.09
16
Повторим орфографию. Выполнение заданий формата ЕГЭ (часть 1, задания 12,13,14)
1
26.09
17
Грамматическая основа предложения
1
30.09
18
Двусоставные и односоставные предложения
1
01.10
19
Двусоставные и односоставные предложения
1
02.10
20
Формы выражения подлежащего и сказуемого
1
03.10
21
Тире между подлежащим и сказуемым
1
07.10
22
Пунктуационный практикум
1
08.10
23
Выполнение работы формата ЕГЭ по теме «Простое предложение»
1
09.10
24
Выполнение работы формата по теме «Простое предложение»
1
10.10
25
Работа над ошибками
1
14.10
26
Распространённые и нераспространённые предложения
1
15.10
27
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении
1
16.10
28
Синтаксический разбор простого неосложнённого предложения
1
17.10
29
Тире в простом предложении. Урок-семинар
1
21.10
30
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
22.10
31
Р.Р. Написание сочинения.
1
23.10
Предложения с однородными членами (11+2)
32
Простое осложнённое предложение
1
24.10
33
Предложения с однородными членами
1
28.10
34
Однородные члены предложения. Выполнение задания формата ЕГЭ (часть 1, задание15)
1
29.10
35
Однородные члены предложения. Выполнение задания формата ЕГЭ (часть 1,задание 16)
1
30.10
36
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях
1
05.11
37
Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами
1
06.11
38
Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами
1
07.11
39
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
11.11
40
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
12.11
41
Обобщающие слова при однородных членах
1
13.11
42
Выполнение работы формата ЕГЭ по теме «Предложения с однородными членами»
1
14.11
43
Выполнение работы формата ЕГЭ по теме «Предложения с однородными членами»
1
18.11
44
Работа над ошибками.
1
19.11
Предложения с обособленными членами предложения (20+2)
45
Обособленные и необособленные определения
1
20.11
46
Обособленные определения
1
21.11
47
Необособленные определения
1
25.11
48
Синтаксическая синонимия
1
26.11
49
Обособленные приложения
1
27.11
50
Обособленные приложения. Урок - практикум.
1
28.11
51
Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» « В лесу»
1
02.12
52
Работа над ошибками
1
03.12
53
Обособленные обстоятельства
1
04.12
54
Обособленные дополнения
1
05.12
55
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
1
09.12
56
Пунктуационный практикум
1
10.12
57
Пунктуация. Решение заданий формата ЕГЭ (часть 1)
1
11.12
58
Пунктуация. Решение задания формата ЕГЭ (часть1,задания 17)
1
12.16.
59
Знаки препинания при сравнительных оборотах
1
16.12
60
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Обособленные члены предложения»
1
17.12
61
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Обособленные члены предложения»
1
18.12
62
Работа над ошибками
1
19.12
63
Пунктуационные капризы союза КАК
1
23.12
64
Пунктуационный практикум
1
24.12
65
Р.Р. Подготовка к сочинению формата ЕГЭ
1
25.12
66
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
26.12
Вводные слова и обращения (8+2)
67
Знаки препинания при обращениях
1
30.12
68
Вводные слова и вставные конструкции
1
15.01
69
Вводные слова и вставные конструкции. Урок - практикум.
1
16.01
70
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
1
20.01
71
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
21.01
72
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
22.01
73
Синтаксический разбор простого осложнённого предложения
1
23.01
74
Урок-зачёт по теме "Простое предложение"
1
27.01
75
Контрольный диктант по теме «Простое предложение» «К людям за помощью»
1
28.01
76
Работа над ошибками
1
29.01
Сложное предложение (20+2)
77
Понятие о сложном предложении
1
30.01
78
Знаки препинания в ССП
1
03.02
79
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
1
04.02
80
Сложное предложение. Выполнение задания формата ЕГЭ (часть 1, задания 18)
1
05.02
81
Сложное предложение. Выполнение задания формата ЕГЭ (часть 1, задание 19)
1
06.02
82
СПП. Виды придаточных предложений
1
10.02
83
Знаки препинания в СПП с одним придаточным
1
11.02
84
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
1
12.02
85
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Сложные союзные предложения»
1
13.02
86
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Сложные союзные предложения»
1
17.02
87
Работа над ошибками
1
18.02
88
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
1
19.02
89
Знаки препинания в СБП
1
20.02
90
Знаки препинания в СБП
1
24.02
91
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
25.02
92
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
26.02
93
Сложные предложения с разными видами связи
1
27.02
94
Синтаксический разбор сложного предложения
1
03.03
95
Период. Знаки препинания в периоде.
