• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • ПРОГРАММА КУРСА ЯЗЫК И РЕЧЬ Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»

ПРОГРАММА КУРСА ЯЗЫК И РЕЧЬ Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»

   Одной из важнейших целей филологического  образования  в  школе является цель научить  учащихся  воспринимать  и  оценивать  получаемую  информацию, уметь  работать  с текстом  как  источником  информации.    Программа факультативного курсапо русскому языку «Язык и речь» рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.          Цель факультативн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК И РЕЧЬ"





Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»































г. Печора

2014год

Пояснительная записка

Одной из важнейших целей филологического образования в школе является цель научить учащихся воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником информации.

Программа факультативного курса по русскому языку «Язык и речь» рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель факультативного курса «Язык и речь» - научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.

Задачи факультативного курса:

-формирование общей речевой культуры девятиклассников;

- совершенствование речевой деятельности;

-совершенствование письменной литературной речи;

-обучение умению воспроизводить прослушанный текст;

-развитие способности логично, связно выражать своё

отношение к фактам прочитанного и услышанного;

-формирование навыка написания сжатого изложения;

- работа по развитию связной речи;

-формирование навыка работы по комплексному анализу текста;

-качественная подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Актуальность курса «Язык и речь» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, умению излагать мысли, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, и тестовые задания, и творческую работу.

Программа курса полностью соответствует спецификации экзаменационной работы, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.

Современная методика преподавания языка характеризуется слиянием обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст - основная дидактическая единица.

Факультатив предназначен для учащихся 9 классов.

Количество часов - 34

Занятия проводятся 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами освоения обучающимися курса "Язык и речь" являются:

1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, самообразованию;

3) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

5) формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него; стремления к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

4) адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования;

5)способность извлекать из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.


Предметными результатами освоения курса являются:


1) развитие связной речи;

2)формирование навыка работы по комплексному анализу текста;

3)совершенствование письменной литературной речи;

4)подготовка к сдаче ОГЭ;

5)формирование навыка написания сжатого изложения;

6)развитие способности логично и связно выражать своё отношение по поводу прочитанного и услышанного;


Формы проведения занятий:

-мини-лекции;

-семинары-практикумы;

-практикумы;

-составление таблиц;

-комплексный анализ текста.


Применяемые технологии.

-технология исследовательской деятельности

- технология проблемного обучения.

- информационные технологии.






Планируемый результат обучения.

В результате изучения факультативного курса обучаемый должен знать:


  • основные признаки текста;

  • основные признаки сжатия текста;

  • основные приемы написания сочинений разных типов.

В результате изучения факультативного курса обучаемый должен уметь:


  • осознанно воспринимать текст;

  • определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

  • правильно и лаконично излагать содержание текста;

  • определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;


  • членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

  • выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

  • владеть различными приемами сжатия текста;

  • письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;

  • самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

  • проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

  • соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;

  • свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.

Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.



Содержание программы.

В содержании программы можно выделить три раздела

1. Текст. Строение текста.

Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Опорные слова. Композиция текста. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Стили текста. Создание сжатого изложения. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Комплексная работа с текстом. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

2.Словесные изобразительно-выразительные средства.

Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры. Функции тропов в речи. Фигуры речи ( антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение) Использование средств выразительности в речи.

3.Типы словесного выражения речи.

Создание текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания. Умение редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. Приемы цитирования в сочинении. Создание сочинения на лингвистическую тему.

Раздел программы

Количество часов

Практические

Зачет

1

Текст. Строение текста.

12

2


1

2

Словесные изобразительно-выразительные средства.

8

2

3

Типы словесного выражения речи.

14

2

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате обучения на основе данной программы обучающиеся должны овладеть умениями:


  • адекватно воспринимать авторский замысел прослушанного текста;

  • правильно и лаконично излагать содержание текста;

  • определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

  • членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

  • выявлять, какая информация текста является главной, а какая - второстепенной, и распознавать ее на слух;

  • овладеть основными приемами сжатия текста.

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

  • различать стили речи;

  • определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Тематическое планирование.


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

Предметные умения

УУД

Раздел 1

Текст. Строение текста.

