Урок-путешествие в город Русского языка

Цель: проверить знания учащихся по основным разделам грамматики; развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности; углубить интерес к предмету.           Эпиграф: Повторенье - мать ученья. (Русская пословица.)   Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие -путешествие по Стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы побывали лишь в одном из них. Я приветствую вас в городе не совсем обычном, в городе самом ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок путешествие в город Русского языка.

Цель: проверить знания учащихся по основным разделам грамматики; развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности; углубить интерес к предмету.

Эпиграф:

Повторенье - мать ученья. (Русская пословица.)


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие -путешествие по Стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы побывали лишь в одном из них.

Я приветствую вас в городе не совсем обычном, в городе самом лучшем - городе Русского языка.

Представьте, что вы заняли места в воображаемом комфортабельном автобусе, а я как экскурсовод познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия.

Итак, наши условия: быть дружными, сообразительными, наблюдательными,

Быстро и аккуратно выполнять все задания.

Перед вами лежат двойные тетрадные листы, в которых вы будете выполнять задания во время «путешествия». В конце урока все работы сдаются для проверки

В добрый путь!

Мы выезжаем на центральную улицу, которая называется (на доске вывешивается плакат) улица Фонетики и Графики.

Вопрос учителя: Кто здесь живет?

Ответ: Звуки и буквы.

Учитель: Говорят, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие - на противоположной. Почему?

Ответ: Это гласные и согласные звуки.

Учитель: А каких звуков больше? Ответ: Согласных.

Учитель: Сколько мы знаем гласных букв? Гласных звуков? Согласных букв? Согласных звуков? Сколько букв в русском алфавите? ( Ученики отвечают на вопросы учителя).

А теперь мы должны выполнить небольшое задание, чтобы не застрять в пути. Запишите в тетрадку слова и определите количество букв и звуков в них:

Вьюга июнь жизнь Голубь рожь елка Яркий язык пьет

(Задание выполняется по вариантом. К доске вызываются уч-ся для

работы по карточкам).

Карточка 1. Поставьте ударение в словах:

Верба, диалог, жемчуг, завидно, издавна, набело, таможня.

Карточка 2. Укажите на неправильный перенос слов:

  1. пропу-ск 4. строй-ка

  2. гер- ой 5. у-лей

  3. раз-ъезд

Карточка 3. Разберите слова по составу:

Зажигать, заоблачный, подарок, росточки.

Карточка 4. Выделите окончания, укажите окончание, род

существительных:

Страна, кроватка, деревня юноша, цепь, меч, пальто, море, вуаль. Учитель: Молодцы? Все справились с заданиями превосходно! Пора двигаться дальше: Внимание! Чтобы не попасть в Тупик ошибок, нам нужно проявить не просто зоркость.

Известно, что тому , кто хочет писать грамотно необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуем и мы «разгадать текст, чтобы ехать дальше по городу.

Русского языка. (Текст заранее написан на доске или на листе бумаги). Я пашел фправо, чирис кусты.

Между тем ноч приближалас ирасла, как гразавайа тучя... (Ученики с удовольствием разбирают подобные тексты, обсуждают ошибки и объясняя правописания слов например: пошел :по-приставки, в слове шел пишется ё-шедший.

Вправо-в-приставка,этонаречие,на конце пишется о. Ночь- сущ. Жен.рода,после шипящей ч пишется ь. И росла:+ и-предлог,пишется раздельное слове росла корень рос-Грозовая-корень гроз-проверочное слово грозы,суффикс-ов-,окончание ая.

Туча-ча,ща пишется с а.эта работа проводится с устным комментированием,и с записями отдельных слов,их форм и словосочетаний).

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы не было скучно, давайте поиграем

Игра « Звездный час».

Из букв слова современник составить имена существительных в форме единственного числа именительного падежа. ( В это время у доски работают 5 учеников).

Задание 1. От имен существительных единственного числа образуйте имена

существительных множественного числа:

Переход - (переходы)

Вездеход - (вездеходы)

Поворот - (повороты)

Пешеход - (пешеходы)

Транспорт - (транспорты).

Задание 2. От имен существительных единственного числа образуйте имена существительных множественного числа:

Ядро - (ядра)

Ведро - (вёдра)

Бедро - (бедра)

Метро - нет формы множественного числа.

(записать словосочетание с этим словом, чтобы был ясен род: московское метро).

Задание 3. От существительных единственного числа образуйте имена существительных множественного числа.

Дуга - (дуги)

Грек - (греки)

Любитель - (любители)

Узбек - (узбеки)

Человек-(люди)

Мука- (нет формы мн.ч.)

Житель - (жители)

День-(дни)

Рука-(руки)

Пень - (пни)

Учитель - (учителя)

Лень-(нет формы мн.ч.)

Задание 4. Назовите слова соответствия в единственном числе

Пловцы - пловец

Песцы- песец

Гонцы-гонец

Венцы - венец

Орехи-орех

Успехи - успех

Доспехи - нет формы ед.ч.

Задание 5.Назовите слова-соответствия женского рода: Повар-повариха

Портной-портниха

Купец-купчиха

Храбрец нет соответствия

Назовите слова-соответствия мужского рода: Жница-жнец

Жрица-жрец

Чтица-чтец

Львица-лев

Коза-козел

Оса нет соответствия

Учитель: Молодцы! А теперь мы выйдем из автобуса и пройдемся по бульвару Предложений. Каких только предложений здесь нет: и простые и

сложные.

Запишите в тетрадь примеры и сделайте их синтаксический разбор,

обозначив члены предложения и указав части речи, к которым они относятся.

Книги читают в библиотеке.

Магазин закрывают на ремонт.
Поздним вечером в городе зажигают огни.

Учитель: Вот на этом бульваре и завершается наше путешествие. Нам еще

долго придется общаться со словами, их формами, дальними и близкими

родственниками. Это очень интересное общение- на всю жизнь.

Город Русского языка- это пространство, которое всегда готово нас

принять при условии, что мы очень бережно будем относиться к нашей речи, любить свой язык и уважать язык других людей и народов.

Спасибо всем участникам путешествия в Страну Знаний!

(Учитель собирает работы уч-ся, объявляет оценки тем, кто работал у доски,

благодарит активных уч-ся и объявляет домашнее задание: написать отзыв

об уроке-путешествии.)

© 2010-2022