Опыт работы по элективному курсу литература Дона

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия
и переживания окружающего мира. Пусть в сердце
малыша на всю жизнь останутся воспоминания о
маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком
связывается образ великой Родины.

В.А.Сухомлинский

Социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом самобытности нравственных начал, уважения к людям, способность к самосознанию и самосовершенствованию.

Особую роль в решении этой проблемы призвана сыграть русская литература, так как она является хранительницей нравственных, духовных, эстетических ценностей как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.

Региональный компонент по литературе государственного стандарта образования, как ничто иное, уже по определению содержит в себе исключительную возможность формировать личность на социокультурном материале, который и содержательно, и эмоционально наиболее близок обучающемуся.

В нашей ( Нижнекундрюченской) школе уже не первый год в систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Дона» (34 часа).

Я считаю, вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности. Чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о хозяйственной и духовной жизни наших далеких предков.

Литературное богатство донского казачества дополняет общий фонд русской культуры, раскрывает ее глубокие исторические истоки.

Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.

Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы.

Курс начинается с введения и уроков по теме «Мифы древнего Дона и Приазовья» На первом уроке дети делают выводы о том, что истоки литературы о донском крае уходят корнями в античные времена(ведь, действительно, если определять возраст нашего края по первому упоминанию в письменных источниках он окажется весьма солидным, поскольку это единственное место на территории РФ, известное еще Гомеру, как он говорил устами своего героя, знаменитого Одиссея: «Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океании. Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков».правда, страна киммерийцев во времена Гомера занимала все Северное Причерногорье, однако, России от нее осталась только часть, что располагалась когда- то на землях Ростовской областиэти урок » , и уже на следуюший урок они сам-но читают мифы об аргонафтах и амазонках, готовят рассказ о том, кто такие аргонафты, какая цель их путешествия, также сообщения об истории появления амазонок на донской земле, о происхождении слова «амазонка» и как связано имя амазонок с рекой Дон.

Эти уроки дали ребятам возможность пережить необыкновеное чувство сопричастности к историческим событиям .

За уроками античности начинается работа над фольклорным пластом литературы Дона, так как сквозной темой в программе по литературе 5-6 классов проходит раздел «Устное народное творчество». Он является самым благодатным для использования регионального компонента Дона.

Поэтому, следующий раздел « Донской фольклор. Традиции и обычаи донских казаков».

Донской казачий фольклор имеет большую историко - лит-ую и познавательную ценность. Через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона поисходит постижение основ духовной культуры малой Родины и на этой основе создаются условия для нравственного и эстетического развития личности уч-ся.

Уроки литературы с использованием фольклора в 5- 6 классе является первой ступенькой литературного образования.

В своей работе использую различные жанры устного народного творчества Дона.

1. Пословицы, поговорки жителей Дона знакомят детей с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Дона.

Пословицы и поговорки имеют огромное познавательное значение, так как учат трудолюбию, миру, добрососедству, дружбе, солидарности, единению.

На уроках использую пословицы и поговорки в качестве заголовков для написания творческих работ или пишим сочинения- миниатюры по пословице.

Например, «Конь познаётся в езде, а друг в беде» Или «Казак без друзей ,что дуб без корней».

(Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней.)

В донских пословицах сжатость и мудрость народной речи. В них история, нравы, обычаи донских казаков.

Они воспитывают любовь к Донскому краю, уважение к народным традициям.

2. Загадки.

Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи учащихся. Поэтому чаще всего использую ее в своей практике.

Загадки помогают детям осваивать лексико - грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С их помощью дети быстрее и надежнее запоминают устойчивые обороты образные выражения. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным.

Загадки обогащают детей сведениями о природе донского края, о различных областях жизни казаков.

Важная роль отводится загадкам в духовной жизни различных национальностей, проживающих на Дону.

Следующий раздел программы: « Сказки»

3. Сказки донского края.

На уроках, посвященных изучению сказок , раскрывается своеобразие содержания народных сказок различных этносов Дона, расширяются представления детей о жизни казачества, национальном достоинстве жителей Дона.

На первых уроках, посвященным сказке, я работу строю на сопоставлении донских казачьих и народных сказок. Например, донская волшебная сказка «Танюша и мачеха» и народную сказку «Василиса Прекрасная , затем изучаем сказки о животных, бытовые. Работая с текстами, анализируя их, отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу:

- Общее в донских и народных сказках - поэтические образы фольклора: добро, милосердие, благородство, национальная гордость, зло, порок.

- За несколько столетий, пока народные сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. Это видно в том, как сказочные герои говорят, и как они одеваются, и чем занимаются. В донской сказке больше простых, будничных житейских подробностей.

- Изменился сам сказочный герой. Героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, которому помогает не только волшебная сила, сколько собственная смекалка, ловкость, смелость, готовность помочь слабому.

Ребята делают вывод, что в любой жизненной ситуации человек должен рассчитывать на свои собственные силы.