1
04.03
96
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
1
05.03
97
Тестирование формата ЕГЭ «Сложные предложения с разными видами связи»
1
06.03
98
Работа над ошибками
1
10.03
Способы передачи чужой речи (2 +0)
99
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
1
11.03
100
Знаки препинания при диалоге и цитатах
1
12.03
Употребление знаков препинания
(7 + 2)
101
Сочетание знаков препинания
1
13.03
102
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
17.03
103
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
18.03
104
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация
1
19.03
105
Пунктуационный практикум
1
20.03
106
Выполнение заданий формата ЕГЭ по теме «Пунктуация»
1
01.04
107
Урок-зачёт по теме « Употребление знаков препинания»
1
02.04
108
Контрольный диктант по теме «Способы передачи чужой речи» «Раннее весеннее утро»
1
03.04
109
Работа над ошибками
1
07.04
Язык и речь (19+4)
110
Язык и речь. Правильность русской речи
1
08.04
111
Типы норм литературного языка.
1
09.04
112
Орфоэпические нормы.
1
10.04
113
Синтаксические нормы.
1
14.04
114
Лексические норы.
1
15.04
115
Грамматические нормы. Выполнение задания формата ЕГЭ (часть1, задание 7)
1
16.04
116
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Грамматические нормы»
1
17.04
117
Тестирование формата ЕГЭ по теме «Грамматические нормы»
1
21.04
118
Работа над ошибками.
1
22.04
119
Качества хорошей речи
1
23.04
120
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения формата ЕГЭ
1
24.04
121
Р.Р. Написание сочинения формата ЕГЭ
1
28.04
122
Стилистика как раздел науки о языке. Функциональные стили.
1
29.04
123
Классификация функциональных стилей.
1
30.04
124
Публицистический стиль речи.
1
05.05
125
Текст. Функционально-смысловые типы речи.
1
06.05
126
Р.Р. Анализ текста. Главная информация текста.
1
07.05
127
Р.Р. Анализ текста. Задания по тексту ( 22, 23, 24)формата ЕГЭ
1
08.05
128
Из истории русского языкознания.
1
12.05
129
Обобщение изученного
1
13.05
130
Итоговый контрольный диктант «Бородино»
1
14.05
131
Тестирование формата ЕГЭ
1
16.05
132
Работа над ошибками
1
17.05
Содержание программы учебного предмета
Введение.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Простое предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини тельное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Функциональные стили.
Из истории русского языкознания.
Формы и средства контроля
Диктант (с заданием, словарный, подготовительный, объяснительный, предупредительный, терминологический);
-
комплексный анализ текста;
-
осложненное списывание;
-
тест формата ЕГЭ;
-
составление текста определенного стиля и типа речи;
-
сочинение формата ЕГЭ
-
редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
-
работа с деформированным текстом.
Перечень учебно - методических средств обучения
1.Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2012.
2.Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2012.
3.Васильевых И. П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ2015. Русский язык. Типовые тестовые задания/ И.П. Васильевых., Ю.Н.Гостева.-М.: Экзамен, 2015
4.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015: учебно - методическое пособие /Н.А.Сенина. - Ростов н/Д: Легион 2014
5.Егораева Т.Г. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В/ Т.Г. Егораева. -М.: Экзамен, 2013
6.Цыбулько И.П. ЕГЭ-2014. Русский язык: тематический сборник заданий/ под.ред.И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2013
10