Разработка урока по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий».

Модель: «Закрепление и углубление изученного с опорой на связный текст».

Задачи:

-выработка умения следовать языковой норме, выделять изучаемый материал в тексте, применять соответствующие правила, определяемые языковой нормой;

-закрепление знаний о причастии и прилагательном;

-отработка умения составлять таблицы, алгоритмы;

-отработка навыка выполнения тестовых заданий.

Методы:

словесный, наглядный - заполнение недостающих элементов таблицы, практический - выполнение тестового материала.

Приемы:

-логический - сравнение признаков прилагательного и причастия, постановка проблемы, выводы;

-организационный - беседы, индивидуальные ответы, групповая работа с текстовым материалом.

Тип урока:

Урок-практикум, подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

таблица «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» с пропущенными элементами, карточка с текстом.


Ход урока:

1) Оргмомент.

2) Актуализация проблемы, обращение к опорному тексту.

3) Знакомство с текстом.

4) Попутное повторение.

Задание 1.

Определение стиля и типа речи.

Задание 2.

Комментарии орфограмм в словах с пропущенными буквами.

Задание 3.

Отработка выполнения заданий группы В.

а) Выпишите из 3-го предложения словосочетание с типом связи управление, главное слово которого выражено полным причастием.

б) Среди предложений 5-7 найдите простое, сказуемое которого выражено страдательным причастием.

в) Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным распространенным определением.

5) Проверка домашнего задания.

Расскажите об отличии полных причастий и отглагольных прилагательных. Определите зависимость написания Н - НН от принадлежности слова к прилагательному или причастию.

6) Работа с таблицей.

Задание 1.

Внесите в таблицу недостающие элементы.

Прилагательное

Причастие

-нн

-нн

1


2

-ан

-енн, -онн

-ова, -ева

3


Задание 2.

Составьте алгоритм действия при работе с данной орфограммой.

7) Групповая работа с текстом.

Задание 1.

Прокомментируйте употребление н-нн в словах предложенного текста.

1 вариант - 1-ый абзац

2 вариант - 2-ой абзац

8) Обобщение материала.

Расскажите об употреблении н-нн в суффиксах прилагательных и причастий

9) Домашнее задание.

Подберите текст, в котором представлено повторенная нами орфограмма, используя его подготовьте словарный диктант на правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.

10) Итог урока.

11) Оценка.

Предлагаемый текст:

1. Иногда я заст…вал его [Карла Ивановича] и в такие м…нуты, когда он не читал; очки спускались ниже на большом орли…ом носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особ…ным выр…жжением, а губы грус…но улыбались. 2. В комн…те тихо; только слышно его р…вномерное дыхание и бой часов с егерем. 3. На другой стороне в…сели ландкарты, все пости изорв…ные, но искусно подкле…ные рукою Карла Ивановича. 4. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны в…сели две линейки: одна изрез…ная, наша, другая нове…кая, собств…ная, употребля…мая им более для поощрения, чем для линования, с другой - черная доска.

5. В середине комнаты стоял стол, покрытый оборв…ой черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрез…ные перочин…ми ножами. 6. Кругом стола было несколько некраше…ых, но от долгого употребления залакиров…ных т…буретов. 7. Последняя стена была зан…та тремя окошками. 8. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выб…ина, каждый камеш…ек, каждая колеядавно зн…комы и милы мне; за дорогой - стриж…ная липовая ал…ея, из-за которой кое-где виднеется плет…ный ч…стокол; через ал…ею вид…ен луг.

(По Л.Н. Толстому.)





© 2010-2022