Конспект урока «Подчинительное словосочетание»

В данном конспекте урока для учащихся 8 классов  рассматриваются  словосочетания как единица синтаксиса, а также вид словосочетаний и способ связи слов в них.  Анализируются основные  особенности сочинительных и подчинительных словосочетаний, способы связи слов в данных словосочетаниях.  конструирование и моделирование подчинительных словосочетаний, относящихся к согласованию, управлению и примыканию, а также строение и значение подчинительных словосочетаний и возможность определения вида словос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8- а классе

( Антамошкиной З.С., учителя русского языка и литературы

МБОУ Алексеевской СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области)


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -

Русский язык

Класс

8 а

Тема урока:

Словосочетание как единица синтаксиса. Вид словосочетаний и способ связи слов в словосочетаниях.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель: раскрытие особенностей сочинительных и подчинительных словосочетаний, формирование умений сопоставлять их, выделять в предложениях, конструировать самостоятельно, определяя вид словосочетания и способ связи слов в словосочетании.

Данная цель направлена на достижение следующих результатов:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать виды словосочетаний и способ связи слов в словосочетаниях, различать по строению и по значению сочинительные и подчинительные словосочетания, уметь вычленять правильно словосочетания из предложений, моделировать самостоятельно разные словосочетания, относящиеся к согласованию, управлению, примыканию.

Регулятивные - уметь работать с различными источниками информации - учебниками, таблицами, схемами, карточками-тестами.

Самостоятельно определять цели и формулировать задание. Познавательные - владеть приемами отбора и систематизации материала, уметь сравнивать и делать выводы. Коммуникативные - оценивать достигнутые результаты и адекватно их формулировать в устной и письменной форме, доказывая свою точку зрения, приводить аргументы.

Готовность к саморазвитию, самоопределению. Формирование активного участия в процессе обучения, способности к самооценке на основе наблюдения за своей речью. Повышение интереса к учебному процессу.

Решаемые учебные проблемы -

Самоопределение, сотрудничество

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сочинительная и подчинительная связь. Словосочетание как единица синтаксиса. Согласование. Управление Примыкание. Глагольные, именные и наречные словосочетания.

Методы

Сравнительный анализ, аналитическая беседа

Технология

Сотрудничества «учитель-ученик»; элементы критического мышления

Формы работы

Коллективная, групповая, парная - в парах постоянного состава.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, интерактивная доска

Образовательные интернет-ресурсы

Презентация , слайды № 1-6.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний по данной теме, а именно - вспомнить, что изучается в разделе синтаксис ? Назвать основные единицы синтаксиса, дать определение словосочетания, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы, самостоятельно определять цели (Регулятивные универсальные учебные действия)

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся (Познавательные универсальные учебные действия)

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. (Коммуникативные универсальные учебные действия)

* осмысление пользы учения (Личностные универсальные учебные действия)

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Слайд №1-

Путь, период, друг, причинить, доставить - длинный, длительный ,долгий, истинный. радость, горе. долговременный.

- Составьте возможные словосочетания с данными словами. Запишите их.

-Все ли слова могут сочетаться друг с другом?

-Вспомним. Что мы знаем о словосочетании.

-Из каких частей состоит словосочетание?

-Как устанавливается связь слов в словосочетании?

-Какие грамматические средства связи слов в словосочетании нам известны? (Если есть затруднения в ответе, помогает учитель - основные средства синтаксической связи в сочинительных словосочетаниях -сочинительный союз, в подчинительных - окончание, предлог и окончание.)

- Обобщите, словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Докажите свою позицию.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог - цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Деятельность учащихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал из синтаксиса. (слово. словосочетание). которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

-Делают обобщение, какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетаниях.

-Определяют. Каких знаний не хватает. Где и как их добыть (открыть).

Обучающиеся доказывают свою точку зрения, приводя аргументы, обобщают и делают вывод. Доказывают свою позицию по данной проблеме.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации - осуществление учебных действий (Р). сравнивать и сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К). умение соотносить поступки и события (Л)

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

-Попробуйте составить словосочетание, в котором главное слово- глагол, а зависимое - имя прилагательное?

-Может ли глагол присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное?

Слайд № 2 -

«Найди лишнее» - не говорят громко, слабая синева, пылает над землей, в лесу и в парке, первые звезды, костер догорал, очень тихо.

.

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его

Списывают словосочетания. Отмечают главное и зависимое слово, называют, какими частями речи они выражены.

Определяют, что не является подчинительным словосочетанием - подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием и в лесу и парке - это сочинительное словосочетание.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. - уметь различать сочинительное и подчинительное словосочетание, знать, что не может быть словосочетанием, определять по главному слову вид словосочетания- глагольное, именное или наречное, а также вид связи слов в каждом словосочетании - согласование, управление, примыкание.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов (Р);

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести умения отстаивать свою точку зрения (К);

Деятельность учителя

Работа с учебником, п.10, где мы найдем новую информацию и сможем определять способы соединения слов в подчинительных словосочетаний - работа в группах, три группы, 1- собирает информацию по согласованию, 2 - по управлению, 3 - по примыканию (обращают внимание на главное и зависимое слово в словосочетаниях и их связь)

В ходе исследования и поиска необходимой информации учащиеся делятся полученными знаниями, составляют таблицу, доказывают свою позицию, приводя убедительные аргументы

Слайд № 3 -

Изредка в лесу попадаются молодые дубки с еще не опавшей листвой.

