- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по литературе Живое слово
Программа элективного курса по литературе Живое слово
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Храмова Г.Л. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования Администрации Сосновского муниципального района
МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1
Сосновского муниципального района Нижегородской области
Программа
элективного курса
по литературе «Живое слово»
Выполнила учитель высшей категории
русского языка и литературы
МБОУ Сосновская СОШ №1
Сосновского района Нижегородской области
Храмова Галина Львовна
п. Сосновское
2014 год
ВВЕДЕНИЕ
В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играет работа со словом.
«Живое слово» становится для ребят не только «окном в мир», но и формирует их жизненные идеалы и нравственные ценности, способствует социализации личности.
Данная программа представляет одно из направлений работы по воспитанию и развитию социальной и творческой личности, способной интеллектуально совершенствовать личность обучающегося, формирует культуру обучающегося и стимулирует активность в выборе его дальнейшей профессии.
На занятиях курса «Живое слово» ребята познакомятся с текстами различных жанров, освоят навыки поиска информации в различных источниках, научатся систематизировать материал, познакомятся с композиционными формами сочинений, поупражняются в создании стихов, приобретут коммуникативные навыки, испытают радость творчества.
Данную программу можно применять в работе любому творчески работающему педагогу, библиотекарю, педагогу дополнительного образования с обучающимися 10 - 11классов. Программа рассчитана на двухгодичное обучение, 68 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЖИВОЕ СЛОВО»
Актуальность программы связана с социально - творческим развитием личности, профессиональным выбором обучающегося, социализацией и личностным ростом.
Системная работа со словом развивает как устную, так и письменную речь, даёт возможность реализоваться в работе со словом, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, помогает развить творческие способности ученика, его профессиональные качества, помогает определиться с выбором профессии.
Умение красиво и эмоционально говорить и писать сочинение не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы как элективного курса учебного плана обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой, развить в себе словесную культуру, коммуникативные навыки, необходимые в различных профессиях направленностью «человек - человек».
Занятия по данной программе предполагает личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащегося и учит их свободно и творчески мыслить. Работа направлена на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного и «душевного» таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, способности нестандартно мыслить.
Цель программы:
- создать условия для социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, нравственного роста;
- формировать коммуникативную и языковую культуру;
- развивать дар слова.
Задачи.
Обучающие:
- изучение композиционных форм сочинений, основы журналистского творчества;
- формирование коммуникативной компетенции и приобретение первичного опыта в работе с «живым словом»;
- формирование практических навыков в создании школьного рукописного и печатного издания.
Воспитывающие:
- пробуждение интереса к работе с «живым словом»;
- формирование навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, умения вести диалог с самим собой, обществом, жизнью;
- воспитание культуры речи и культуры поведения
Развивающие:
- развитие творческих способностей, интересов личности обучающегося;
- расширение кругозора;
- формирование профессионального выбора.
Программа «Живое слово» по форме организации является модульной и делится на 4 блока, включающие в себя:
-
Речь устная и письменная
-
Композиционные формы творческих работ
-
Основы журналистики
-
Издательская деятельность
В каждом разделе - теоретический блок и творческая работа. Результатом данной работы должны стать творческие работы обучающихся, представленные на заключительном занятии, Дне сюрпризов, и оформленные в школьные рукописные журналы и Портфолио собственных достижений обучающегося.
Результатом раздела «Издательская деятельность» должна стать общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь».
Главным критерием достижения результата являются творческие работы учащихся на разнообразные темы, которые можно использовать в работе со школьниками учителям - предметникам, руководителям кружков. Данная работа со старшеклассниками подразумевает участие ребят в творческих конкурсах различных уровней, публикацию материала в СМИ, подготовку к части С экзамена пол русскому языку в форме ЕГЭ.
По цели обучения данная программа профессионально- прикладная: готовит старшеклассника в профессиональном плане, развивает его внутреннюю культуру.