знать:

основные признаки текста;

основные признаки сжатия текста;

уметь:

осознанно воспринимать текст;

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

владеть различными приемами сжатия текста;

письменно передавать содержание текста в сжатом виде







Личностные:

положительно относится к познавательной деятельности,

желает приобретать новые знания;

готов и способен к саморазвитию,

сформирована мотивация

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;

сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;

деятельность;

сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,

формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;

строит монологические и диалогические высказывания,

умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Регулятивные:

понимает и сохраняет учебную задачу;

Познавательные:

осознает познавательную задачу;

участвует в обсуждении, извлекая нужную информацию

Метапредметные:

умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров, владеет разными видами аудирования;

способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

умеет вести самостоятельный поиск информации;

способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

1

Текст как речевое произведение.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении


знать:

основные признаки текста;

уметь:

осознанно воспринимать текст

2

Тема, идея, проблематика текста.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать:

основные признаки текста

уметь:

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: основные признаки микротемы и абзацного строения текста.

уметь: членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

4

Структура текста.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать:

основные признаки текста; структуру текста

уметь: определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

5

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: основные признаки композиционной целостности текста

уметь: правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

6

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: способы и средства связи предложений в тексте.

уметь: находить в тексте способы и средства связи предложений

7

Главная и второстепенная информация в тексте

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: способы выявления

главной и второстепенной информации в тексте

уметь: выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

владеть различными приемами сжатия текста;

8

Ключевые слова и их роль

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: способы выявления ключевых слов в тексте

уметь: определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения ключевые слова,

9

Практическая работа. Анализ содержания текста.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении, практическая работа


знать:

план анализа содержания текста

основные признаки текста;

уметь:

осознанно воспринимать текст;

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

10

Способы сокращения текста: приём исключения и обобщения.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: Способы сокращения текста: приём исключения и обобщения.

уметь:

владеть приёмом исключения и обобщения при сжатии текста

11

Способы сокращения текста. Приём замены и удаления.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: способы сокращения текста: приём замены и удаления.

уметь: владеть приёмом замены и удаления при сжатии текста

12

Практическая работа. Сжатое изложение.

1

Практикум

Слушание информации, практическая работа

знать:

основные признаки сжатия текста;

уметь:

осознанно воспринимать текст;

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

владеть различными приемами сжатия текста;

письменно передавать содержание текста в сжатом виде;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;

Раздел 2. Словесные изобразительно-выразительные средства.

8 ч

знать: словесные изобразительно-выразительные средства.

уметь: находить словесные изобразительно-выразительные средства в тексте




Личностные:

положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания готов и способен к саморазвитию,

сформирована мотивация

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;

сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;

деятельность;

сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;

строит монологические и диалогические высказывания,

умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Регулятивные:

понимает и сохраняет учебную задачу;

планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану;

чётко выполняет требование познавательной задачи

Познавательные:

осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,

Метапредметные:

умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров, владеет разными видами аудирования;

способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе

и на электронных носителях;

умеет вести самостоятельный поиск информации;

способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

13

Выразительные средства языка.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать: словесные изобразительно-выразительные средства.

уметь: находить словесные изобразительно-выразительные средства в тексте

14

Значение языковых средств в тексте.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать:

значение языковых средств в тексте.

уметь: выявлять значение языковых средств в тексте.

15

Роль языковых средств.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении

знать:

роль языковых средств в тексте.

уметь: выявлять роль языковых средств в тексте.

16

Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы

знать: значение словесных изобразительно-выразительных средств.

уметь: находить тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения в тексте.

17

Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать: словесные изобразительно-выразительные средства.

уметь:

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

18

Стилистические фигуры.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении составление таблицы

знать:

стилистические фигуры;

уметь: находить стилистические фигуры в тексте.

19

Практическая работа. Создание текста с использованием стилистических фигур.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

стилистические фигуры;

уметь:

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

20

Звуковые изобразительно-выразительные средства

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы

знать: звуковые изобразительно-выразительные средства;

уметь: находить звуковые изобразительно-выразительные средства в тексте.

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме

Раздел 3. Типы словесного выражения речи.

