- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему Почему Русалочка не стала мешать счастью принца? (6 класс)
Урок литературы на тему Почему Русалочка не стала мешать счастью принца? (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тропина Н.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
Технологическая карта урока
(литература , 6 класс)
-
Учитель: Тропина Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры
-
Тема урока: Почему Русалочка не стала мешать счастью принца?
-
Цель урока: Воспитание нравственных ценностей через образ литературного героя
Планируемые результаты:
Предметные: давать характеристику литературного героя, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; строить рассуждения.
Метапредметные: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
формирование восприятия текста как произведения искусства.
-
Тип урока: Урок - рефлексия
-
Базовая технология: Технология проблемного диалога и технология продуктивного чтения
-
УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева Литература .6 класс. ОС «Школа 2100»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые
результаты
Организационный
момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
Этап мотивации
Вводное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с биографией Г.Х.Андерсена и его сказкой «Русалочка». Проанализировали пейзаж и объяснили его роль для раскрытия образа главной героини. Говорили о событиях, которые происходят в произведении. Сегодня нам предстоит понять «скрытый» смысл сказки, ведь не зря она находится в разделе «Сказки для взрослых»
Этап актуализации и пробного учебного действия
Давайте обратимся к финалу сказки. Откройте стр.66 учебника и прочитаем концовку произведения.
-Какие вопросы вам хотелось бы задать автору?
-Какие вопросы вам хотелось бы задать Русалочке как главной героине сказки?
-Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: почему Русалочка не стала мешать счастью принца? Этот вопрос и будет нашей темой урока.
(Запись темы урока в тетрадь)
Ученик читает финал сказки
Варианты вопросов детей
Познавательные УУД
- Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации - фактуальную, текстовую и концептуальную.
-Пользоваться приёмами изучающего чтения.
- Пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Регулятивные УУД
-Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Этап целеполагания и построения проекта коррекции затруднений
-Что нам нужно будет сделать в ходе урока, чтобы ответить на поставленный вопрос?
То есть, нам нужно дать частичную характеристику литературному герою.
Итак, для того чтобы понять мотивы поступков Русалочки, обратимся к образу Русалки как мифологическому образу.
-Русалки стремились к людям, чтобы обрести душу.
-Для чего нужна душа?
Каждого ли мы можем назвать душевным человеком?
-Какими качествами должен обладать душевный человек?
Учащиеся выдвигают версии об анализе образа главной героини сказки Русалочки через ее поступки, черты характера
Учащийся с индивидуальным домашним заданием рассказывает о русалках как мифологических образах
Учащиеся отмечают, что у Русалочки есть душа. Человек с душой должен уметь любить, любовь не всегда бывает счастливой, а это значит, он может страдать, переживать, обладать самопожертвованием.
Реализация построенного проекта
На доске записываются слова: ЛЮБОВЬ, СТРАДАНИЕ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
-Что они означают?
Попробуем доказать, что Русалочка умела любить, что она страдала от своей любви, что она принесла себя в жертву ради любви.
Работа в группах. Выстраивание связного ответа, содержащего аргументы
Оцените свою работу
Дети дают толкования слов. Ученица с индивидуальным домашним заданием дает справку из толкового словаря
Учащиеся работают в группах
1 группа. Доказать, что Русалочка умела любить. Работа с эпизодами из текста
2 группа. Доказать, что она страдала от своей любви. Работа с эпизодами из текста
3 группа. Доказать, что Русалочка обладала самопожертвованием. Работа с эпизодами из текста
Представление результатов
Оценивание своей работы по алгоритму
Познавательные УУД
-Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
-Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
-Осуществлять анализ и синтез.
-Устанавливать причинно-следственные связи.
-Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД -Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
-Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Этап рефлексии деятельности
-Можем ли мы дать теперь ответ на вопрос, поставленный в начале урока?
-Почему Русалочка не стала мешать счастью принца?
Выводы детей
Итог урока
Образ Русалочки - образ любви в высоком понимании. Любовь, которая направлена на другого, любовь жертвенная. Любовь, которая дана не каждому. Именно Русалочке на родине Г.Х.Андерсена поставлен памятник.
Мы привыкли, что в сказках добро побеждает зло. Случилась ли данная закономерность в этой сказке?
Не хотелось бы вам по-другому закончить эту сказку?
Давайте попробуем направить свои предложения автору и написать к нему свое обращение. На столе лежат листочки с заготовленными клише. Домашнее задание - написать обращение к автору, в котором вы выскажете свое мнение о финале сказки. Не забудьте, что доказать свое мнение требуется не менее, чем тремя аргументами.
Дети с инд. заданиями оценивают свою работу
Личностные результаты
- Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
- Формирование восприятия текста как произведения искусства