-Вычлените из этого предложения словосочетания.

-Запишите, выделите главное слово и зависимое.

-Определите, какими частями речи они выражены.

-Назовите вид словосочетания по главному слову.

Укажите вид подчинительной связи - согласование, управление, примыкание?

Эти словосочетания дополнить в таблицу, аргументировать свой выбор.

Слайд № - составленная таблица

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Делают записи по составлению таблицы и сообщения по полученным в ходе поиска знаниям:

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже - красивый пруд (прил. +сущ., прич.+ сущ., мест.+сущ. и др.)

Зависимое слово ставится в том падеже, которое требует главное- читать книгу

(гл.+ сущ., сущ.+ сущ. и др.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу - пел тихо, зависимое слово - это неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив и др.)

После окончательного заполнения таблицы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга.

4. ЭТАП планирования учебной деятельности на уроке

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р);

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников (Л0;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах (К);

Деятельность учителя

Работа с таблицей - см. упр. № 60 - прочитайте задание, осмыслите его. Смоделируйте словосочетания по заданной схеме.

Придумать примеры по схеме ( сущ. + прил., сущ.+ прич., сущ.+ местоимение и сущ.+ сущ) - 1 группа

Придумать примеры по схеме (гл+ сущ., гл.+ сущ. с предлогом) - 2 группа.

Придумать примеры, соответствующие схеме (наречие+наречие). - 3 группе.

-отметьте в своих словосочетаниях главное слово, по нему определите вид словосочетания.

Деятельность учащихся

Работа в группах. Делают вывод, доказывая, какой способ связи слов в этих словосочетаниях.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Еще раз проговаривают, обосновывают принятие решения и 1 ученик от группы сообщает о проделанной работе.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи (К);

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р)

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов (П):

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь (Л).

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Творческое задание для учащихся - со словами - гладь, правило, голубей - составить словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, провести наблюдение, сделать вывод, какие типы связи слов получились при этом?

(Гладь быстрее, синяя гладь, правило долго(самодержавие), стало голубей (небо), стая голубей)

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? См. параграф 10,стр. 31 и параграф 11 на странице 34. Добыть информацию из учебника.

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Учащимся следует продемонстрировать коллективно составленный алгоритм.

Слайд № 5

1.Вычленить словосочетание из предложения.

2.Указать главное и зависимое слово.

3.Определить тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

4.Указать средства связи слов в словосочетании (окончание. предлог).

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Учащиеся отмечают, что с первыми двумя словами использовали способ связи - согласование и примыкание, а с третьим - управление и примыкание.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения (Р). Применение нового знания (П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л)

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

Задания для самоконтроля - на столах карточки-тесты, работаем в парах, проверим друг у друга, достаточно ли хорошо усвоен материал, какие задания вызывают трудности. (Карточки в приложении)

Учитель создает условия для сотрудничества - работы в парах при выполнении упражнения 64 - записать 6 словосочетаний. Определить вид словосочетаний и вид связи слов в этих словосочетаниях. Взаимопроверка. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Цифровой диктант. Слайд №6

Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях и поставьте нужную цифру : 1- согласование. 2- управление. 3 - примыкание.

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, пошел напиться, услышал шорох, очень далеко.

Код ответа -1.3.2,2,3,2.3.1,3,2,3.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность ученика

Выполняют задания на "новое" знание, определяют и выбирают виды работы по достижению целей урока, комментируют свои учебные действия , эту функцию выполняет "ведущий" (сильный ученик), поддерживается интерес и познавательную активность учащихся. Дети сотрудничают - работают в парах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Выполняют задания на новый материал (парами в постоянном составе)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения (Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах и парах (К)

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? Работу своих одноклассников? Дайте развернутый ответ: «Я считаю, что…, потому что, во-первых, … во-вторых…».

-

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание. Упр. 67, стр. 35 - определить вид словосочетания и способ связи слов в этих словосочетаниях или дополните самостоятельно таблицу своими примерами.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

(Карточка - тест).


  1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово. Управление: да - «+»; нет - «-».

  2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью. Да - «+»; нет - «-».

  3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи. Окончание - «+», интонация - «-», союзы - «0».

  4. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи : управление - «+», согласование - «-», примыкание - «0».

  5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь»: связь сочинительная - «+», подчинительная - «-».

  6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации - называется согласованным: да - «+», нет - «-».

  7. В данном словосочетании « тихий дождь» вид связи: управление - «+», согласование - «-», примыкание - «0».

  8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи слов: подчинительная - «+», сочинительная - «-».

Открываем на доске правильные ответы, проверяем, такая ли комбинация знаков у нас получилась: +, +, - ,0, -, -, -, -. ). Делаем нужные для себя выводы, что необходимо повторить тот материал, который вызвал затруднения.

© 2010-2022