Урок литературного чтения в 5 классе казахской школы на тему Колыбельные песни

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фамилия, имя, отчество учителя

Кудайкулова Назым Абжаппаровна

Класс

5 «А»

Предмет

Литературное чтение

Тема урока:

«Устное народное творчество. Колыбельные песни»

Цель:

Задачи:

Знать один из жанров народного творчества - колыбельные песни; уметь определять содержание песен, их характер; уметь сравнивать с казахской колыбельной песней, находить сходства; уметь самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и других

Результат обучения:

Знать разновидность устного народного творчества - колыбельные песни, уметь выразительно читать или петь

Ключевые идеи:

Развитие связной речи.

Ресурсы:

Раздаточный материал: карточки с словами песен, презентация

Этапы проведения урока Вид работы:

Время

Действия преподавателя

Действия учащихся

Орг. момент.

Психологический настрой на урок.

2м.

МПМ (матрица посадочных мест)

Детям предлагается определить своё настроение с помощью рисунков: если настроение хорошее учащиеся рисуют солнышко, если настроение плохое -рисуют тучку.

Определяют своё настроение с помощью рисунков: если настроение хорошее учащиеся рисуют солнышко, если настроение плохое рисуют тучку.

Проверка дом. задания

Мозговой штурм.

3 м

Беседа по тексту «Дикие звери и птицы Казахстана»

  1. Много ли в Казахстане мест, где сохранились редкие животные и птицы?

  2. Как эти места называются? Сколько их?

  3. Для чего создаются заповедники?

  4. Как вы думаете, чем заповедники отличаются от зоопарков?

Отвечают на вопросы

Деление на группы.

1м.

Деление на группы.

Как можно больше набрать баллов для всей группы.

Учащиеся соответственно по номерам делятся на три группы.

Группа № 1, 2, 3,4,5,6

Введение в тему урока. Определение темы урока учениками

Урок будет тихим. Кто догадался почему? Давайте, вместе определим тему нашего урока. (Колыбельные песни). Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русскими народными колыбельными песнями и казахскими бесік жыры


Учащиеся определяют тему урока

Изучение новой темы.


12м.

Объяснение новой темы

(см. Презентацию)

Учитель поет колыбельную песню:

Серенький мой котик, беленький мой котик,

Котик мой усатый, не ходи по хате.

Не ходи по хате, не буди дитяти.

Будет детка спать, котик ворковать,

А на кота - воркота, а на дитя - дремота.

Баю-бай, баю-бай…»

О каком животном упоминается в этой колыбельной? (о коте)

В очень многих колыбельных упоминается именно кот:

«Ах, ты котик, ты коток, котик серенький лобок,

Приди котик поскучай, мою Аню покачай».

- Как вы думаете почему? (кот домашнее животное, спит в доме, мурлычет)

А из птиц чаще всего упоминается в колыбельной голуби, их называли гули. Как вы думаете, почему? (голуби воркуют)

Не всегда ребенок быстро засыпал. И чтобы он побыстрее успокоился, уснул, то пели про волка, колдуна, Бабая, Мамая, которые придут и унесут. Послушайте отрывки из народных песен, которые вам помогут ответить на мой вопрос. (учитель поет)

1. «Сине море колыхливо, бела рыбица пуглива» (какое слово однокоренное)

2. «Я иду, иду трава колых-колых. Девчата хитрые, а мы хитрее их»

3. «Ты река ль моя реченька, Ты течешь не колыбнешься»

(Колыбель - от слов: колыхаться, колебаться, т.е. двигаться, качаться.)

- В народе было другое название колыбельных: байки - от древнерусского «байкать» - т.е. баюкать, качать.

Люди заметили, что под покачивание ребенок быстрее засыпает, поэтому колыбели делали так, чтобы они могли раскачиваться.

Учитель объясняет устройство колыбели (зыбки, люльки), как её укрепляли, подвешивали.

Показывает иллюстрацию «Женщина с люлькой»

Сравнительный анализ

А знаете ли вы, казахские колыбельные песни (бесік жыры)

Послушаем казахскую колыбельную

Айым болып тудың ба?
Кунім болып тудың ба?
Ата жолын қудың ба?
Әке жолын қудың ба?
Бұл дүниеге келген соң,
Сұрауы бар судың да.
Айдарыңнан айналдым,
Маңдайыңнан айналдым.
Торсық шеке, тоқ шеке
Бақ болар, деп ойладым.
Ашық жанар -көңілің
Ақ болар, деп ойладым.
Қуанышым - арай жүз,
Сейлесерміз талай біз.
Бар ағайын жиналып,
Мәз боп саған қараймыз.

