Конспект урока литературы в 10 классе на тему «Обломов и Штольц – два пути России?» (историко-философский смысл романа «Обломов»)

    Данный урок является заключительным в изучении романа Гончарова "Обломов".        Цели урока: рассмотреть роман в историко-философском аспекте; выявить особенности русского национального характера; воспитание нравственности и патриотизма на уроках литературы.      Методика "визитных карточек" развивает внимание ребенка к тексту, творческое мышление, умение объяснять свою позицию. Таким образом, она гармонично вписывается во ФГОС нового поколения.      Ребятам очень нравится такой вид работы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2


Конспект урока литературы в 10 классе на тему

«Обломов и Штольц - два пути России?»

(историко-философский смысл романа «Обломов»)


Цели урока:

  • рассмотреть роман в историко-философском аспекте;

  • выявить особенности русского национального характера;

  • воспитание нравственности и патриотизма на уроках литературы.

Оборудование:

  • репродукции картин, изображающих русскую природу и русских людей;

  • репродукции о немцах;

  • эпиграфы, записанные на доске;

Предварительное домашнее задание по группам: создать «визитные карточки» Обломова и Штольца, отражающие специфику характера персонажей.

Эпиграфы к уроку:

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова.

И.С.Тургенев.

Я не могу мыслить и жить иначе, как с верою в то, что все наши русские (…) будут образованы, очеловечены, счастливы.

Ф.М.Достоевский.

Русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт - акт сердца.

И.А.Ильин.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев.

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами сегодня заканчиваем изучение романа «Обломов». Еще на первом вводном уроке в 10 классе мы говорили, что спецификой литературы 19 века считаются поднимаемые в ней вопросы философского характера. Конечно, время выхода романа -1859 год - во многом объясняет значимые для автора проблемы.

Попробуйте сформулировать те философские вопросы, над которыми размышляет Гончаров в своем произведении.

Среди вариантов ответов могут прозвучать:

- В чем смысл жизни человека, для чего он приходит в этот мир?

- Что такое идеальная жизнь и идеальный человек?

- Может ли любовь изменить человека?

Конечно, все это правильно. Но все-таки еще раз хочу обратить ваше внимание на год написания романа. Россия на пороге великих перемен, вопрос об отмене крепостного права стоит как никогда остро. Что принесет она России? Пойдет ли страна по западному пути или крепостничество - особый ее путь? Конечно, два главных героя -

Обломов и Штольц - занимают основное место в развитии сюжета. Но есть и третий образ - образ России. «Как мы будем жить в России?» - этот вопрос, по-моему, и по сей день не потерял своей актуальности. Сегодня мы и попробуем увидеть, не просто двух разных героев, а два возможных пути России.


  1. Аналитическая беседа.

- Каким же образом Гончаров в своем романе показывает особенности двух разных национальных характеров? (Наделяя особыми чертами героев - Обломова и Штольца).

- Давайте попробуем определить специфику характера и образа жизни этих персонажей, посмотрим, какими увидели этих героев мы, современные читатели. (Учащиеся представляют и комментируют заранее приготовленные «визитные карточки» героев).

- Являются ли образы этих персонажей набором типичных черт двух национальностей? (Нет, Штольц и Обломов - настоящие люди, воплощающие общечеловеческие стремления. Герои наделены только самыми существенными чертами национального характера.)

- Почему автор так тесно переплетает судьбы Обломова и Штольца? (Они необходимы для раскрытия как национальных типов, так и образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих проблем. Это образы-контрасты, которые дополняют друг друга).

- В каждом из этих героев, конечно, есть положительные моменты. Мы их подчеркнули в «визитных карточках». Давайте вспомним финал жизни обоих героев, он тоже показателен. (Обломов не смог сделать счастливой Ольгу. Он не взял на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил его Штольцу. Он не смог спасти от разорения и гибели родительский дом, и это тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны.

Штольц в конце романа имеет счастливую семью, воспитывает сына Ильи Ильича, в конце концов, доносит до читателей всю историю.)

- Почему же и тот, и другой путь заходит в тупик?


  1. Подведение итогов. Выводы.

Слово учителя:

Два образа, два пути России… А какой же путь, на ваш взгляд, выбирает автор? (Выслушиваются варианты ответов детей)

Конечно, если совместить лучшие черты обоих героев, получился бы совершенный человек. Но это невозможно. Люди всегда стремились к гармонии, но… человек есть таков, как есть. Возможно обогащение, развитие способностей, но соединение противоположных черт невозможно. Так, наверное, нельзя и искусственно вывести «правильный» путь развития государства, хотя некоторые современники Гончарова именно это прочитали в его романе и стали ратовать за «европеизацию» России.

Мы с вами в 21 веке видим современных Штольцев - людей деловых, активных, практичных, умеющий и желающих «делать деньги». Так об этом мечтал Гончаров?

Конечно, нет! Он, как и многие гениальные люди хотел показать нам не точное направление, не банальную схему развития государства, а менталитет русского человека.

Давайте обратимся к эпиграфам, записанным на доске. Как вы думаете, какая общая мысль так или иначе звучит во всех этих словах? (Выслушиваются варианты ответов). Общая мысль - это вера в свою страну, в свой народ.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по роману Гончарова «Обломов».

© 2010-2022