- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПРОГРАММА КУРСА ЯЗЫК И РЕЧЬ Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»
ПРОГРАММА КУРСА ЯЗЫК И РЕЧЬ Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чегесова Е.Ю. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК И РЕЧЬ"
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»
г. Печора
2014год
Пояснительная записка
Одной из важнейших целей филологического образования в школе является цель научить учащихся воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником информации.
Программа факультативного курса по русскому языку «Язык и речь» рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель факультативного курса «Язык и речь» - научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
Задачи факультативного курса:
-формирование общей речевой культуры девятиклассников;
- совершенствование речевой деятельности;
-совершенствование письменной литературной речи;
-обучение умению воспроизводить прослушанный текст;
-развитие способности логично, связно выражать своё
отношение к фактам прочитанного и услышанного;
-формирование навыка написания сжатого изложения;
- работа по развитию связной речи;
-формирование навыка работы по комплексному анализу текста;
-качественная подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Актуальность курса «Язык и речь» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, умению излагать мысли, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, и тестовые задания, и творческую работу.
Программа курса полностью соответствует спецификации экзаменационной работы, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.
Современная методика преподавания языка характеризуется слиянием обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст - основная дидактическая единица.
Факультатив предназначен для учащихся 9 классов.
Количество часов - 34
Занятия проводятся 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами освоения обучающимися курса "Язык и речь" являются:
1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, самообразованию;
3) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
5) формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него; стремления к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
4) адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования;
5)способность извлекать из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Предметными результатами освоения курса являются:
1) развитие связной речи;
2)формирование навыка работы по комплексному анализу текста;
3)совершенствование письменной литературной речи;
4)подготовка к сдаче ОГЭ;
5)формирование навыка написания сжатого изложения;
6)развитие способности логично и связно выражать своё отношение по поводу прочитанного и услышанного;
Формы проведения занятий:
-мини-лекции;
-семинары-практикумы;
-практикумы;
-составление таблиц;
-комплексный анализ текста.
Применяемые технологии.
-технология исследовательской деятельности
- технология проблемного обучения.
- информационные технологии.
Планируемый результат обучения.
В результате изучения факультативного курса обучаемый должен знать:
-
основные признаки текста;
-
основные признаки сжатия текста;
-
основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения факультативного курса обучаемый должен уметь:
-
осознанно воспринимать текст;
-
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
-
правильно и лаконично излагать содержание текста;
-
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
-
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
-
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
-
владеть различными приемами сжатия текста;
-
письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
-
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
-
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
-
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
-
свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-
лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-
языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-
коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание программы.
В содержании программы можно выделить три раздела
1. Текст. Строение текста.
Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Опорные слова. Композиция текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Стили текста. Создание сжатого изложения. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
2.Словесные изобразительно-выразительные средства.
Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. Функции тропов в речи. Фигуры речи ( антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение) Использование средств выразительности в речи.
3.Типы словесного выражения речи.
Создание текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания. Умение редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. Приемы цитирования в сочинении. Создание сочинения на лингвистическую тему.
№
Раздел программы
Количество часов
Практические
Зачет
1
Текст. Строение текста.
12
2
1
2
Словесные изобразительно-выразительные средства.
8
2
3
Типы словесного выражения речи.
14
2
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате обучения на основе данной программы обучающиеся должны овладеть умениями:
-
адекватно воспринимать авторский замысел прослушанного текста;
-
правильно и лаконично излагать содержание текста;
-
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
-
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
-
выявлять, какая информация текста является главной, а какая - второстепенной, и распознавать ее на слух;
-
овладеть основными приемами сжатия текста.
-
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
-
интерпретировать информацию прочитанного текста;
-
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
-
различать стили речи;
-
определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
-
последовательно излагать собственные мысли;
-
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Основные виды деятельности учителя и учащихся
Планируемые результаты и уровень усвоения
Предметные умения
УУД
Раздел 1
Текст. Строение текста.
