Русский язык 5 класс Буквы з-с на конце приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока - урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный этап.

Добрый день, я рада приветствовать вас на .Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: "Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке".

Я желаю вам успеха.


II Проверка домашнего задания:

1. Сначала мы проведём небольшую разминку.


  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

  3. Какие морфемы вам известны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.

  4. Что такое корень?

  5. Что такое приставка?

  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения)

  7. Назовите неизменяемые приставки.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

ЖРусский язык 5 класс Буквы з-с на конце приставокили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

- Исходя из темы, определите цели урока.


  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда -с.

  2. Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

  3. графически обозначать изученную орфограмму).


Мотивация

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель - с целью урока.

- Определите объект исследования. ( слова с приставками)

- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

безграничный бескрайний

разбросать распустить

известить испортить

вздыхать вспомнить

возместить восхождение

низвергать ниспадать

- Давайте составим план исследования.

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника

V. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Упр 437 фронтально,

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети хлопают в ладоши, если с молчок.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

Работа с лингвистическим текстом.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться - чётко слышится звук з. Но мы - то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.


  1. Упр ------- ( в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант - с на конце приставки)

Вздыхать Исправить

Разглядеть расцвет

Разбег вскарабкаться

Безбрежный беспомощный

Возглас расположиться

Безграничный беспредельный

Изморозь рассмотреть

Чрезмерный рассвет

расписание

( справиться, сгибать, списать)


2. Тестовые задания.

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

  2. бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

  3. ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;

  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;

2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;

3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;

Самопроверка (ответы на доске).

1. 1

2. 3

3. 2

4. 2

5. 2


3. Разноуровневые задания

«3»

Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З - часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«4»

К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока)

«5»

Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)




VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

«3»

1 уровень

Упр

«4»

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана - бесплановая работа.

Без заботы - ...,
без крыльев - ...,
без дома - ...,
без края - ...,
без конца - ...,
без руки - …,
без хозяйства - ...,
без цели - ...,
без работы - ...,
без толка - …

«5»

3 уровень

Соединить буквы з и с с согласными, составить слова

Русский язык 5 класс Буквы з-с на конце приставок

VII. Этап подведения итогов урока

- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

IX. Этап рефлексии

Работаем с нашим светофором

зелёный - я понял материал урока;

жёлтый - у меня остались вопросы;

красный - я бы ещё хотел проработать эту тему.

Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?

Давайте снова обратимся к девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


© 2010-2022