- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Синтаксис. Пунктуация (5 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме Синтаксис. Пунктуация (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова О.Ю. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Планкова Татьяна Оттовна
План-конспект урока обобщения материала в 5 классе
Дата: 19.11.2015 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Оборудование:
Раздаточный материал, маркеры.
Ход урока:
Тип урока: повторение.
Форма: дидактическая игра.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
-
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
-
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
-
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Предварительная работа: разделение учащихся на группы, подготовка раздаточного материала.
Ход урока .
-
Организационный момент. Приветствие учителя.
ДАВАЙТЕ посмотрим на ваше настроение (солнышко,туча,туча и солнышко)
2. Стадия вызова (слайд 2). Любите ли вы путешествовать? С какой целью отправляетесь в путешествие? А если вы уже были в этом месте, будет ли вам путешествие интересно?
Эпиграфом нашего урока станут слова известного французского писателя и философа Альберта Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».
-
Сообщение темы и вида урока. У нас сегодня не простой урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по большой стране, которая называется ? («Синтаксис».) Началось это путешествие в октябре, и вот пришла пора прощаться с этой удивительной страной. Определите цель нашего урока.
-
Мотивация. Изучение синтаксиса и пунктуации не завершается на этом, и от того,
какие мы получили знания и навыки, зависит наша дальнейшая учеба, цель которой - открыть дверь в мир удивительно прекрасного русского языка.
Итак, путешествие начинается.
- У нас есть препятствие . Словарная диктовка.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному человеку от каждой команды).
СинтАксис, грамМатическая основа, предлОжение, чудеСный, благОдарю, разгАдать, пожалу…ста, обЪединять, тишИна ( Проверка)
-
«Блиц-опрос»«Теоретическая разминка».
Вопросы командам:
-
Что изучает синтаксис?
-
Какие предложения по цели высказывания вам известны??
-
Какие предложения по интонации вы знаете?
-
Что изучает пунктуация?
-
Что такое грамматическая основа предложения?
-
Какие члены предложения называются однородными?
-
Что такое прямая речь?
-
Что такое словосочетание?
-
Назовите второстепенные члены предложения?
-
Неизвестная планета».
У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков. Чтобы поселить в домики жильцов необходимо вспомнить виды словосочетаний.
Расселите в домики словосочетания.
Удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далёкий горизонт, долина реки, приближаться к реке.
Удивительная картина
Далёкий горизонт
Долина реки
7 этап: «Грамматический калейдоскоп».
Задание выполняется по Презентации. Отвечает команда, быстрее поднявшая руку. За правильный ответ - 1 жетон.
-
Укажите среди данных предложений повествовательные:
- Закружилась листва золотая.
- Как хорошо бродить по осеннему лесу!
- Полюбуйся красотой осеннего леса.
-
Восклицательный знак нужно поставить в конце следующих предложений:
- Дубравы пышные, где ваше одеянье
- Как красиво осенью в лесу
- Наступила поздняя осень
-
Определением в этом предложении является слово:
Прекрасна и неповторима золотая осень!
-
В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
- В ноябре зима с осенью борется.
- Ноябрь зиме родной батюшка.
- Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
-
В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах:
- Ласточки и дрозды летят в тёплые края стаями.
- Отправилась осень в поля, в луга.
- Листья задрожали, оторвались, и полетели.
8. Тест . ( Поставьте себе оценку)В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1
2
3
4
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
-
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
-
Б) Сад отцветал и темнел.
-
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
-
Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
-
А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
-
Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
-
Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
-
Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
-
А) Музыка в траве приутихла.
-
Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
-
В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
-
Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
-
А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
-
Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
-
В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
-
Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?
Физкультминутка.
Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка - влево.
9 Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Учащиеся выполняют синтаксический разбор простого предложения, передавая в группе по кругу листок с разбором.
Взаимопроверка в группах
10 задание. На доске картина. Каждой группе записать по слову с картины. Потом придумать одно предложение , чтобы все слова были в этом предложении. Предложение с прямой речью.
11 задание. . Потерялись обращения. (Устная работа. За правильный ответ один золотой команде)
-
Свет мой ……скажи да всю правду доложи.
-
Отпусти ты …. меня в море
-
Поклонись ….. рыбке.
-
Куда ты….так рано поднялся?
-
Скушай яблочко…….
-
……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
-
Ой вы гости…… вы откуда и куда?
-
Ты…. всех милее, всех румяней и белее.
12 Задание. . Расшифруйте схемы предложений.
-
[ ], а [ ].
-
[ ],(когда …).
-
А: "П".
-
"П", - а.
-
[О, …]!
Составьте предложения по картине.
Подведение итогов. Рефлексия
Показываем (тучи, солнце)
Мне было интересно…
Я сегодня узнал...
Работа с листом самооценки.
Д.З.
Повторить теорию, синтаксический разбор предложения (поменяйтесь карточками по кругу), творческое задание создать Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» или написать Сказку «Как запятая друзьям помогала?»
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
9