Видео-конференция Учимся писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему, ч. 15. 3

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые ученики, коллеги, присутствующие на нашей видеоконференции.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как написать сочинение - рассуждение на морально - этическую тему, обозначенную под номером 15.3. , на ГИА по русскому языку в 9 классе.

Сегодняшнюю видеоконференцию проведу я, Субботина Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области.

Мы поговорим с вами о том, как написать это сочинение, каким должен быть алгоритм написания, композиция сочинения.

Слайд № 1 Учимся писать сочинение - рассуждение на морально - этическую тему, ч. 15.3

Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области.

Слайд № 2 Задачи урока

  1. Как написать сочинение - рассуждение на морально - этическую тему?

  2. Какова роль языковых единиц в тексте?

  3. Какие способы обработки информации используются при написании сочинения - рассуждения?

Сначала мы должны познакомиться с заданием

Слайд № 3

Напишите сочинение - рассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера - аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не мене 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Начнем с композиции сочинения.

- Из скольких частей состоит сочинение - рассуждение? (из 3)

- Назовите эти части. (Вступление - тезис и комментарий к нему. Аргументы - 1 из предложенного текста, 2 - из жизненного опыта. Вывод )

Слайд № 4

  1. Вступление (тезис и комментарий к нему)

  2. Аргументы

  1. Из предложенного текста

  2. Из жизненного опыта.

  1. Вывод

Обратите внимание на то, что тезис нужно обязательно прокомментировать. В сочинении должно быть четыре абзаца (1- вступление, 2- аргумент из текста, 3 - аргумент из жизненного опыта, 4 - вывод).

- Давайте вспомним, что такое тезис? (основная мысль текста, требующая доказательства).

- Чтобы оформить тезис, нам нужно вспомнить основные способы толкования слова.

Слайд 5

  1. Понятийный (например, сострадание - это жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой...).

2. Синонимический (сострадание - жалость, милосердие, участие, сочувствие

гуманность).

3.Описательный (сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему).

Способ толкования слова при написании сочинения - рассуждения каждый выбирает сам.

Таким образом, вы определили тезис. Даю подсказку: при определении тезиса, когда будете писать, используйте внутренний диалог, например, что такое сострадание.

О том, что мы сейчас говорили, надо будет написать.

Слайд №6

- Следующий этап: надо дать комментарий. - А что такое комментарий? (это объяснение, размышление, подводящее к основной мысли сочинения, т. е. к тезису).

Попробуем прокомментировать тезис «сострадание» (варианты ответы детей: 1) Сострадание делает нашу жизнь светлее и радостнее. Оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру.

2)Сострадание - это важное душевное качество, которое особенно актуально в наше непростое время. Без сострадания, мне кажется, мир давно бы уже перестал существовать

3). В современном мире, где мы часто сталкиваемся с проявлением жестокости и насилия, сострадание играет большую роль. Радует, что есть люди, способные на милосердие.

4)Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые дела и поступки.

Прочитаем вступление.

СЛАЙД №7

Сострадание - жалость, милосердие, участие, сочувствие, гуманность.

Сострадание делает нашу жизнь светлее и радостнее. Оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру. В современном мире, где мы часто сталкиваемся с проявлением жестокости и насилия, сострадание играет большую роль. Радует, что есть люди, способные на милосердие.

Переходим к основной части.

Аргумент из текста.

Давайте прочитаем текст А. Лиханова

Слайд №8- 9 (ТЕКСТ)

Текст прочитан. Теперь нужно привести аргумент из текста. Помните, что аргумент, это не пересказ, это анализ текста.

Как это сделать? Это не так уж и сложно. Нужно задать вопросы к тексту.

Я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.

- О ком рассказывается в тексте?

- О простой вахтерше тете Груне, которая после дежурства приходила в палату к раненым и помогала им.

Желательно, когда будете искать аргумент в тексте, подчеркнуть в нем ключевые слова, словосочетания, предложения, которыми вы будете оперировать.

- Назовите мне эти ключевые слова, предложения.

(3, 16, 17,19, 25).

- Чем вызван ее поступок?

- Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их.

- Что она отвечает раненому Алексею Пряхину на вопрос: «Тетя Груня, как с тобой рассчитываться - то стану? Каким златом- серебром?»

- Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Смысл данной фразы: подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность.
Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему - нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?».
Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Алексею.
Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки заключён глубокий смысл. Мир действительно окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно.

Итак, аргумент из текста готов. Теперь нам надо связать вступление и основную часть.

Я вам подскажу, как это сделать - дам речевые клише.

Слайд № 10

  1. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст (автор)…

  2. В данном тексте есть яркий пример, подтверждающий мою мысль…

  3. Обратясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть…

Помните, пишем основную часть (1 аргумент) отдельным абзацем.

Хочу обратить ваше внимание, что каждая микротема сочинения строится по определенным правилам:

- 1 предложение должно быть логически связано с предложенным абзацем;

- далее должно прозвучать фраза, подтверждающая основную мысль текста;

- заканчивая микротему, вы должны сделать вывод.

