- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Памятки по русскому языку Подготовка к сочинению по типу С
Памятки по русскому языку Подготовка к сочинению по типу С
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волохова Е.Ю. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Памятка 1
Основная проблема - это та,
-
которая стала объектом раздумий автора
-
над которой он в основном размышляет
-
к которой он неоднократно возвращается
-
по которой отчётливо заявлена авторская позиция
Памятка 2
Автором проблема может быть
-
поставлена
-
изложена
-
рассмотрена
-
выдвинута
-
затронута
-
поднята
-
сформулирована
-
исследована
-
проанализирована
Памятка 3
В тексте
-
исследуется
-
анализируется
-
поднимается
-
рассматривается
-
затрагивается
проблема (чего?) (род.пад):
нравственного выбора, экологии, добра и зла…
Памятка 4
Оценочные слова (без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!)
-
с удовольствием прочитал…
-
нельзя остаться равнодушным…
-
к сожалению…
-
к немалому удивлению, узнал, что…
-
убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
-
разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
-
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
-
возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что…
-
интересно то, как автор…
Памятка 5
Аргументами также являются
-
ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
-
имена исторических деятелей
-
ссылки на признанные авторитеты и их произведения
-
свидетельства очевидцев
-
названия событий
-
цитаты, даты
-
различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
-
собственные наблюдения и выводы
-
положения официальных документов
-
различные общественные законы
-
законы природы
-
народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.
-
статистические данные
-
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
-
примеры из жизни окружающих
Памятка 6
В комментарии не должно быть
-
пересказа исходного текста или любой его части
-
рассуждений по поводу всех проблем текста
-
пояснений действий героев текста
-
общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем
Памятка 7
Авторская позиция может быть выражена
Чётко, прямо, непосредственно:
-
в названии текста
-
в отдельных предложениях текста
-
через ряд аргументов
Через модальный план текста
-
риторические вопросы
-
риторическое восклицание
-
порядок слов
-
лексические повторы
-
оценочную лексику
-
модальные слова и частицы
-
ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
Памятка 8
Языковые клише для выражения авторской позиции
-
автор считает, что…
-
автор утверждает, что…
-
автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна
-
автору важно убедить читателя в том, что…
-
бесспорно мнение автора в том, что…
-
цель автора - заставить читателя обратить внимание не…
-
задача автора - убедить читателя обратить внимание на…
-
автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:…
-
автор подводит читателя к мысли о том, что…
-
автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
-
решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…
-
«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста
-
«…» - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста
-
«…» - это высказывание точно отражает позицию автора
-
… - вот основная идея (мысль) текста
-
«…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию
-
… - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию
-
… - в предложении звучит прямая авторская оценка
-
… - все это позволило автору выразить мысль о том, что…
-
… - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы
-
… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме
-
Позиция автора очевидна:…
Памятка 9
Этическая ошибка связана с проявлением речевой агрессии как внешне выраженным, так и скрытым. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов.
Памятка 10
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
-
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
-
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
-
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях
-
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
-
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
-
Автор, несомненно, прав, утверждая, что… но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как…
-
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…
-
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…
-
Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…
-
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но насколько я знаю, есть и такая точка зрения:…
-
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
-
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
-
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
-
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что…
-
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
-
Вызывает сомнение тезис о том, что…
-
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений
-
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений
-
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора
Памятка 11
Что такое комментарий
Прокомментировать проблему - значит
-
показать степень понимания текста;
-
умение видеть его важнейшие аспекты;
-
понять замысел автора;
-
понять ход авторской мысли.
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Памятка 12
говорим об актуальности проблемы
-
Проблема морально-этическая; нравственная.
-
Актуальная (почему?)
потому что дает возможность понять:
-
Что значит быть…?
-
Почему … - это не только …., но и …, и …?
-
Как овладеть искусством стать…?
потому что
-
заставляет задуматься об ответственности быть …;
-
позволяет увидеть один из вариантов истинного …;
-
понять, что …. принимает на себя массу проблем и обязательств;
-
помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение … и т.п.