Урок Что такое патриотизм?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Что такое патриотизм?Класс: 10

Автор: Л.Н. Толстой

Произведение: «Война и мир»

Тип: урок-дискуссия, диалог с классом.

Тема урока: «Что такое патриотизм?»

Эпиграф: Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Цели урока:

  1. Обучение анализу идейного содержания эпического произведения через сопоставление эпизодов.

  2. Развитие мыслительной деятельности.

  3. Воспитание милосердия, сострадания, патриотических чувств.

Ход урока

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

Мотивационно-целевой этап

  1. Обращение к эпиграфу.

- Кто автор эпиграфа?

- С какими понятиями связывает А.С. Пушкин патриотизм? (Свобода, честь)

- С какими понятиями Л.Н. Толстой? (Об этом мы узнаем на уроке)

2.Дайте определение следующих нравственных категорий:

бескорыстие, гордость, ответственность, милосердие, тщеславие, карьеризм, честолюбие, лицемерие, лжепатриотизм.

Учитель: Анализируя эпизоды, сцены, вы должны определить, как проявляется это нравственное начало в действиях и поступках героев.









Коллективная форма познавательной

активности.



Устные выступления учащихся

(обращение к Толковому словарю).

Реализационно-операционный

1 Рассмотрите разные мнения критиков о романе. Какая точка зрения ближе вам?

а)«Нельзя презирать свое Отечество и лучшие страницы славы его»

б) «Люди шли на войну без громких фраз, потому что не могли не идти»

2 Групповые задания (Анализ эпизодов)

а) Совет в Филях (заполните дискуссионную карту)

Да, потому что…

Дискуссионный вопрос

Нет, потому что…

Кого можно назвать патриотом: Бенигсена, который считал, что нужно дать ещё одно сражение, или Кутузова, считавшего, что нужно оставить Москву?







Дискуссия













Индивидуальная-

ная, групповая



Вывод: Кутузова, так как он взял на себя ответственность за отступление.

б) Москвичи оставляют город.

Да, потому что..

Дискуссионный вопрос

Нет, потому что…

Прав ли граф Растопчин, называя трусами тех, кто оставил Москву?

Вывод: Под управлением французов нельзя быть: это хуже всего.

в) Сборы Ростовых. Конфликт между родителями.

Да, потому что…

Дискуссионный вопрос

Нет, потому что…

Права ли графиня, не согласивших с мужем снять с подвод вещи и взять раненых?

Вывод: Думать о себе в эту минуту было дико и неестественно.

3.Какое нравственное качество проявляется в действиях и поступках

а) Берга:

-Красивые слова о героизме - стремление купить шифоньерочку

русских войск

Вывод: Всегда находятся люди, наживающие на общей беде.

б) Растопчина:

-думает о своей роли в защите - отдает на растерзание купеческо-

Москвы. го сына Верещагина.

Вывод: Спасаясь от народного гнева, он отправляет на смерть ни в чем не повинного человека.

Подведение итогов урока

Что такое патриотизм? Какие поступки можно назвать патриотическими?

Слово учителя: Патриотизм - это прежде всего чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья

Рефлексия : Что узнал… Чему научился…

Оценочный этап: Самооценка по критериям. Учитель корректирует оценку.

Домашнее задание: Эссе «Что такое патриотизм?»





© 2010-2022