Первый аргумент готов, прочитаем его.

Слайд №11

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. Лиханова, в котором рассказывается о простой вахтерше тете Груне, приходившей после дежурства в палату к раненым и помогавшей им. Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их.

На вопрос Алексея Пряхина, как он с ней рассчитываться станет, отвечает:

- Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили. Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему - нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?».
Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Алексею.
Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки заключён глубокий смысл. Мир, действительно, окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно. Подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность

Переходим ко второму аргументу

Напоминаю, вам надо привести аргумент из жизненного опыта

Что такое жизненный опыт?

Слайд №12

  1. Это ваша жизненная история или история, произошедшая с вашим другом, родственником

  2. Прочитанная книга или просмотренный фильм

  3. Какие - то исторические сведения

Помните: этот аргумент пишем с красной строки

Я вам также дам речевые клише

- с примером проявления (понятие) нам довольно часто приходилось сталкиваться в жизни;

- подобный пример можно встретить в жизни;

- еще один пример проявления (понятие) можно привести из произведения (автор, название);

Обращаю еще раз внимание на композицию этой микротемы:

- основная мысль;

- ее объяснение;

- вывод.

Какой аргумент можно взять из жизненного опыта? Ваши предложения.

  1. Ярким примером проявления сострадания является и татарская девочка Дина, героиня рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник". Проникшись сочувствием к русскому офицеру и не побоявшись гнева своего отца, Дина украдкой бегает к яме, где сидит Жилин, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег.


  1. С примером проявления сострадания нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Все мы знаем о событиях, происходящих в Украине, в Донецкой и Луганской областях. Там до сих пор идет война, последствием которой являются разруха, голод. Россия каждый месяц отправляет туда гуманитарную помощь, дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем вывозятся в Москву, где их бесплатно лечат.


  1. В художественных произведениях можно найти немало примеров проявления сострадания по отношению к другим людям. Например, герой рассказа М. Шолохова Андрей Соколов, потерявший во время Великой Отечественной войны всю свою семью, не озлобился, не очерствел душой, а нашел в себе силы не только жить дальше, но и пригрел маленького мальчонку, Ванюшку, у которого погибли родители. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Переходим к заключению (выводу)

- Что мы делаем в заключении? (подводим итог, обобщаем сказанное)

Слайд 13 .

Обратите внимание:

- вывод должен быть логически связан со вступлением, аргументами;

- задайте себе вопрос: Что из этого следует?

- речевые клише: таким образом, итак…

- максимум два предложения.

Слайд14

Таким образом, сострадание - это важное душевное качество, которое делает нас настоящими людьми.

Слайд 15

- Прочитаем получившееся сочинение - рассуждение

1. Вступление

Сострадание - это жалость, милосердие, участие, сочувствие, гуманность.

Сострадание делает нашу жизнь светлее и радостнее. Оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру. В современном мире, где мы часто сталкиваемся с проявлением жестокости и насилия, сострадание играет большую роль. Радует, что есть люди, способные на милосердие.


  1. Основная часть

Аргумент 1.

















Аргумент 2

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. Лиханова, в котором рассказывается о простой вахтерше тете Груне, приходившей после дежурства в палату к раненым и помогавшей им. Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их.

На вопрос Алексея Пряхина, как он с ней рассчитываться станет, отвечает:

- Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили. Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему - нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?».
Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Алексею.
Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки заключён глубокий смысл. Мир, действительно, окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно. Подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность

В художественных произведениях можно найти немало примеров проявления сострадания по отношению к другим людям. Например, герой рассказа М. Шолохова Андрей Соколов, потерявший во время Великой Отечественной войны всю свою семью, не озлобился, не очерствел душой, а нашел в себе силы не только жить дальше, но и пригрел маленького мальчонку, Ванюшку, у которого погибли родители. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.


  1. Вывод

Таким образом, сострадание - это важное душевное качество, которое делает нас настоящими людьми.


Сочинение вы вначале напишите на черновик. Помните, что его нужно проверить 3-4 раза. Обратите внимание на абзацное членение, на логическую связь между микротемами, проверьте сочинение на наличие грамматических ошибок. Помните, что грамматические ошибки легко воспринимаются на слух. Проверьте знаки препинания: простые или сложные предложения получились у вас, чем осложнены предложения (обособленными членами, однородными членами, есть ли у вас вводные слова и т.д.), проверьте трудные для написания слова.

Подведем итог нашей конференции: вам нужно

Слайд 16.

  1. Раскрыть значение слова, представленного в задании 15.3., и прокомментировать его.

  2. Привести 2 аргумента: один из прочитанного текста, второй - из жизненного опыта.

  3. Сделать вывод.

  4. Соблюдать объем сочинения (не мене 70 слов).

  5. Не забывать о соразмерности частей (вступление и заключение не должны превышать основную часть).

  6. Слайд 17.

Желаю вам удачи на экзамене!

Спасибо за внимание!

8


© 2010-2022