КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»

КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»   Учитель: Мельникова Вероника Вадимовна   Цель: знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения различать союзы от местоимений и наречий с частицами бы, же и предлогом за.    Знакомство с темой урока Учащиеся записывают в тетради число, тему урока «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато» Работа с целью урока: Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомится с союзами, которые пиш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

7 КЛАСС

«Слитное написание союзов»


Цель: знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения различать союзы от местоимений и наречий с частицами бы, же и предлогом за.

I этап. Проверка д/з

Учащимся раздаются карточки для проверки д/з


  1. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

кКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»огда

IКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов» …, когда ==== , === .

II. морф.признаки: подчинительный, простой


  1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

и

====

====

IКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов».

, и

II. морф.признаки: сочинительный, простой

За правильно составленную схему - 1 балл, за морфологический разбор - 1 балл

Итого: 4 балла

II этап. Знакомство с темой урока

Учащиеся записывают в тетради число, тему урока «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»

Работа с целью урока:

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомится с союзами, которые пишутся слитно)

В чем, как вам кажется, будет заключаться трудность? ( отличать союзы от других частей речи)

Каковы задачи нашего урока?

  1. познакомиться с правилами правописания союзов

  2. найти способы, как можно научиться отличать союзы от других частей речи

Заполнение таблицы:

Союз

Местоимение или наречие

Нельзя

Можно

Не являются

Являются

Пишутся

Пишутся

Проверка

же, бы нельзя

же, бы можно

так же, как и

тоже = также =

чтобы =

зато =

При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)

III этап. Закрепление полученных знаний

I. Запись предложений с обозначением орфограммы

  1. Доброта для души то(же), что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)

  2. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький.)

  3. Так(же), как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

  4. Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К.Паустовский.)

  5. Что(бы) мне вас такое спросить, что(бы) вы призадумались?

После записи предложений учащимся выдаются предложения для проверки. Взаимопроверка.

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

II. Запись предложений под диктовку

В наши дни тоже можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Задание 1. Проверить себя

В это время параллельно на доске (или в электронном виде) справочная информация.

сКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»тари…ые старина + суффикс

(С,с)ибирь - имя собственное

Бе(зз,з)аботен - без забот

(н..)кто - отрицательное местоимение, без предлога, ударение на приставку не падает

(не) мог - правописание не с глаголами

сравнит(?)ся - что сделать?

иску(сс,с)тво - исторически есть суффикс -ств-

Задание 2.

Объяснить слова на изучаемую орфограмму.

После записи и проверки, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют текст

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

Максимальное количество баллов по данному заданию - 6 баллов

III. Тест

Заполнить таблицу.

Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -

  1. Я люблю делать то же, что и брат.

  2. Он учится в автошколе, я тоже хочу там учиться.

  3. Его товарищи учатся хорошо, он также не отстает от них.

  4. Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.

  5. Мне он тоже советует заняться спортом.

1

2

3

4

5

-

+

+

-

+

Взаимопроверка. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально - 5 баллов

(если допущены ошибки, предложения записываются)

IV. Упр. 344 (дополнительно)

Записываются только предложения (или части предложений, где возможно) с союзами.

Проверка:

  1. Так же названы поселки в Пензенской и Саратовской областях.

  2. То же слово включено и в другие географические названия.

  3. Это название распространено также (= тоже = и) и в других местностях.

Названы, включено, распространено - краткие причастия, пишется н.

За правильно выполненное задание - 3 балла.

Подведение итогов

1. Подсчет баллов. Итого: максимальное количество баллов - 15 (18).

14-15 (17-18) баллов - 5

11-13 (13-16) баллов - 4

6-10 (8-12) баллов - 3

Менее - 2

Учащиеся взаимно выставляют друг другу отметки.

2. Возвращение к целям и задачам урока. Проверка, что успели, что нет, почему.




Проверка д/з


  1. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

кКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»огда3

IКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов» …, когда ==== , === .

II. морф.признаки: подчинительный, простой


  1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

и3

====

====

IКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов».

, и

II. морф.признаки: сочинительный, простой

За правильно составленную схему - 1 балл, за морфологический разбор - 1 балл

Максимально: 4 балла

Закрепление полученных знаний

I. Запись предложений с обозначением орфограммы

  1. Доброта для души то(же), что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)

  2. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький.)

