• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект по литературе Раздел 3. «Экстремальные ситуации» Ценность человеческой жизни. Джек Лондон. Любовь к жизниконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - горконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - гор

Конспект по литературе Раздел 3. «Экстремальные ситуации» Ценность человеческой жизни. Джек Лондон. Любовь к жизниконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - горконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - гор

Раздел 3. «Экстремальные ситуации»Ценность человеческой жизни.Джек Лондон. Любовь к жизни  Этапы урокаСодержаниеФормирование УУД и технология оценивания I.                   Цель урока  На данном  уроке: учащиеся выделяют подтекст и смыслы текста,  отвечают на проблемный вопрос, что такое для человека «любовь к жизни»?  II. Введение в тему.1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.     - Читаем эпизод: «До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. <......
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 3. «Экстремальные ситуации»

Урок 28

Ценность человеческой жизни.

Джек Лондон. Любовь к жизни

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока

На данном уроке: учащиеся выделяют подтекст и смыслы текста, отвечают на проблемный вопрос, что такое для человека «любовь к жизни»?

II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.


- Читаем эпизод:

«До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. <...> Но ему не одолеть эти четыре мили. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не проползёт и полумили.

И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего,

что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

- Как вы думаете, как относился этот человек к собственной жизни? Дорожил ли он ею? А почему? (ответы детей)

- Формулируем тему урок: «Ценность человеческой жизни».

III. Работа с текстом.

1. Анализ содержания текста











2. Работа с текстом





























3.Работа с текстом после чтения

- Давайте определим, какие эпизоды текста можно назвать завязкой, развитием действия, кульминацией (индивидуальная работа, задание II.2 в рабочей тетради).

- Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»?

- Сразу ли он это делает? Почему?

- Как вы объясните, что человек проходит некие этапы: (сохранил; разделил и спрятал; высыпал половину на землю; выбросил)? Как называется тот процесс, который происходит в душе героя? (переоценка ценностей)

- Какие вещи (предметы) человек считает для себя более важными?

(обрывок одеяла, жестяное ведёрко и ружьё)

- Для чего в рассказ введено сопоставление «волк-человек»?

(Работа в группе. Чертим таблицу в три колонки, в одну вписываем качества человека, в другую - волка. Называем те качества, которые отличают человека)

- Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла?

(добавляем в третью колонку качества Билла (смог бросить, предать, имел большую тягу к деньгам)

- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»?

(В группе ещё раз вспоминаем признаки рассказа, говорим о его многозначности. Делаем вывод: Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию)

- Что движет человеком в его единоборстве с судьбой?

(Индивидуальная работа. Составляем кластер, аргументируя каждое записанное качество цитатой. Например: желание выжить, нежелание умирать («Это сама жизнь в нём не хотела умирать и гнала его вперёд»)

- Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете, почему?

(Предполагаем ответ)

- Предположите варианты окончания рассказа: герой донёс золото до корабля; герой не добрался, погиб в дороге. Какова бы тогда была тональность рассказа?

(Тогда это была бы совершенно другая история. В первом случае - о человеческой удаче, во втором - о том, что стихия сильнее человека)

- Есть ли параллели между героем рассказа и самим Джеком Лондоном? (конечно же - есть, это - отношение к жизни, желание бороться до конца в любых обстоятельствах)

- Давайте поработаем в парах. Один ищет цитаты в пользу жизни, другой - в пользу смерти. Затем сопоставляем. По ходу сопоставления отвечаем на главный смысловой вопрос: в чём ценность жизни для героя рассказа.

Материалы для учителя

Предположительно, детьми будут задействованы следующие цитаты:

«Но как ни трудно было ему идти, ещё труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждёт его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть».

«Он очень устал, и его часто тянуло лечь на землю и уснуть; но желание дойти, а ещё больше голод не давали ему покоя».

«Боль в желудке всё слабела, становилась всё менее острой. Он съел рыбок сырыми, старательно их разжёвывая, и это было чисто рассудочным действием. Есть ему не хотелось, но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых».

«Но человек не двинулся с места, осмелев от страха; он тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь, выражая этим страх, который неразрывно связан с жизнью».

«Собравшись с силами, он пошёл дальше, терзаясь новым страхом. Это был уже не страх голодной смерти: теперь он боялся умереть насильственной смертью, прежде чем последнее стремление сохранить жизнь заглохнет в нём от голода».

«Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил,

когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь. Шёл, не разбирая времени, и ночью и днём, отдыхал там, где падал, и тащился вперёд, когда угасавшая в нём жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд. <...>

Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом, и всё же порознь - такой тонкой стала нить, связывающая их»…«Однако жизнь, ещё теплившаяся в нём, гнала его вперёд. Он очень устал, но жизнь в нём не хотела гибнуть; человек всё ещё ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

«До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. <...> Но ему не одолеть эти четыре мили. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не проползёт и полумили. И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней.