14 ч

знать: типы словесного выражения речи.

уметь: находить функционально-смысловые типы речи. самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли.




Личностные:

положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания;

готов и способен к саморазвитию,

сформирована мотивация

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию;

сформировано осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог;

деятельность;

сформировано уважительное отношение к родному языку, гордости за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

желает участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознаёт себя индивидуальностью и одновременно членом общества;

смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Коммуникативные:

задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;

строит монологические и диалогические высказывания,

умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные:

понимает и сохраняет учебную задачу;

планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану;

чётко выполняет требование познавательной задачи;

контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы

Познавательные:

осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,

планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи


Метапредметные:

умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;

адекватно воспринимает на слух тексты разных стилей и жанров,

владеет разными видами аудирования;

способен извлекать из различных источников информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

способен свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

умеет вести самостоятельный поиск информации;

способен к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

21

Функционально-смысловые типы речи.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении, составление таблицы

знать: функционально-смысловые типы речи.

уметь: находить функционально-смысловые типы речи в тексте

22

Практическая работа. Анализ текстов разных типов.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать: план анализа текстов разных типов.

уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

23

Понятие о сочинении-рассуждении.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении,

знать: структуру сочинения - рассуждения;

уметь:

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

24

Виды рассуждений, их особенности и языковые средства оформления.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении,

знать:

виды рассуждений, их особенности и языковые средства оформления.

уметь:

находить виды рассуждений в тексте;

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли

25

Композиция сочинения-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении,

знать:

план композиции сочинения-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)

уметь:

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

26

Оформление вступления и концовки.

1

Мини-лекция

Слушание информации, участие в обсуждении,

составление таблицы

знать:

структуру оформления вступления и концовки.

уметь:

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

27

Подбор аргументов.

1

Семинар-практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

знать:

структуру подбора аргументов

уметь:

находить аргументы в тексте;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

28

Корректировка текста сочинения.

1

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

приёмы корректировки текста сочинения

уметь:

корректировать полученный текст;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

29

Приём цитирования в сочинении.

1

Слушание информации, участие в обсуждении составление таблицы

знать:

приём цитирования в сочинении.

уметь:

применять приём цитирования в тексте;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

корректировать полученный текст;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

30

Создание сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

приёмы создания сочинения на лингвистическую тему.

уметь:

создавать сочинение на лингвистическую тему;

находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

31

Анализ лингвистического высказывания.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

структуру анализа лингвистического высказывания

уметь:

анализировать лингвистическое высказывание;

находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

32

Создание сочинения по данному тексту

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

основные приемы написания сочинений разных типов.

уметь:

создавать сочинение по данному тексту;

находить аргументы в тексте; применять приём цитирования в тексте;

свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

33

Типические и специфические ошибки сочинения-рассуждения. Редактирование сочинения.

1

Практикум

Слушание информации, участие в обсуждении,

практическая работа

знать:

типические и специфические ошибки сочинения-рассуждения, приёмы редактирования сочинения.

уметь:

редактировать сочинение;

находить в сочинении типические и специфические ошибки;

соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.

34

Зачетная работа. Комплексный анализ текста.

1

Слушание информации

Итоговая работа Комплексный анализ текста.

знать: структуру комплексного анализа текста.

уметь: применять на практике комплексный анализ текста; соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.




Учебно-методическое обеспечение программы курса


1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт. сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель", 2014г.

2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КноРус, 2008.

3.Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока . Волгоград, "Учитель", 2009.

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.

5. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.

6.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., "Экзамен", 2012 .

7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

9.Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 7-9 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. - СПб, 2008.

10. Нарушевич А.Г. Сочинение на экзамене. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

11.Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.

12.Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

13.Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД "Корифей " 2008 г.

14. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

ЭОР программы курса

1.Материалы сайта ФИПИ fipi.ru.

2.Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ЦИОР fcior.edu.ru

3.Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:



  1. Аналого-резистивная интерактивная доска QOMO QWB200-AR

  2. Ноутбук

  3. Ультрапортативный проектор BenQ MX505

  4. Экран на треноге STARFLEX (Tripod Economy)


© 2010-2022