  3. Так(же), как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

  4. Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К.Паустовский.)

  5. Что(бы) мне вас такое спросить, что(бы) вы призадумались?

III. Тест

Заполнить таблицу.

Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -

1

2

3

4

5









II этап. Знакомство с темой урока

Заполнить таблицу:

Союз

Местоимение или наречие

Нельзя

Можно

Не являются

Являются

Пишутся

Пишутся

Проверка

же, бы нельзя

же, бы можно

так же, как и

тоже = также =

чтобы =

зато =

При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)

II этап. Знакомство с темой урока

Заполнить таблицу:

Союз

Местоимение или наречие

Нельзя

Можно

Не являются

Являются

Пишутся

Пишутся

Проверка

же, бы нельзя

же, бы можно

так же, как и

тоже = также =

чтобы =

зато =

При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)

II этап. Знакомство с темой урока

Заполнить таблицу:

Союз

Местоимение или наречие

Нельзя

Можно

Не являются

Являются

Пишутся

Пишутся

Проверка

же, бы нельзя

же, бы можно

так же, как и

тоже = также =

чтобы =

зато =

При заполнении таблицы пользуйтесь материалом учебника стр. 162 (правило)

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

За каждый правильный ответ - 1 балл

мест. ч

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л.Н.Толстой.)


  1. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже (= также = и) молча. (М.Горький.)


  1. Так же, как и вчера, на площади шумели люди. (М.Горький.)

предл мест.

  1. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен. (К.Паустовский.)

мест. ч

  1. Что бы мне вас такое спросить, чтобы (= для того чтобы) вы призадумались?

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

II. Запись предложений под диктовку

В наши дни тоже можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Задание 1. Проверить себя

В это время параллельно на доске (или в электронном виде) справочная информация.

сКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»тари…ые старина + суффикс

(С,с)ибирь - имя собственное

Бе(зз,з)аботен - без забот

(н..)кто - отрицательное местоимение, без предлога, ударение на приставку не падает

(не) мог - правописание не с глаголами

сравнит(?)ся - что сделать?

иску(сс,с)тво - исторически есть суффикс -ств-

Задание 2.

Объяснить слова на изучаемую орфограмму.

После записи и проверки, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют текст

В наши дни тоже (= также = и) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей, а также (= тоже = и) в Сибири. Ермолай был беззаботен, как птица… Зато (= но) никто не мог сравниться с ним в искусстве ловить весной рыбу.

Оцениваем следующим образом:

За каждое правильно оформленное по орфограмме слово - дополнительно 1 балл (итого - 3 балла)

За текст без ошибок (орфографических и пунктуационных) - 3 балла

За 1 орфографическую ошибку + 1пунктуационную ошибку - 2 балла

За 2-3 орфографических ошибки + 1 пунктуационную ошибку - 1 балл

Более - 0 баллов

Максимальное количество баллов по данному заданию - 6 баллов

III. Тест

Заполнить таблицу.

Союз - слитно, ставим +; не союз - раздельно, ставим -

  1. Я люблю делать то же, что и брат.

  2. Он учится в автошколе, я тоже хочу там учиться.

  3. Его товарищи учатся хорошо, он также не отстает от них.

  4. Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.

  5. Мне он тоже советует заняться спортом.

1

2

3

4

5

-

+

+

-

+

Взаимопроверка. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально - 5 баллов

(если допущены ошибки, предложения записываются)

IV. Упр. 344 (дополнительно)

Записываются только предложения (или части предложений, где возможно) с союзами.

Проверка:

  1. Так же названы поселки в Пензенской и Саратовской областях.

  2. То же слово включено и в другие географические названия.

  3. Это название распространено также (= тоже = и) и в других местностях.

Названы, включено, распространено - краткие причастия, пишется н.

За правильно выполненное задание - 3 балла.

Подведение итогов

1. Подсчет баллов. Итого: максимальное количество баллов - 15 (18).

14-15 (17-18) баллов - 5

11-13 (13-16) баллов - 4

6-10 (8-12) баллов - 3

Менее - 2

Учащиеся взаимно выставляют друг другу отметки.

2. Возвращение к целям и задачам урока. Проверка, что успели, что нет, почему.




© 2010-2022