О чем говорится в этой песне? Как исполняется эта песня?

Словарная работа:

зыбка, люлька, колыбель

Записывают в тетрадях

Осмысление

10мин








1мин



Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен

Самостоятельная работа:

подготовка к выразительному чтению и пересказу

Алгоритм работы:

1. Определим, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребенку)

2. Выберем тон и темп чтения ( читаем тихо, ласково, спокойно)

3. Обратим внимание на знаки препинания , где мы должны сделать остановку.

4. Учимся читать выразительно про себя.

5. Пробное выразительное чтение учащимися (по желанию)

6. Всё ли при чтении было соблюдено.

Алгоритм работы (самостоятельная работа)

1) Прочитай и представь описанную, словами картину.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно.

Алгоритм работы в паре

1. Прочитай колыбельную соседу. Спроси, что непонятно.

2. Устно нарисуй картину, которую ты представил при чтении

Алгоритм работы «выступление перед классом»

1. Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?

2. Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.

(мы при чтении должны показать голосом их ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери)


Итог урока.


5мин



- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем?

- Нужны ли они человеку и если да, то для чего? - Что вам запомнилось на уроке.


(с колыбельными песнями)

(для успокоения ребенка, любовь мамы и близких, что он не одинок)


Рефлексия

Оценивание

Определить свое настроение в конце урока

Оценивание

Определяют своё настроение с помощью рисунков: если настроение хорошее учащиеся рисуют солнышко, если настроение плохое рисуют тучку.

Дом. задание

2 м

Дома, пожалуйста, поспрашивайте мам и бабушек.

Какие колыбельные песни они вам пели в детстве?

Запишите их в тетради и нарисуйте героев колыбельных песен







Гимназия №159 имени Ы.Алтынсарина







Урок литературное чтение

Тема: «Фольклор. Колыбельная песня»







г. Алматы

Задание

Прочитайте текст. Перескажите. Нарисуйте люльку.

Первой колыбелью ребенка была люлька. Качание в люльках - это своего рода обряд, успокаивание.

В колыбельных песнях ритм, интонация и звук соответствует покачиванию и скрипу люльки.

Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" - говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня отражает мир мысли и чувства матери, поглощенной уходом за ребёнком.







Задание

Прочитайте выразительно. Перескажите . Нарисуйте героев колыбельной песин

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка.

Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы. Подчеркнутые слова можно заменять именами младенцев

Баю, баю, баиньки,
Купим сыну валенки, (Тане)
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет мой сынок ходить, (Танечка)
Новы валенки носить.

Серенький волчок

Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.





Задание

Выразительно прочитайте. Перескажите. Нарисуйте героев колыбельной песни

Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их.

Например: Кот-баюн, Гули, собачки и другие.

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Баю-баюшки, баю,
Прилетали гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.

Бай - бай - бай

Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.
Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.
Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.
Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.

Колыбельная песня всякий раз возвращает слушателя к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.



Задание

Выразительно прочитайте. Перескажите. Нарисуйте героев колыбельной песни

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как "Сон", "Дрема", "Угомон".

Например:

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.

Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?





Задание

Выразительно прочитайте. Перескажите. Нарисуйте героев колыбельной песни

И, конечно же, есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, "бабай" и "бука".

"Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серый волчок и укусит за бочок".

Баю-бай, баю-бай,
Ты Ванюша не вставай,
А то к нам придет бабай,
Скажет: "Ванечку отдай".
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим".









Задание

Выразительно прочитайте. Перескажите. Нарисуйте героев колыбельной песни

Часто в колыбельных используются слова "лю-ли", "люшеньки-люли", колыбельку до сих пор называют "люлькой", ребенка - "лялей", "лялечкой", детей "лелеют". Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Леля, как и Рожаница-Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня - это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.


Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.






Алгоритм работы:

1. Определим, что мы хотим показать голосом (любовь мамы к своему ребенку)

2. Выберем тон и темп чтения ( читаем тихо, ласково, спокойно)

3. Обратим внимание на знаки препинания , где мы должны сделать остановку.

4. Учимся читать выразительно про себя.

5. Пробное выразительное чтение учащимися (по желанию)

6. Всё ли при чтении было соблюдено.

Алгоритм работы (самостоятельная работа)

1) Прочитай и представь описанную, словами картину.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно.

Алгоритм работы в паре

1. Прочитай колыбельную соседу. Спроси, что непонятно.

2. Устно нарисуй картину, которую ты представил при чтении

Алгоритм работы «выступление перед классом»

1. Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?

2. Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.







© 2010-2022