знать:
основные признаки текста;
основные признаки сжатия текста;
уметь:
осознанно воспринимать текст;
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
правильно и лаконично излагать содержание текста;
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
владеть различными приемами сжатия текста;
письменно передавать содержание текста в сжатом виде
Личностные:
положительно относится к познавательной деятельности,
желает приобретать новые знания;
готов и способен к саморазвитию,
сформирована мотивация
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;
деятельность;
сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные:
задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,
формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;
строит монологические и диалогические высказывания,
умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Регулятивные:
понимает и сохраняет учебную задачу;
Познавательные:
осознает познавательную задачу;
участвует в обсуждении, извлекая нужную информацию
Метапредметные:
умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров, владеет разными видами аудирования;
способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
умеет вести самостоятельный поиск информации;
способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
1
Текст как речевое произведение.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать:
основные признаки текста;
уметь:
осознанно воспринимать текст
2
Тема, идея, проблематика текста.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать:
основные признаки текста
уметь:
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
3
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: основные признаки микротемы и абзацного строения текста.
уметь: членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
4
Структура текста.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать:
основные признаки текста; структуру текста
уметь: определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
5
Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: основные признаки композиционной целостности текста
уметь: правильно и лаконично излагать содержание текста;
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
6
Способы и средства связи предложений в тексте.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: способы и средства связи предложений в тексте.
уметь: находить в тексте способы и средства связи предложений
7
Главная и второстепенная информация в тексте
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: способы выявления
главной и второстепенной информации в тексте
уметь: выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
владеть различными приемами сжатия текста;
8
Ключевые слова и их роль
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: способы выявления ключевых слов в тексте
уметь: определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения ключевые слова,
9
Практическая работа. Анализ содержания текста.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении, практическая работа
знать:
план анализа содержания текста
основные признаки текста;
уметь:
осознанно воспринимать текст;
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
правильно и лаконично излагать содержание текста;
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
10
Способы сокращения текста: приём исключения и обобщения.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: Способы сокращения текста: приём исключения и обобщения.
уметь:
владеть приёмом исключения и обобщения при сжатии текста
11
Способы сокращения текста. Приём замены и удаления.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: способы сокращения текста: приём замены и удаления.
уметь: владеть приёмом замены и удаления при сжатии текста
12
Практическая работа. Сжатое изложение.
1
Практикум
Слушание информации, практическая работа
знать:
основные признаки сжатия текста;
уметь:
осознанно воспринимать текст;
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
правильно и лаконично излагать содержание текста;
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
владеть различными приемами сжатия текста;
письменно передавать содержание текста в сжатом виде;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
Раздел 2. Словесные изобразительно-выразительные средства.
8 ч
знать: словесные изобразительно-выразительные средства.
уметь: находить словесные изобразительно-выразительные средства в тексте
Личностные:
положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания готов и способен к саморазвитию,
сформирована мотивация
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;
деятельность;
сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные:
задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;
строит монологические и диалогические высказывания,
умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Регулятивные:
понимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану;
чётко выполняет требование познавательной задачи
Познавательные:
осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,
Метапредметные:
умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров, владеет разными видами аудирования;
способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
умеет вести самостоятельный поиск информации;
способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
13
Выразительные средства языка.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать: словесные изобразительно-выразительные средства.
уметь: находить словесные изобразительно-выразительные средства в тексте
14
Значение языковых средств в тексте.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать:
значение языковых средств в тексте.
уметь: выявлять значение языковых средств в тексте.
15
Роль языковых средств.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении
знать:
роль языковых средств в тексте.
уметь: выявлять роль языковых средств в тексте.
16
Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы
знать: значение словесных изобразительно-выразительных средств.
уметь: находить тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в тексте.
17
Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать: словесные изобразительно-выразительные средства.
уметь:
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
18
Стилистические фигуры.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении составление таблицы
знать:
стилистические фигуры;
уметь: находить стилистические фигуры в тексте.
19
Практическая работа. Создание текста с использованием стилистических фигур.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
стилистические фигуры;
уметь:
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
20
Звуковые изобразительно-выразительные средства
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы
знать: звуковые изобразительно-выразительные средства;
уметь: находить звуковые изобразительно-выразительные средства в тексте.