«На китобойном судне "Бедфорд" ехало несколько человек из научной экспедиции. С палубы они заметили какое-то странное существо на берегу. Оно ползло к морю, едва передвигаясь по песку. Учёные не могли понять, что это такое, сели в шлюпку и поплыли к берегу. Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком. <...> Ему почти не удавалось продвинуться вперёд, но оно не отступало и, корчась и извиваясь, продвигалось вперёд шагов на двадцать в час».

- Как постепенно меняется описание героя? Зачем автор уделяет внимание его внешности? (индивидуальная работа, рабочая тетрадь, задание II.3, с. 13.)

Материалы для учителя:

Возможно, учащиеся обратят внимание на следующие цитаты:

«Он задрожал, словно в лихорадке...»

«...ноги у него были стёрты до крови. Лодыжка сильно болела, и он

осмотрел её: она распухла, стала почти такой же толстой, как колено».

«Суставы у него словно заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли. Когда он, наконец, поднялся на ноги, ему понадобилась ещё целая минута, чтобы выпрямиться и стать прямо, как полагается человеку».

«Нога у него одеревенела, он стал хромать сильнее...»

«Он набрёл на маленькое озерко. И, наклонившись над ним в поисках пескарей, отшатнулся, словно ужаленный. Он увидел своё лицо, отражённое в воде. Это отражение было так страшно, что пробудило даже его отупевшую душу».

«Бабье лето ещё держалось, а он то полз на четвереньках, то падал без чувств, и по его следам всё так же тащился больной волк, кашляя и чихая. Колени человека были содраны до живого мяса и ступни тоже...»

- Можно ли сказать, что человек покорился судьбе? Почему?

- Какую роль в рассказе играет пейзаж? (Индивидуальная работа, рабочая тетрадь, задание II.4, с. 13 - комментированное чтение.)

Материалы для учителя:

Предположительно, будут задействованы следующие цитаты:

«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман. <...>

Картина была невесёлая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха».

Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом. Ни деревьев, ни кустов - ничего, кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое. Ни солнечного луча, ни проблеска солнца! Он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришёл вчера вечером».

«Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски

земли и неба стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил холмы».

«Снег превратился в холодный дождь. Он то и дело просыпался, чувствуя, что дождь мочит ему лицо. Наступил день - серый день без солнца. Дождь перестал».

«Дождь растопил снег, и только верхушки холмов оставались белыми. Проглянуло солнце, и путнику удалось определить страны света, хотя теперь он знал, что сбился с пути».

«Он пришёл в сознание однажды утром, лёжа на плоском камне. Ярко светило и пригревало солнце. Он смутно помнил дождь, ветер и снег, но сколько времени его преследовала непогода - два дня или две недели, - он не знал.

Долгое время он лежал неподвижно, и щедрое солнце лило на него свои лучи, напитывая теплом его жалкое тело. "Хороший день", - подумал он».

«Взошло яркое солнце, и всё утро путник, спотыкаясь и падая, шёл к кораблю на блистающем море. Погода стояла прекрасная. Это началось короткое бабье лето северных широт. Оно могло продержаться неделю, могло кончиться завтра или послезавтра».

- Итак, мы видим, что физическое состояние героя на протяжении рассказа ухудшается. Его врагом является и природа: человек противостоит не только хищникам, но и ужасной погоде. Но затем, не сломив человека, природа даёт ему шанс: появляется

солнце, становится тепло и человек видит корабль и ползёт к нему из последних сил. Больной человек оказался сильнее больного волка. В честном единоборстве он победил. Он сумел превозмочь слабость и страх, а Билл не сумел и погиб. Впрочем, Билл с самого начала был слаб: он слишком боялся за свою жизнь и бросил товарища. Наш герой отказывался верить в предательство, иначе он не смог бы выжить. Он бросил своё золото и не взял золота Билла не потому только, что не мог его нести, но и потому, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел.

Информация для учителя:

Когда в христианской апологетике говорят о семи смертных грехах, то, скорее всего, имеют в виду гордыню, зависть, гнев, леность (или уныние), алчность, чревоугодие, сладострастие. Анализируя текст, можно увидеть, что герой успешно преодолевает шесть из них. Джек Лондон, при всём своём декларируемом безбожии, был сыном протестантской Америки, которая хорошо помнила, что такое десять заповедей и семь смертных грехов. Таким образом, автор говорит, что в самых тяжёлых обстоятельствах человек способен вести себя достойно и оставаться человеком.

- Давайте нарисуем таблицу «преодоление», в которой запишем, от каких жизненных привязанностей герою пришлось избавиться, чтобы сохранить саму жизнь.

Последовательно записываем: любовь к деньгам, уныние, гнев, ненависть, любовь к еде, зависть к чужому богатству.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

IV. Итог урока.

Формулируем вывод:

- Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. Человек способен на многое, говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек».

V. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся читают рассказ Б.С. Житкова «Механик Салерно» (учебник, с. 162-182) и выполняют в рабочей тетради задание на с.14.



© 2010-2022