На уроках донского фольклора учащиеся не только читают и анализируют сказки, предлагаю им продолжить сказку по заданной модели, сочинить свою сказку на основе прочитанной , нарисовать костюмы сказочным героям, изготовить поделку к сюжету сказки или проиллюстрировать сказку. Каждый ученик находит в такой творческой работе для себя дело по душе.

Это развивает творческое воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность интеллектуальной деятельности обучающихся.

Знакомство с фольклором родного края дает учителю возможность показать познавательную ценность, легенд, пословиц и поговорок, старинных казачьих сказок ,учит обучающихся понимать мир сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, учит понимать и воссоздавать поэтику сказки

Сказки - неувядаемый жанр, они пришли в наш век из былых времен. На последующих уроках литературы Донского края учащиеся знакомятся с новыми сказками, со сказками русских писателей. Но первый урок этой темы начинаю с сопоставления волшебной казачьей сказки «Бисеринка» (в записи Т.И. Тумилевича) и литературной сказки А. Платонова «Волшебное кольцо». Это помогает обучающимся понять, как писатели, перерабатывая фольклорный материал, создают собственные произведения.

Есть в донском фольклоре и топонимические сказки о реках, хуторах и станицах донского края. На одном из уроков, работая с донской казачьей сказкой «Шат и Дон», сравнивая её с вариантом сказки Л.Н. Толстого того же названия, обучающиеся узнают об истоках реки Дон, почему Дон Ивановичем зовут. Предлагаю им ответить на вопрос, а что они знают об истории происхождения названий хуторов и станиц донского края, что помогает формировать у обучающихся навыки поисковой и исследовательской работы.( например, при работе с дом заданием) Это играет важную роль в развитии познавательного интереса, творческого подъема, способствует воспитанию чувства любви к своей «малой» родине.

В своей рабочей програме я отвожу по одному часу на изучение сказок казаков-некрасовцев и сказок народов, проживающих на Дону. 7 часов - на изучение « Донских страниц русской прозы и русской лирики 19 века» Это жизнь и творчество А.П. Чехова ( Рассказ «Каштанка» «Белолобый», «Ванька» , «Наивный леший» ,«Умный дворник» ,«Дорогая собака»), «Метель» Л.Н. Толстого( на Дону , где-то неподалеку от устья реки Быстрой, затерялся степной хутор Белогородцев, в котором располагалась конно-почтовая станция. Зимой1854 г. постояльцем ее и оказался Толстой)

«Дон» А.С.Пушкина ; 2 часа- на раздел «Пришвинская зоркость донского писателя»

(Г.С.Колесников «Сильнее бури» , А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина»)

В разделе «Сказки донских писателей 20 века.» мы знакомимся с творчеством

Пётра Васильевича Лебеденко « Игнатка», Ю.А.Дьяконова «Восемь волшебных желудей», П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»

Миру детства в литературе Дона 20 века я отвожу 1 час , на котором изучаем « Маленького шахтёра».А.С. Серафимовича

Творчество М. А. Шолохова ( « Донские рассказы» ( «Родинка») , ( « Жеребёнок ») ( В сокращении), «Федотка») изучаем в разделе «Прошлое донского казачества в литературе первой половины 20 века» (3 час)

Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона (2 час)

Н.А.Суханова «Многоэтажная планета», «Сказка о Юппи»

Литература второй половины 20 века (4 час)

Д. Долинский « Моя любовь - родная Дон-река», Н. Скрёбов « Горжусь тобою, Дон». А. И. Солженицын « Крохотки» ( «Утёнок», «Костёр и муравьи», « Шарик») В.А.Закруткин «Подсолнух, и ,конечно, творчество А.В. Калинина. (Стихотворения о В.О.войне )

Знакомясь с произведениями донски писателей, мы не только лучше познаем свой край и людей, живущих и дано живших на нашей земле, но и углубляем свои знания о ….

Так от урока к уроку обучающиеся осваивают содержание литературы Дона и о Доне как особенной отечественной культуры, порожденной географическим положением, особенностями исторического развития, социокультурным своеобразием нашего края

Литература нашего края интересна и своеобразна, поэтому уроки литературы Дона помогают лучше усвоить и региональный и базовый компоненты литературы, приобщиться к духовной жизни нашего края, а также лучше узнать нашу малую родину, ее людей, ее словесное искусство.

Я считаю, что курс «Литература Дона» содействует воспитанию учащихся как жителей Дона, наследников культуры и истории прошедших поколений, становлению патриотов своей малой родины.

Курс составлен на основе регионального ( казачьего) компонента государственного стандарта общего образования ( разработчики В.В. Антонова, Ш.И. Атанасова, Г.С. Бибик, Т.А .Бутенко и др) и сборника программ элективных курсов под общей редакцией В.Я.Рыбниковой (методического пособия) « Литература Дона и о Доне».



5


© 2010-2022