- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова .В. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
7 КЛАСС
«Слитное написание союзов»
Цель: знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения различать союзы от местоимений и наречий с частицами бы, же и предлогом за.
I этап. Проверка д/з
Учащимся раздаются карточки для проверки д/з
-
Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
когда
I.
…, когда ==== , === .
II. морф.признаки: подчинительный, простой
-
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.
и
====
====
I.
, и
II. морф.признаки: сочинительный, простой
За правильно составленную схему - 1 балл, за морфологический разбор - 1 балл
Итого: 4 балла
II этап. Знакомство с темой урока
Учащиеся записывают в тетради число, тему урока «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»
Работа с целью урока:
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомится с союзами, которые пишутся слитно)
В чем, как вам кажется, будет заключаться трудность? ( отличать союзы от других частей речи)
Каковы задачи нашего урока?
-
познакомиться с правилами правописания союзов
-
найти способы, как можно научиться отличать союзы от других частей речи
Заполнение таблицы:
Союз
Местоимение или наречие
Нельзя
Можно
Не являются
Являются
Пишутся
Пишутся
Проверка
же, бы нельзя
же, бы можно
так же, как и
тоже = также =
чтобы =
зато =
При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)
III этап. Закрепление полученных знаний
I. Запись предложений с обозначением орфограммы
-
Доброта для души то(же), что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький.)
-
Так(же), как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
-
Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К.Паустовский.)
-
Что(бы) мне вас такое спросить, что(бы) вы призадумались?
После записи предложений учащимся выдаются предложения для проверки. Взаимопроверка.
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
II. Запись предложений под диктовку
В наши дни тоже можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Задание 1. Проверить себя
В это время параллельно на доске (или в электронном виде) справочная информация.
стари…ые старина + суффикс
(С,с)ибирь - имя собственное
Бе(зз,з)аботен - без забот
(н..)кто - отрицательное местоимение, без предлога, ударение на приставку не падает
(не) мог - правописание не с глаголами
сравнит(?)ся - что сделать?
иску(сс,с)тво - исторически есть суффикс -ств-
Задание 2.
Объяснить слова на изучаемую орфограмму.
После записи и проверки, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют текст
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
Максимальное количество баллов по данному заданию - 6 баллов
III. Тест
Заполнить таблицу.
Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -
-
Я люблю делать то же, что и брат.
-
Он учится в автошколе, я тоже хочу там учиться.
-
Его товарищи учатся хорошо, он также не отстает от них.
-
Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
-
Мне он тоже советует заняться спортом.
1
2
3
4
5
-
+
+
-
+
Взаимопроверка. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально - 5 баллов
(если допущены ошибки, предложения записываются)
IV. Упр. 344 (дополнительно)
Записываются только предложения (или части предложений, где возможно) с союзами.
Проверка:
-
Так же названы поселки в Пензенской и Саратовской областях.
-
То же слово включено и в другие географические названия.
-
Это название распространено также (= тоже = и) и в других местностях.
Названы, включено, распространено - краткие причастия, пишется н.
За правильно выполненное задание - 3 балла.
Подведение итогов
1. Подсчет баллов. Итого: максимальное количество баллов - 15 (18).
14-15 (17-18) баллов - 5
11-13 (13-16) баллов - 4
6-10 (8-12) баллов - 3
Менее - 2
Учащиеся взаимно выставляют друг другу отметки.
2. Возвращение к целям и задачам урока. Проверка, что успели, что нет, почему.
Проверка д/з
-
Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
когда3
I.
…, когда ==== , === .
II. морф.признаки: подчинительный, простой
-
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.
и3
====
====
I.
, и
II. морф.признаки: сочинительный, простой
За правильно составленную схему - 1 балл, за морфологический разбор - 1 балл
Максимально: 4 балла
Закрепление полученных знаний
I. Запись предложений с обозначением орфограммы
-
Доброта для души то(же), что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький.)
-
Так(же), как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
-
Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К.Паустовский.)
-
Что(бы) мне вас такое спросить, что(бы) вы призадумались?
III. Тест
Заполнить таблицу.
Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -
1
2
3
4
5
II этап. Знакомство с темой урока
Заполнить таблицу:
Союз
Местоимение или наречие
Нельзя
Можно
Не являются
Являются
Пишутся
Пишутся
Проверка
же, бы нельзя
же, бы можно
так же, как и
тоже = также =
чтобы =
зато =
При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)
II этап. Знакомство с темой урока
Заполнить таблицу:
Союз
Местоимение или наречие
Нельзя
Можно
Не являются
Являются
Пишутся
Пишутся
Проверка
же, бы нельзя
же, бы можно
так же, как и
тоже = также =
чтобы =
зато =
При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)
II этап. Знакомство с темой урока
Заполнить таблицу:
Союз
Местоимение или наречие
Нельзя
Можно
Не являются
Являются
Пишутся
Пишутся
Проверка
же, бы нельзя
же, бы можно
так же, как и
тоже = также =
чтобы =
зато =
При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
За каждый правильный ответ - 1 балл
мест. ч
-
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)
-
Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)
-
Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)
предл мест.
-
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)
мест. ч
-
Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
II. Запись предложений под диктовку
В наши дни тоже можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Задание 1. Проверить себя
В это время параллельно на доске (или в электронном виде) справочная информация.
стари…ые старина + суффикс
(С,с)ибирь - имя собственное
Бе(зз,з)аботен - без забот
(н..)кто - отрицательное местоимение, без предлога, ударение на приставку не падает
(не) мог - правописание не с глаголами
сравнит(?)ся - что сделать?
иску(сс,с)тво - исторически есть суффикс -ств-
Задание 2.
Объяснить слова на изучаемую орфограмму.
После записи и проверки, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют текст
В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.
Оцениваем следующим образом:
За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)
За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла
За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла
За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл
Более - 0 баллов
Максимальное количество баллов по данному заданию - 6 баллов
III. Тест
Заполнить таблицу.
Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -
-
Я люблю делать то же, что и брат.
-
Он учится в автошколе, я тоже хочу там учиться.
-
Его товарищи учатся хорошо, он также не отстает от них.
-
Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
-
Мне он тоже советует заняться спортом.
1
2
3
4
5
-
+
+
-
+
Взаимопроверка. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально - 5 баллов
(если допущены ошибки, предложения записываются)
IV. Упр. 344 (дополнительно)
Записываются только предложения (или части предложений, где возможно) с союзами.
Проверка:
-
Так же названы поселки в Пензенской и Саратовской областях.
-
То же слово включено и в другие географические названия.
-
Это название распространено также (= тоже = и) и в других местностях.
Названы, включено, распространено - краткие причастия, пишется н.
За правильно выполненное задание - 3 балла.
Подведение итогов
1. Подсчет баллов. Итого: максимальное количество баллов - 15 (18).
14-15 (17-18) баллов - 5
11-13 (13-16) баллов - 4
6-10 (8-12) баллов - 3
Менее - 2
Учащиеся взаимно выставляют друг другу отметки.
2. Возвращение к целям и задачам урока. Проверка, что успели, что нет, почему.