Олимпиада по литературе школьный этап

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примеры заданий по литературе

9 класс

  1. Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Сэмюэл Тэйлор Кольридж

(1772-1834)

ВОРОН

1797

Под дуб, отведать желудей,

Сбежалось множество свиней.

Похрюкивая, с хрустом ели:

В избытке жёлуди поспели.

Когда же ушла ненасытная рать,

Единственный жёлудь остался лежать.

Летел мимо Ворон, невесел он был:

По слухам, он ведьме Печали служил.

Был Ворон чернее, чем сажи комок,

Летел под дождём, но ничуть не промок.

Он жёлудь унёс и в земле закопал,

В долине, где мощный поток протекал.

Куда потом он путь держал?

Низко, высоко летал,

Над холмами, над лугами чёрный Ворон путь держал.

Не одну весну и осень

Ворона по свету носит;

Много лет и много зим -

Мне ли уследить за ним.

И вот он с Подругой назад воротился,

А жёлудь в развесистый дуб превратился.

Построили гнёздышко в ветках повыше

И счастливо жили, растили детишек.

Но вскоре в долину пришёл Лесоруб,

Взглянул исподлобья на воронов дуб,

Блеснули глаза под насупленным лбом.

Без слов Лесоруб застучал топором,

И рухнуло дерево вместе с гнездом.

Разбились птенцы, не умея летать,

Затем умерла безутешная мать.

Срубил Лесоруб все сучки на дубке,

Доставить бревно предоставил реке.

Наделали досок, зачистив весь ствол,

И дуб на добротный корабль пошёл.

Вот вышел он в море, но так уж случилось,

Что страшная буря в тот день разразилась,

И судно разбилось о выступы скал.

Над ним чёрный Ворон кругами летал,

Он слышал предсмертные крики людей,

Он видел, как мачта исчезла в воде.

И он ликовал над пучиной бурлящей,

А Смерти, с крушенья на тучке летящей,

Твердил он спасибо за пир настоящий:

Пусть всё потерял, но ОТМЩЕНЬЯ НЕТ СЛАЩЕ!


  1. Какая тема поднимается в этом произведении? Что в этом стихотворении выходит на первый план, служит уже не средством оттенения чувств поэта к кому-либо, а основным предметом поэтического произведения?

  2. С какой целью автор вводит в стихотворение образ ворона?

  3. Сколько частей условно можно выделить в этом произведении?

  4. Почему Ворон наслаждается местью, взирая с высоты на наказанного погубителя, ведь на корабле, скорее всего, не было ни лесоруба, ни плотников?

Возможный вариант ответа:

В 1797 году Кольридж пишет рождественскую сказку "Ворон" (стихотворение получило подзаголовок "Christmas tale" - рождественский рассказ или сказка). В "Вороне возникает, хотя и более иносказательно, тема возмездия. В этом стихотворении мы видим, как природа и отношение к ней выходят на первый план, служит уже не средством оттенения чувств поэта к кому-либо, а основным предметом поэтического произведения. В стихотворении можно условно выделить три части.

В первой части мы видим в действии заведенный природный порядок, в котором у всего есть свое место, своя роль. Созревают желуди, семейство свиней приходит полакомиться ими, и оставляет один желудь.

Прилетает мудрый дальновидный ворон и уносит последний желудь. желудь ему понадобится много лет спустя.

Описание ворона достаточно традиционно, ворон мудр, ворон черен, ворон по слухам принадлежит колдунье Печали. Однако, кроме этого, ворон еще и гармоничная часть природы (для ворона не страшна буря и дождь), понимающая, в отличие от бездумных животных (свиней), ее законы.

Ворон, широко распространен в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания, что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обуславливается некоторыми универсальными свойствами: резким криком и черным цветом. Ворон воспринимается как посредник между жизнью и смертью; он демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, выступает вестником зла. Умение подражать человеческой речи способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице. Как культурный герой ворон осуществляет посредничество в оппозиции природы и культуры.

Много лет странствовал ворон по земле, и наконец вернулся на то же самое место у реки со своею подругой, чтобы вести здесь счастливую жизнь. Тем временем из желудя вырос дуб, и на нем ворон свил свое гнездо. На этом заканчивается первая часть "Ворона", а вместе с нею - и счастливая жизнь ворона. В природную идиллию, в которой все подчинено мудрым и вечным законам врывается чуждая сила - мрачный лесоруб.

Во второй части основным действующим лицом становится человек. Человек - не только в лице лесоруба, но и в лице "их" - безымянных плотогонов, плотников, кораблестроителей. Человек разрушает счастье Ворона, лишает его семьи.

Между тем человек (в лице лесоруба, плотников и т. д.) целеустремленно продолжает свое дело, не имеющее ничего общего, прямо противоречащее делу природы, расчленяющее природу.

Важную роль во второй части играют слова отделить, расчленить и ободрать, придающие действиям Человека зловещий подтекст: Человек нарушает природные законы, походя разрывает природные связи в своих целях.

Начинается третья часть, описывающая незавидную судьбу корабля. Природа, объединившись со сверхъестественными силами, восстанавливает справедливость.

Ворон наслаждается местью, взирая с высоты на наказанного погубителя. Не важно, что на корабле, скорее всего, не было ни лесоруба, ни плотников: они, как и мореходы, для Ворона - лишь отдельные объективации единого врага - Человека. Ворон вьется над гибнущим кораблем, радостно подпевая шуму бури, вторя последнему крику тонущих.

В заключение Ворон благодарит Смерть, возвращающуюся домой рядом в облаках, за возможность отмщения.

В стихотворении "Ворон" мы находим одно из первых обращений Кольриджа к конфликту между Человеком и Природой. В стихотворении две сверхъестественных фигуры: колдунья Печаль и Смерть являются эпизодическими, служат лишь поэтическим олицетворением настроений и событий. Природа представляется здесь единственным прибежищем поэта.

2. Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Утро» с приведённым ниже стихотворением И.А. Бунина «Вечер». Что сближает лирических героев этих стихотворений?

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И всё увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

(Н.М. Рубцов, 1965 г.)



ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

(И.А. Бунин, 1909)

© 2010-2022