Урок по литературе по творчеству А. Грина

"Алые паруса" А.Грина-прекрасное произведение-романтика, приключение, то,что нужно детям для внеклассного чтения.«Чудеса надо создавать своими руками» (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс. Эпиграф: «Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии» (А.Грин)Цели урока: Постижение сути произведения через внутренний мир героев. Задачи урока:   Расширить и углубить знания об особенностях произведений А. С. Грина, помочь понять замысел писателя; свое...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Гайсина София Шавкатовна
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: урок-размышление

(1 слайд)

Тема урока: Урок внеклассного чтения

«Чудеса надо создавать своими руками» (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс.

Эпиграф: «Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии» (А.Грин)

Цели урока: Постижение сути произведения через внутренний мир героев.

Задачи урока:
Расширить и углубить знания об особенностях произведений А. С. Грина, помочь понять замысел писателя; своеобразие творчества Грина; способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
- находить ответы на поставленные вопросы;

Развивать устную речь обучающихся, логическое и образное мышление;творческое воображение, память развивать творческие способности,

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру, красоте; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками. Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений

Задачи: УУД: личностные: желание приобретать новые знания, умения совершенствовать полученные ЗУН; стремиться к преодолению возникших трудностей, участвовать в творческом, созидательном процессе; принятие жизненных ценностей.

Регулятивные: уметь ставить конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации; постановка задачи с помощью учителя; планирование последовательности действий; решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные: умение понимать основную мысль текста, объяснять; давать нравственно-этическую оценку поступкам героев; понимать душевное состояние персонажей сопереживать; выделять не только главную, но и избыточную информацию

Когнитивная область:закрепить знания учащихся по теме "Романтизм" (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения);формировать навыки учащихся давать развёрнутые ответы по предложенной проблеме, использовать в речи литературоведческие термины.

Аффективная область:развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное;

формировать у учащихся мотивацию к дальнейшему изучению романтических произведений;развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли;

Психомоторная область:развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;

Способ реализации поставленных целей урока:

Методы:

репродуктивный;

иллюстративный;

исследовательский.

Формы:

Фронтальный опрос; индивидуальный

Дискуссия

Работа в группах

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет Александра Грина.

Выставка рисунков учащихся.

Презентация к уроку

Видеозаписи «Рисование песком»

Фрагмент видеозаписи из программы «Вести»

Песня В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса»

книги писателя

интерактивная доска

Толковый словарь Ожегова


Ход урока

1 Организационный момент

2.Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности

Искусство рисования песком на прозрачном подсвеченном столе на глазах у зрителей становится удивительно популярным. Предлагаю вам, ребята, просмотреть видеозапись «Рисование песком»

Мотивировка: Просмотр видеозаписи «Рисование песком» по произведению А.Грина

Учитель: Ребята, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

(«Алые паруса» А.Грина)

Учитель: Совершенно верно. Александр Степанович (Гриневский) Грин - русский прозаик, поэт. Что мы о нем знаем? Послушаем краткую биографию. Ребята, будьте внимательны при просмотре видеозаписи. Постарайтесь услышать ключевые слова и определить тему нашего урока

Просмотр фрагмент видеозаписи из программы «Вести»

Учитель: Какова же тема нашего урока. Как мы её озвучим? Предполагаемые ответы (Во время просмотра фрагмента звучат ключевые слова «романтическая повесть о любви», герой книги Грэй говорит: «Чудеса надо делать своими руками!» )

Учитель: Да, вы правы. «Алые паруса»- романтическая повесть о любви. Чудеса в жизни надо создавать своими руками! Какое слово лучше и сильнее звучит, несет в себе больше смысла и экспрессии «делать» или «создавать»? Предполагаемый ответ (создавать)

На доске: СОЗДАВАТЬ - созидать, созиждить, делать, соделывать, творить или производить, вызывать из небытия в бытие

2 слайд

Учитель: Итак, тема нашего урока " Чудеса надо создавать своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса")

3 слайд.

Учитель: Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.

Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией

4 слайд

Я приглашаю вас в удивительную страну Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг. Знаете ли вы, какие произведения он написал? ( «Бегущая по волнам», «Зеленая лампа», «Золотая цепь», «Блистающий мир»)

5 слайд

Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

Учитель: Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса".1. Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что вас удивило, что понравилось в прочитанной повести-феерии?

( Героиня Ассоль верит в чудеса, верит, что если очень захотеть - мечта сбудется. Каждому человеку свойственно мечтать.

Романтическая повесть о любви А.Грина даёт возможность человеку поверить в чудо и стремиться к нему в своей обыденной жизни, чтобы родилось в его душе желание «делать» их для тех, кого ты любишь, кто тебя окружает.

Понравилось, как красиво, возвышенно описаны чувства.

Любовь - светлое ,нежное, хрупкое прекрасное чувство)

Учитель: Спасибо, ребята!

6 слайд

Индивидуальное домашнее задание: История создания книги "Алые паруса" (Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.

Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты. "Алые паруса" - это повесть, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса.)

7 слайд

Домашнее задание 1 группы. Выписать цитаты и высказывания героев о море, любви, дружбе

Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны? Прочтите цитаты

Предполагаемые ответы (цитаты из произведения:

1.Мы любим сказки, но не верим в них. (Эгль)

2. «Э, Ассоль, говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого - то они не могут". - "Как это - уметь?" - "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.

3. Не знаю, сколько пройдёт лет, но однажды настанет день, когда расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.

4. Я знаю, у всех есть мечты… Иначе нельзя.

5.Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем.

7. Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно - ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…

8. Море и любовь не терпят педантов.

9. Мы любим сказки, но не верим в них.)

Учитель: Спасибо, ребята!

8 слайд

Проверка домашнего задания 2 группы. Что такое феерия?

Феерия от французского - фея, волшебница. Название Чудесной страны из британских и французских сказок

В литературе - использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста.

Учитель: Спасибо, ребята!

9 слайд

Проверка домашнего задания 3 группы. Определитьзначение слова «алый». Эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа алый, на страницах книги?

Предполагаемые ответы: ( А́лый цвет - яркий оттенок красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет, поэтому чисто красный воспринимается холоднее алого. Традиционно связывается с цветом пламени, иногда - с цветом человеческой артериальной крови, губ.

Алый - полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет - цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.

метафора надежды, торжество счастья алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь: "Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль".

он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения; совершенно чистый, как алая утренняя заря; полный благородного веселья и царственности гордый цвет.) Учитель: Спасибо, ребята! Предлагаю вам в продолжение нашего разговора подобрать ассоциации к слову алый. Рассмотрев внимательно картинки, определите, какие ассоциации они вызывают у вас

3. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов

10 слайд

а) Ассоциации к слову алый

(11 слайд) Цвет глубокой радости

(12 слайд) символ любви, паруса мечты

(13 слайд) романтика, ожидание, творчество

(14 слайд) осуществленное чудо

15 слайд

Вывод: Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья

16 слайд

б) Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль? Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте. 16 слайд (Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. )

4. Определение основной задачи урока. Учитель: Какую мечту подарил сказочник Эгль Ассоль? (Ассоль спустя время обязательно встретит принца, который ее увезет в прекрасную страну. Она поверила в сказку, в чудо, которое сделает ей счастливой)

5. Организация дискуссии

Учитель: Ассоль шла к своей мечте с детства. Она мечтательна, романтична. Ассоль живёт в мире грёз и фантазий, ожидая своего возлюбленного, когда он приедет и увезет в сказочную страну.

17 слайд

Учитель: Какой была Ассоль, ребята? Найдите в тексте, зачитайте.

(Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. )

Чем она отличалась от остальных жителей Каперны?

Учитель: Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там, в работе, как в драке".)

Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).

«- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети.

18 слайд

Учитель: Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.

(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)

Учитель: Почему мечта Грэя осуществилась?

(Грэй очень хотел этого).

Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".

Учитель: Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает о себе больше, чем в каком-либо другом произведении, наводит на размышления и похожесть инициалов. Александр Грин - Артур Грэй.

Учитель: Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грэя?

(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.)

Работа в группах (Задание: Группы ищут общее в главных героях

Ассоль

Грэй

Сильная личность, сумевшая сохранить свою индивидуальность.

Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном).

есть стремление к красоте, умение мечтать (игрушки для детей, любование красотой мира).

Стремление к неизвестности,приключениям, свободе (родился вдали от моря, в обеспеченной семье, но выбрал тяготы морской жизни).

вера в силу мечты, воображения, которые могут изменить мир; вера в то, что мечта есть у каждого

Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою)

19 слайд

Учитель: Спасибо, ребята! Мы убедились, что наши герои очень Схожи. Перед

нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.

Согласны ли вы, ребята?

Итог урока: рефлексия
Учитель: Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось? (Предполагаемый ответ: Мы поняли, что надо идти к своей мечте, веря в чудеса. Потому что чудеса надо создавать своими руками. Книга заставит нас вдруг пожелать счастья так страстно, как его желала Ассоль. Грин навсегда подарил нам это ожидание, стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру.)

Учитель: Все, взрослые и дети, верят в чудеса. И пусть мечты наши сбываются! Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном». Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся. Ведь надо лишь помнить: «Чудеса надо создавать своими руками! ».

5. Определение домашнего задания (текст песни лежит у каждого ребенка на парте)

(релаксация)

Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса!» (видео)

1. Напишите сочинение - рассуждение «Чудеса надо создавать своими руками»

2. Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы. (задание по выбору)

Учебно - методическая литература:

Литература. 6 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. - М: Просвещение, 2009).

Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 282 с.

Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й Кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». - М.: Экзамен, 2006. - 92 с.

Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М., 2001. - 224 с.

А Грин "Алые паруса".1992г.

Интернет-ресурсы: festival.1september.ru/

prosv.ru


© 2010-2022