Занятие литературнотворческого кружка на тему Метафора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОТВОРЧЕСКОГО КРУЖКА НА ТЕМУ «Метафора»

Цель: углубить у учащихся знания изобразительно-художественных средств по сравнению с знаниями, полученными на уроках литературы; научить находить метафоры в художественных текстах; научить самих создавать метафоры; развивать вкус к хорошему языку, к хорошей литературе.

Оборудование: стихотворные тексты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

У В.Шефнера есть такое стихотворение:

Гаснет русская словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: "Как сердцу высказать себя!?" - восклицал Ф.И.Тютчев. Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота - не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека - суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение... Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства? (Средства выразительности).

Учитель: По-другому они называются "тропы". Какие тропы вы знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы, гиперболы…)

Каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. (Метафора)

Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Что же это такое? (Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа).

А что лежит в ее основе? (Сравнение).

Сравнение - это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры? (В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов).

Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить? (Найти сходство по отдельным признакам).

Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре? (Загадки).

Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания:

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого.

"Здесь одиночество меня поймало в сети". А. Ахматова

"Души застыли под коркою льда". В. Высоцкий

Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной? (Лед может таять, души могут ожить от теплого слова..).

Часто поэты используют для создания образа явления природы. Недавно шёл дождь. Давайте опробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову "дождь".

Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

Самостоятельная работа под звук дождя, записанный на аудиокассету.

Прочтите свои работы, а те которые понравятся больше, записывайте.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы...

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся (5-6 примеров), называя при этом метафоры и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.

Чтение отрывков:

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях - тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!

Н. Рыленков.

2. Слов моих сухие листья ли

Заставят остановиться,

Жадно дыша?

Дай хоть

Последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

В. Маяковский

3 …Предательство, предательство -

Души незаживающий ожог.

А. Городницкий

4 О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

С. Есенин

Придумывание метафор (15-20 мин)

Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша, но не растет…», про пылесос: «Хобот есть, а мышей не боится…».

Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня мы научимся придумывать метафоры - интересные, красочные, необычные сравнения.

Например, лампочка что делает? - светит, светит как что? - как солнце, а где это солнце находится - дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце».

Или пылесос - он засасывает воздух и выдувает его, похоже на ветер, только этот ветер в комнате - вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»…

Последовательность сочинения метафоры (записана на доске)

Что? (Выбрать объект.)

Что делает? (Назвать действие объекта.)

На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)

Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.)

П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.)

Примечание

Данный алгоритм не является строгим, допускаются небольшие отступления от него с целью усиления метафоры.

Слова для придумывания метафор по алгоритму: луна (небесный сыр), подсолнух (огородное солнышко), расческа (карманные грабли), чайник (кухонный вулкан), будильник (настольный петух), дождь (небесные слезы).

Можно предложить детям придумать свои метафоры (можно в виде загадок), а класс должен определить, что загадано.

Бывают метафоры мертвые (именно переносное значение):

лист бумаги ,ишак - упрямый человек, стрелка часов, ветер плачет, корень слова, кукла - бездушная женщина,

снежная каша - полужидкая масса снега

Авторские (свежие, оригинальные метафоры) несут в себе особенности стиля художника. Её нельзя повторить, её можно только цитировать.

«Глупая вобла воображения» (Маяковский)

«Стекло стрекоз сновало по щекам» (Пастернак)

«Приливы и отливы рук» (Мандельштам)

«Костер рябины красной» (Есенин)

Домашнее задание: найти в художественных текстах метафоры и попытаться придумать свои метафоры.

В итоге занятия читаю стихотворение о сравнениях Ю. Мориц «Что на что похоже?»:

На горе шумит ветла,

На ветле жужжит пчела,

Полосатая как зебра.

В нашу лодку иногда

Набирается вода.

В глубине плывет звезда

Серебристая, как рыба.

В роще клены и дубы,

А под ними есть грибы,

Каждый гриб похож на зонтик.

Вышел месяц молодой,

Небо кажется водой,

Туча кажется волной,

Месяц лодкой деревянной,

До чего же все похоже!

Значит, я, наверно, тоже

На кого-нибудь похож?

Я пошел и крикнул козам,

Овцам, уткам и стрекозам:

- На кого же я похож?

Белый козлик повернулся,

По-козлячьи улыбнулся

И сказал по-человечьи:

- Разве ты не видишь сам?

Ты добрее, чем теленок,

Веселее, чем козленок.

Ты совсем еще ребенок,

Но похож на человека!












5

© 2010-2022