По уровню освоения данная программа профессионально ориентированная: практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся освоение и закрепление профессиональных знаний, умений, навыков, разовьёт коммуникативную культуру.
В процессе занятий ребята пишут творческие работы разных жанров, участвуют в работе творческих мастерских, посещают экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, общаются с теми, кто любит и ценит «живое слово», с поэтами - земляками.
Программа элективного курса «Живое слово» рассчитана на 2 учебных года общим объёмом 68 часов.
Данная программа является результатом многолетней системной работы учителя по работе с «живым словом» и составлена на основании программы факультативных курсов «Журналистика в школе» и «Русская речь».
Программа доступна для реализации любому творческому педагогу независимо от его специализации.
Итоги реализации программы
К концу первого года обучения обучающиеся должны получить полное представление о видах речевой деятельности, освоить навыки словесного рисования, уметь создавать тексты в различных композиционных формах, освоить навыки поиска информации в различных источниках.
К концу второго года обучения обучающиеся должны приобрести навыки журналистского мастерства, уметь собирать, систематизировать материал, самостоятельно выпускать школьную газету.
Чтобы приобретённые умения, знания и навыки совершенствовались, педагогу необходимо спланировать экскурсии по памятным местам родного края, поездки за пределы области, встречи с интересными людьми как в течении учебного года, так и каникулярное время.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЖИВОЕ СЛОВО»
(68 часов)
№
Название раздела
Всего
часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Формы контроля
1
Устная и письменная речь
10
2
8
Беседа, реферативная или исследовательская работа,
портфолио творческих работ
2
Композиционные формы творческих работ
24
8
16
Беседа, реферативная или исследовательская работа,
портфолио творческих работ
3
Основы журналистики
14
4
10
Проект,
портфолио творческих работ
4
Издательская деятельность
20
5
15
Общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь,
портфолио творческих работ, мастер - классы
Развёрнутое тематическое планирование элективного курса
«Живое слово» 1 год обучения (10 класс)
№
Название раздела
Всего часов
Теоретические
Практические
Форма контроля
РАЗДЕЛ 1
«Устная и письменная речь»:
10
2
8
Беседа, реферативная или исследовательская работа, сочинение,
портфолио творческих работ
1
Вводное занятие
1
Учение психолингвистов о видах речевой деятельности
Беседа
2
1
Сочинение «Хочешь узнать человека - вслушайся в его речь»
Сочинение
3
2
Сочинение - эссе по письмам Д. С. Лихачёва
Сочинение
4
3
Письмо самому себе
Сочинение
5
4
«Неожиданное» письмо в будущее
Исследовательская работа (по выбору обучающихся)
6
5
Словесное рисование
Сочинение
7
2
Определение понятия. Способы определения понятий (описательный, синонимический, антонимический, перечислительный
Беседа
8
6
История фразеологизмов
Исследовательская работа (по выбору обучающихся)
Творческая работа
9
7
Использование приёма сравнения в поэтической речи как способ выражения действительности
Сообщение учащихся на лингвистическую тему. (Устная монологическая речь)
10
8
День творческих сюрпризов «Читательское удовольствие»
Портфолио творческих работ обучающихся
Раздел 2.
