Памятки по русскому языку Подготовка к сочинению по типу С

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка 1

Основная проблема - это та,

  • которая стала объектом раздумий автора

  • над которой он в основном размышляет

  • к которой он неоднократно возвращается

  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция

Памятка 2

Автором проблема может быть

  • поставлена

  • изложена

  • рассмотрена

  • выдвинута

  • затронута

  • поднята

  • сформулирована

  • исследована

  • проанализирована

Памятка 3

В тексте

  • исследуется

  • анализируется

  • поднимается

  • рассматривается

  • зПамятки по русскому языку Подготовка к сочинению по типу СПамятки по русскому языку Подготовка к сочинению по типу Сатрагивается

проблема (чего?) (род.пад):

нравственного выбора, экологии, добра и зла…

Памятка 4

Оценочные слова (без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!)

  • с удовольствием прочитал…

  • нельзя остаться равнодушным…

  • к сожалению…

  • к немалому удивлению, узнал, что…

  • убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя

  • разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

  • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение

  • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что…

  • интересно то, как автор…

Памятка 5

Аргументами также являются

  • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

  • имена исторических деятелей

  • ссылки на признанные авторитеты и их произведения

  • свидетельства очевидцев

  • названия событий

  • цитаты, даты

  • различные факты (место, обстоятельства, участники событий)

  • собственные наблюдения и выводы

  • положения официальных документов

  • различные общественные законы

  • законы природы

  • народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.

  • статистические данные

  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

  • примеры из жизни окружающих

Памятка 6

В комментарии не должно быть

  • пересказа исходного текста или любой его части

  • рассуждений по поводу всех проблем текста

  • пояснений действий героев текста

  • общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем

Памятка 7

Авторская позиция может быть выражена

Чётко, прямо, непосредственно:

  • в названии текста

  • в отдельных предложениях текста

  • через ряд аргументов

Через модальный план текста

  • риторические вопросы

  • риторическое восклицание

  • порядок слов

  • лексические повторы

  • оценочную лексику

  • модальные слова и частицы

  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений

Памятка 8

Языковые клише для выражения авторской позиции

  • автор считает, что…

  • автор утверждает, что…

  • автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна

  • автору важно убедить читателя в том, что…

  • бесспорно мнение автора в том, что…

  • цель автора - заставить читателя обратить внимание не…

  • задача автора - убедить читателя обратить внимание на…

  • автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:…

  • автор подводит читателя к мысли о том, что…

  • автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  • решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…

  • «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста

  • «…» - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста

  • «…» - это высказывание точно отражает позицию автора

  • … - вот основная идея (мысль) текста

  • «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию

  • … - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию

  • … - в предложении звучит прямая авторская оценка

  • … - все это позволило автору выразить мысль о том, что…

  • … - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы

  • … - вот итог авторских раздумий по основной проблеме

  • Позиция автора очевидна:…

Памятка 9

Этическая ошибка связана с проявлением речевой агрессии как внешне выраженным, так и скрытым. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.

Памятка 10

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…

  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях

  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…

  • Автор, несомненно, прав, утверждая, что… но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как…

  • Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…

  • По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…

  • Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…

  • Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но насколько я знаю, есть и такая точка зрения:…

  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…

  • Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…

  • Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…

  • Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что…

  • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…

  • Вызывает сомнение тезис о том, что…

  • Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений

  • Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений

  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора

Памятка 11

Что такое комментарий

Прокомментировать проблему - значит

  • показать степень понимания текста;

  • умение видеть его важнейшие аспекты;

  • понять замысел автора;

  • понять ход авторской мысли.

Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.


Памятка 12

говорим об актуальности проблемы

  • Проблема морально-этическая; нравственная.

  • Актуальная (почему?)

потому что дает возможность понять:

  • Что значит быть…?

  • Почему … - это не только …., но и …, и …?

  • Как овладеть искусством стать…?

потому что

  • заставляет задуматься об ответственности быть …;

  • позволяет увидеть один из вариантов истинного …;

  • понять, что …. принимает на себя массу проблем и обязательств;

  • помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение … и т.п.


© 2010-2022