Открытый урок по русскому языку Н и НН в различных частях речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему

« Правописание Н и НН в различных частях речи».

Разработала учитель ШСОШ № 1

Елисеева Светлана Александровна.


Цели урока.

  1. Образовательная.

Обучение детей орфографическим навыкам.

Задачи:

  1. Тренировать в применении изученных правил на правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных, причастиях, наречиях, существительных.

  2. Уяснить правила написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

2. Развивающая.

Развитие умений и навыков выполнения заданий (тестов) по орфографии и орфоэпии на внимание, на скорость для подготовки к ЕГЭ.

  1. Воспитательная.

Воспитание стремления к самостоятельному пополнению знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Орфоэпический диктант.

На отдельных листах написаны слова, в которых надо расставить ударение.

Цель: закрепить литературную норму произношения слов.

Вспоённый обговорённый новорождённый

заторможённый огрублённый отключённый

оценённый одноимённый подменённый.

( Во всех словах ударение на предпоследнем слоге).

Ученик ставит ударение в словах и все их произносит. Ошибки, если есть, исправляются. Затем класс хором, вслед за учителем, повторяет слова.

  1. Работа над темой урока.

    • Учитель. Вспомните с помощью каких суффиксов образуются прилагательные от существительных. Укажите эти суффиксы в словах, приведённых в пример.

Ученик на доске записывает слова, выделяя суф. (длинный, комнатный(-н-), лебединый, гусиный (-ин-), песчаный, дровяной (-ан-, -ян-), стеклянный, оловянный, деревянный( искл.), дискуссионный, безветренный(-онн-, -енн-), ветреный( искл.)

Все пишут в тетради.

  • Учитель. А теперь образуйте прилагательные от глаголов несов. вида плести, жарить, варить. Записать в тетрадь.

Ученик. Плетёный, жареный, варёный.

Учитель. А сколько в них пишется н?

Ученик. Одна.

Учитель. Сколько н будет писаться в словах некрашеный, невязаный, неварёный?

Ученик. Одна, т. к. приставка не не влияет на написание н и нн.

  • Учитель. Мы уже обращали своё внимание на различное написание отглагольных прилагательных и причастий. Как же образуются причастия, и сколько н в них пишется?

Ученик. Если причастия образованы от бесприставочных и приставочных глаголов сов. вида или имеют при себе зависимые слова, в них пишется нн. Например: брошенная кость, разрисованный лист, вязанный бабушкой шарф.

  • Учитель. А что вы скажете о кратких причастиях и прилагательных?

Ученик. В кратких прилагательных пишется столько же н сколько и в полных, а вот в кратких причастиях всегда одна.

  • Учитель. У вас на столах карточки со словосочетаниями, где вы должны вписать н или нн. Подпишите их.

На работу отводится 5 минут. Затем работа в парах. У соседа проверяется правильность ответа по ключу, который показывает учитель. Выставляются оценки каждому в зависимости от количества ошибок. Карточки пока не сдаются.

1.поляна освеще..а

2.книга интерес..а

3.комиссия образова..а

4.размеша..ые краски

5.бесце..ая вещь

6.выкраше..ые скамейки

7.выполне..ое поручение

8.полирова..ый пол

9.тка..ый золотом ковёр

рассея..ый мальчик

исправле..ая работа

замеше..ое тесто

книга прочита..а

кожа..ый портфель

здание построе..о

исписа..ый лист

слома..ый стул

заплетё..ая коса

посея..ая трава

дорога дли..а

построе..ое здание

разброса..ые вещи

ране..ый пулей

груже..ый кирпичами вагон

некраше..ый пол

заметки собра..ы

стены украше..ы

  • Учитель. Что вы знаете о данной орфограмме в наречиях?

Ученик. Наречия могут образовываться от причастий, прилагательных. В наречиях будет писаться столько же н, сколько и в словах, от которых они образуются. Например: говорить возмущённо, вести себя раскованно.

Учитель. На эти правила выполним задание в рабочих тетрадях к УМК В.В. Бабайцевой. (стр. 68 упр. 79).

  • Учитель. Часто возникают трудности в морфемном разборе слов. Чтобы правильно разобрать слово, нужно обратиться к его этимологии. А вы, ребята, нашли такие слова на нашу тему?

  • Ученики. В книге Шанского « В мире слов» есть слова окаянный, постоянный, отчаянный, в которых пишется нн.

Прилагательное окаянный имеет нн, потому что по происхождению является страдательным причастием прошедшего времени от глагола окаяти « проклять, осудить».

Слово постоянный образовано от сущ. постоянье « продолженье, непрерывность», возникшего от глагола постояти « продолжаться, не прекращаться», имеет суф. н и основу от сущ. постоян- .

В прил. отчаянный выделяется суф. нн от глаг. отчаяться.

В словаре В. И. Даля прил. подлинный бъясняется как слово, связанное своим происхождением с сущ. подлинник, длинник « батог»; на допросах, допытываясь правды, били батогами. Такую правду называли подлинной. Если следовать этой этимологии, то сначала появился фразеологизм подлинная правда, а потом слово стало употребляться самостоятельно. Поэтому нн пишется в этом слове, образованном от сущ. с основой на н- + суф. н.


  • Учитель. Так как мы уже сейчас готовимся к ЕГЭ, выполните несколько тестов на изучаемую тему. Поставьте свои ответы на обороте карточек с предыдущим заданием.

( Показываются карточки с предложениями).

На месте каких цифр пишется н?

Маленькая вяза(1)ая шапочка, серый поноше(2)ый костюм из полотня(3)ой ткани уже давно были сложе(4)ы в дорожную плетё(5)ую корзину.

1) 2,4. 2) 1,3,5. 3) 1, 3, 4, 5. 4) 2, 4.

На месте каких цифр пишется нн?

Тренирова(1)ый спортсмен взволнова(2)о рассказывал, как были организова(3)ы его тренировки на пересечё(4)ой местности.

1) 1, 2, 3. 2) 2, 3, 4. 3) 1, 3, 4. 4) 1, 2, 4.

На месте каких цифр пишется нн?

Демобилизова(1)ый офицер на подкова(2)ой лошади по некоше(3)ому зелёному лугу двигался к старому некраше(4)ому дому, окружё(5)ому свежевыкраше(6)ым забором.

1) 1, 2, 4, 5, 6. 2) 2, 3, 5, 6. 3) 3, 4. 4) 1, 2, 5, 6.

На месте каких цифр пишется н ?

По вощё(1)ому блестящему полу крадучись пробирался нечёса(2)ый дворовый пёс, привлечё(3)ый запахом поджаре(4)ых котлет.

1) 1, 2, 3, 4. 2) 2, 3, 4. 3) 1, 2. 4) 3, 4.


  • Учитель. А в каких ещё частях речи мы можем встретить н и нн?

Ученик. Это может быть ещё и имя существительное.

  1. Итоги урока.

Этим последним заданием мы с вами подведём итог нашему уроку. Учитель читает словосочетания, в которых даны различные части речи с н и нн. ( В зависимости от времени, можно написать на доске и в тетради или выполнить устно - на каждое с/с поднимается соответствующая карточка, каждое с/с комментируется. Карточки уже розданы перед уроком).

По длинному коридору, вареник, комнаты расположены, балконная лестница, отвечать путано, открылась возвышенность, газон вытоптан, говорить взволнованно, поляна пустынна, жаренный в масле, бесформенные кусты, вести себя мужественно, воспитанник, непуганая дичь, раненый солдат, юннат, деревянный кораблик, израненный солдат.

(Указать часть речи, почему н или нн)



© 2010-2022