Композиционные формы творческих работ
24
8
16
Беседа, реферативная или исследовательская работа, мини - спектакль,
портфолио творческих работ
11
1
Киносценарий как диалогическая форма устной речи
Беседа
12
1
Составление киносценария по рассказу И. Бунина «Господин из Сан - Франциско»
Мини - спектакль
13
2
Составление киносценария по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Мини - спектакль
14
3
Составление киносценария по произведению В. Закруткина «Матерь человеческая»
Мини - спектакль
15
2
Парцелляция как средство выразительности речи
Беседа
16
4
Использование парцелляционных конструкций в письменной речи
Сочинения
Исследовательская работа (по выбору обучающихся
17
3
Антитеза как средство выразительности речи
Беседа
18
19
5 -6
Психологический портрет. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой)
Беседа
Исследовательская работа (по выбору обучающихся
20
4
Рассуждение на литературную тему
Беседа
218
7
Сравнительная характеристика
героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»
Сочинения
22
8
Творческая работа «Герой нашего времени»
Сочинения
Исследовательская работа (по выбору обучающихся)
23
9
Творческая работа «О чём говорят деревья»
Сочинения
24
10
Творческая работа «Слышу голос из прекрасного далека…»
Сочинения
25
11
Творческая работа «Что в имени тебе моем…»
Сочинения
Исследовательская работа (по выбору обучающихся)
25
27
5-6
Встреча с поэтами - земляками «Как не любить мне эту землю…»
28
29
7-8
Анализ поэтического текста
30
31
12-13
Творческая работа по разделу «Палитра красок человеческой души»
Стихотворения
32
33
14 -15
«Величие и красота в жизни и литературе»
Сочинения
Исследовательская работа (по выбору обучающихся)
34
16
День творческих сюрпризов «Час душевного взросления»
Портфолио работ
ИТОГО: 34 часа
Теория - 10 часов
Практика - 24 часа
Развёрнутое тематическое планирование элективного курса
«Живое слово» 2 год обучения (11 класс)
№
Название раздела
Всего часов
Теоретические
Практические
Форма контроля
Раздел 3
«Основы журналистики»
14
4
10
Проект, творческие работы,
портфолио творческих работ
1
1
Вводное занятие.
Знакомство с понятием «журналистика»
Беседа
2
2
Встреча с журналистом - профессионалом «Пальцы просятся к перу, перо - к бумаге…»
Беседа
Проект (по желанию обучающегося)
3
4
1-2
Мастерская жанров
Творческая работа
5
3
Репортаж
Творческая работа
6
4
Интервью
Творческая работа
7
5
Библиография и аннотация
Творческая работа
8
6
Рецензия
Творческая работа
9
7
Типы заметок
Творческая работа
10
8
Очерк, статья
Творческая работа
11
9
Рассказ.
Юмористический рассказ
Творческая работа
12
3
Законы СМИ
Беседа
13
4
Социология как составная часть журналистских знаний
Беседа
14
10
День творческих сюрпризов «Журналист - шоу»
( с приглашением журналиста - профессионала
Портфолио творческих работ
Раздел №4
Издательская деятельность
20
5
15
Общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь,
портфолио творческих работ, мастер - классы
15
16
1-2
Мастер - класс «Структура издания»
Беседа
17
18
3-4
Экскурсия в редакцию
местной газеты
Беседа
19
5
Структура издания.
Виды и типы школьных газет
Беседа
20
1
Газета в школе
Мастер - класс
21
2
Композиция полосы
Мастер - класс
22
3
Выделение материала на газетной полосе, приёмы
Мастер - класс
23
4
Первая страница
Мастер - класс
24
5
Заголовки и иллюстрации
Мастер - класс
25
6
Фото-класс
Портфолио работ
26
7
Реклама
Портфолио работ
27
8
Выпуск боевого листка, молнии
Портфолио работ
28
9
Выпуск фотогазеты
Портфолио работ
29
10
Знакомство через Интернет со школьными газетами ОУ, положительные и отрицательные моменты
Мастер - класс
30
31
32
33
34
11 - 15
Создание
общешкольной газеты «От сердца к сердцу мы ищем путь»
Газета для выпускников школы и их родителей «От сердца к сердцу мы ищем путь».
(Прощание со школой)
ИТОГО: 34 часа
Теория: 9 часов
Практика:
25 часов
Педагогическая мастерская
Практическое занятие «День сюрпризов. Час душевного взросления»
Зорко лишь одно сердце.
Цель: творческая мастерская по духовно - нравственному воспитанию личности.
Задачи:
- решение проблемного вопроса «Почему чутко одно сердце?»