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме
Раздел 3. Типы словесного выражения речи.
14 ч
знать: типы словесного выражения речи.
уметь: находить функционально-смысловые типы речи. самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли.
Личностные:
положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания;
готов и способен к саморазвитию,
сформирована мотивация
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;
сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;
деятельность;
сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
желает участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознаёт себя индивидуальностью и одновременно членом общества;
смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Коммуникативные:
задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;
строит монологические и диалогические высказывания,
умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные:
понимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану;
чётко выполняет требование познавательной задачи;
контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы
Познавательные:
осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,
планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи
Метапредметные:
умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;
адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров,
владеет разными видами аудирования;
способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
умеет вести самостоятельный поиск информации;
способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
21
Функционально-смысловые типы речи.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы
знать: функционально-смысловые типы речи.
уметь: находить функционально-смысловые типы речи в тексте
22
Практическая работа. Анализ текстов разных типов.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать: план анализа текстов разных типов.
уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
23
Понятие о сочинении-рассуждении.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении,
знать: структуру сочинения - рассуждения;
уметь:
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
24
Виды рассуждений, их особенности и языковые средства оформления.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении,
знать:
виды рассуждений, их особенности и языковые средства оформления.
уметь:
находить виды рассуждений в тексте;
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли
25
Композиция сочинения-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении,
знать:
план композиции сочинения-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)
уметь:
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
26
Оформление вступления и концовки.
1
Мини-лекция
Слушание информации, участие в обсуждении,
составление таблицы
знать:
структуру оформления вступления и концовки.
уметь:
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
27
Подбор аргументов.
1
Семинар-практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
знать:
структуру подбора аргументов
уметь:
находить аргументы в тексте;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
28
Корректировка текста сочинения.
1
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
приёмы корректировки текста сочинения
уметь:
корректировать полученный текст;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
29
Приём цитирования в сочинении.
1
Слушание информации, участие в обсуждении составление таблицы
знать:
приём цитирования в сочинении.
уметь:
применять приём цитирования в тексте;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
корректировать полученный текст;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
30
Создание сочинения на лингвистическую тему.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
приёмы создания сочинения на лингвистическую тему.
уметь:
создавать сочинение на лингвистическую тему;
находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
31
Анализ лингвистического высказывания.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
структуру анализа лингвистического высказывания
уметь:
анализировать лингвистическое высказывание;
находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
32
Создание сочинения по данному тексту
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
основные приемы написания сочинений разных типов.
уметь:
создавать сочинение по данному тексту;
находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
33
Типические и специфические ошибки сочинения-рассуждения. Редактирование сочинения.
1
Практикум
Слушание информации, участие в обсуждении,
практическая работа
знать:
типические и специфические ошибки сочинения-рассуждения, приёмы редактирования сочинения.
уметь:
редактировать сочинение;
находить в сочинении типические и специфические ошибки;
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
34
Зачетная работа. Комплексный анализ текста.
1
Слушание информации
Итоговая работа Комплексный анализ текста.
знать: структуру комплексного анализа текста.
уметь: применять на практике комплексный анализ текста; соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
Учебно-методическое обеспечение программы курса
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт. сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель", 2014г.
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.
3.Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока . Волгоград, "Учитель", 2009.
4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
5. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.
6.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., "Экзамен", 2012 .
7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
9.Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 7-9 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. - СПб, 2008.
10. Нарушевич А.Г. Сочинение на экзамене. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
11.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.
12.Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
13.Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД "Корифей " 2008 г.
14. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
ЭОР программы курса
1.Материалы сайта ФИПИ fipi.ru.
2.Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ЦИОР fcior.edu.ru
3.Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-
Аналого-резистивная интерактивная доска QOMO QWB200-AR
-
Ноутбук
-
Ультрапортативный проектор BenQ MX505
-
Экран на треноге STARFLEX (Tripod Economy)