Конспект урока по русскому языку по теме Синтаксис. Пунктуация (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планкова Татьяна Оттовна


План-конспект урока обобщения материала в 5 классе


Дата: 19.11.2015 г.

Класс: 5

УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Оборудование:

Раздаточный материал, маркеры.

Ход урока:

Тип урока: повторение.

Форма: дидактическая игра.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Предварительная работа: разделение учащихся на группы, подготовка раздаточного материала.

Ход урока .

  1. Организационный момент. Приветствие учителя.

ДАВАЙТЕ посмотрим на ваше настроение (солнышко,туча,туча и солнышко)

2. Стадия вызова (слайд 2). Любите ли вы путешествовать? С какой целью отправляетесь в путешествие? А если вы уже были в этом месте, будет ли вам путешествие интересно?

Эпиграфом нашего урока станут слова известного французского писателя и философа Альберта Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».

  1. Сообщение темы и вида урока. У нас сегодня не простой урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по большой стране, которая называется ? («Синтаксис».) Началось это путешествие в октябре, и вот пришла пора прощаться с этой удивительной страной. Определите цель нашего урока.

  2. Мотивация. Изучение синтаксиса и пунктуации не завершается на этом, и от того,

какие мы получили знания и навыки, зависит наша дальнейшая учеба, цель которой - открыть дверь в мир удивительно прекрасного русского языка.

Итак, путешествие начинается.

- У нас есть препятствие . Словарная диктовка.

На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному человеку от каждой команды).

СинтАксис, грамМатическая основа, предлОжение, чудеСный, благОдарю, разгАдать, пожалу…ста, обЪединять, тишИна ( Проверка)

  1. «Блиц-опрос»«Теоретическая разминка».

Вопросы командам:

  1. Что изучает синтаксис?

  2. Какие предложения по цели высказывания вам известны??

  3. Какие предложения по интонации вы знаете?

  4. Что изучает пунктуация?

  5. Что такое грамматическая основа предложения?

  6. Какие члены предложения называются однородными?

  7. Что такое прямая речь?

  8. Что такое словосочетание?

  9. Назовите второстепенные члены предложения?


  1. Неизвестная планета».

У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков. Чтобы поселить в домики жильцов необходимо вспомнить виды словосочетаний.

Расселите в домики словосочетания.

Удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далёкий горизонт, долина реки, приближаться к реке.

Конспект урока по русскому языку по теме Синтаксис.Пунктуация (5 класс)Удивительная картина

Далёкий горизонт

Долина реки

7 этап: «Грамматический калейдоскоп».

Задание выполняется по Презентации. Отвечает команда, быстрее поднявшая руку. За правильный ответ - 1 жетон.


  1. Укажите среди данных предложений повествовательные:

- Закружилась листва золотая.

- Как хорошо бродить по осеннему лесу!

- Полюбуйся красотой осеннего леса.


  1. Восклицательный знак нужно поставить в конце следующих предложений:

- Дубравы пышные, где ваше одеянье

- Как красиво осенью в лесу

- Наступила поздняя осень


  1. Определением в этом предложении является слово:

Прекрасна и неповторима золотая осень!


  1. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

- В ноябре зима с осенью борется.

- Ноябрь зиме родной батюшка.

- Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.


  1. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах:

- Ласточки и дрозды летят в тёплые края стаями.

- Отправилась осень в поля, в луга.

- Листья задрожали, оторвались, и полетели.

8. Тест . ( Поставьте себе оценку)В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

  • Б) Сад отцветал и темнел.

  • В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

  • Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:

  • А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

  • Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.

  • Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

  • А) Музыка в траве приутихла.

  • Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

  • Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):

  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.

  • Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.

  • В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.

  • Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?

Физкультминутка.

Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка - влево.

9 Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

Учащиеся выполняют синтаксический разбор простого предложения, передавая в группе по кругу листок с разбором.


Взаимопроверка в группах

10 задание. На доске картина. Каждой группе записать по слову с картины. Потом придумать одно предложение , чтобы все слова были в этом предложении. Предложение с прямой речью.

11 задание. . Потерялись обращения. (Устная работа. За правильный ответ один золотой команде)

  1. Свет мой ……скажи да всю правду доложи.

  2. Отпусти ты …. меня в море

  3. Поклонись ….. рыбке.

  4. Куда ты….так рано поднялся?

  5. Скушай яблочко…….

  6. ……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

  7. Ой вы гости…… вы откуда и куда?

  8. Ты…. всех милее, всех румяней и белее.

12 Задание. . Расшифруйте схемы предложений.

  1. [ ], а [ ].

  2. [ ],(когда …).

  3. А: "П".

  4. "П", - а.

  5. [О, …]!

Составьте предложения по картине.

Подведение итогов. Рефлексия

Показываем (тучи, солнце)

Мне было интересно…

Я сегодня узнал...

Работа с листом самооценки.

Д.З.

Повторить теорию, синтаксический разбор предложения (поменяйтесь карточками по кругу), творческое задание создать Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» или написать Сказку «Как запятая друзьям помогала?»



Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.


Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.


Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.


Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


1

2

3

4

1

2

3

4


1

2

3

4

1

2

3

4


1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


1

2

3

4

1

2

3

4







Оценочный лист

Ф.И.______________________

Вид работы

Оценка

1.

Словарная диктовка .

2.

Неизвестная планета

3.

Тест

4.

Передай другому. Синтаксический разбор

5.

Схемы предложений. Составить предложения.

Моя оценка за урок :

Оценочный лист

Ф.И.______________________

Вид работы

Оценка

1.

Словарная диктовка .

2.

Неизвестная планета

3.

Тест

4.

Передай другому. Синтаксический разбор

5.

Схемы предложений. Составить предложения.

Моя оценка за урок :

Оценочный лист

Ф.И.______________________

Вид работы

Оценка

1.

Словарная диктовка .

2.

Неизвестная планета

3.

Тест

4.

Передай другому. Синтаксический разбор

5.

Схемы предложений. Составить предложения.

Моя оценка за урок :

Оценочный лист

Ф.И.______________________

Вид работы

Оценка

1.

Словарная диктовка .

2.

Неизвестная планета

3.

Тест

4.

Передай другому. Синтаксический разбор

5.

Схемы предложений. Составить предложения.

Моя оценка за урок :


9

© 2010-2022