- выделение составляющих частей понятия «душевное взросление»
- эмоциональная радость от творческого общения друг с другом
- индивидуальное душевное взросление.
План.
1. Организационный момент.
2. Просмотр фрагмента из кинофильма «Имя МОЁ». Выводы.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Работа «Творческой гостиной» по предложенной теме, ответ на вопрос: «В чём состоит душевное взросление человека?» Творческие работы - по желанию группы (Главные мысли записываются на доске)
4. Рефлексия.
5. Составление тематического портфолио.
Тематический «сюрприз» педагога «О маме - глазами ребёнка…»
Нам о душе не забыть бы…
В. М. Шукшин
Практическое занятие «Типы заметок»
Маленькая, да удаленькая!
Народная мудрость
Цель: знакомство с жанром современной газетной журналистики.
Задачи:
- основные черты заметок;
- типы заметок;
- мини - советы по составлению;
- составление заметок
План.
1. Организационный момент.
2. Презентация на тему «Справка о жанре, основные черты заметок, типы заметок».
3. Работа в группах (заметка событийная, путевая заметка, заметка -анонс, мини - совет и другие)
4. Выступление групп
5. Подарок педагога - заметка - благодарность присутствующим за работу.
6. Рефлексия.
7. Составление тематического портфолио.
Заметка - благодарность (подарок педагога)
Уважаемый пресс - центр МБОУ ССОШ №1! Прошу вас напечатать мои слова благодарности тем, кто неравнодушен к живому великорусскому слову, моим ученикам. Я с удовольствием наблюдаю за их творческим процессом, когда они решают, что хотят написать, как написать и для чего это нужно. По - моему, это настоящие художники слова, кропотливо и настойчиво, порой мучительно работающие с речевым материалом. Но как же ярок этот миг победы, когда правильно подобраны слова, задевающие за душу читателя, звучит удивительно чистый и неповторимый голос людей любящих, мыслящих, мечтающих… Честное слово, общаясь с ребятами, я молодею душой и думаю: «Наше будущее - в надежных руках!»
Учитель русского языка и литературы Г. Л. Храмова
Практическое занятие «Газета в школе» (мастер - класс)
Без идеи не может быть ничего великого!
Без великого не может быть ничего
прекрасного!
Г. Флобер
Цель: знакомство с редакционно - издательской деятельностью в школе и её особенностями.
Задачи:
- знакомство с типами школьных газет;
- знакомство с видами школьных газет;
- развитие умения анализировать собственный результат труда и группы одноклассников;
- создание крепкого творческого коллектива.
План.
1. Организационный момент.
2. Презентация «Типы школьных изданий и виды школьных газет» (газета - приложение, газета - молния, боевой листок, фигурная газета, пресс - бюллетень, дайджест)
3. Работа в группах «Выпуск предложенной газеты» (по выбору обучающихся)
4. Презентация работы группы.
5. Рефлексия.
6. Составление тематического портфолио «Газета в школе».
Литература и интернет - источники
1. jooj.vdv.ru - Шахиджанян В. Учимся говорить публично.
2. pedsovet.org - «Школьная газета»
3. venec.ulstu.ru - О журналистике
4. Абрамов В. П. «Созвездия слов» М. «Просвещение», 2009 - 160 с
5. Ладыженская Т. А. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка». М., «Просвещение», 2010 - 286 с.
6. Львова Ю. Л. «Творческая лаборатория учителя», М, «Просвещение», 2012 - 222с.
7.Никитина Е. И. «Уроки развития речи» . М.,»Дрофа», 2011 - 158 с.
8. Спирина Н. А. «Журналистика в школе», Волгоград6Учитель, 2010 -207 с.
9. Нестеренко О. И. «Краткая история дизайна /Текст/ М. 1994
10. Танкова Л. «Школьная газета от «А» до «Я». Первое сентября , 2003 год -№43 (класс- медиа)