Программа элективного курса по литературе Живое слово

Данная программа представляет одно из направлений  работы по воспитанию  и развитию социальной и творческой личности, способной интеллектуально совершенствовать личность обучающегося, формирует культуру обучающегося и стимулирует активность в выборе  его дальнейшей профессии. На занятиях  курса «Живое слово» ребята познакомятся с текстами различных жанров, освоят навыки поиска информации в различных источниках, научатся систематизировать материал, познакомятся с композиционными формами сочинени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Сосновского муниципального района

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1

Сосновского муниципального района Нижегородской области


Программа

элективного курса

по литературе «Живое слово»

Выполнила учитель высшей категории

русского языка и литературы

МБОУ Сосновская СОШ №1

Сосновского района Нижегородской области

Храмова Галина Львовна


п. Сосновское

2014 год

ВВЕДЕНИЕ

В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играет работа со словом.

«Живое слово» становится для ребят не только «окном в мир», но и формирует их жизненные идеалы и нравственные ценности, способствует социализации личности.

Данная программа представляет одно из направлений работы по воспитанию и развитию социальной и творческой личности, способной интеллектуально совершенствовать личность обучающегося, формирует культуру обучающегося и стимулирует активность в выборе его дальнейшей профессии.

На занятиях курса «Живое слово» ребята познакомятся с текстами различных жанров, освоят навыки поиска информации в различных источниках, научатся систематизировать материал, познакомятся с композиционными формами сочинений, поупражняются в создании стихов, приобретут коммуникативные навыки, испытают радость творчества.

Данную программу можно применять в работе любому творчески работающему педагогу, библиотекарю, педагогу дополнительного образования с обучающимися 10 - 11классов. Программа рассчитана на двухгодичное обучение, 68 часов.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ЖИВОЕ СЛОВО»

Актуальность программы связана с социально - творческим развитием личности, профессиональным выбором обучающегося, социализацией и личностным ростом.

Системная работа со словом развивает как устную, так и письменную речь, даёт возможность реализоваться в работе со словом, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, помогает развить творческие способности ученика, его профессиональные качества, помогает определиться с выбором профессии.

Умение красиво и эмоционально говорить и писать сочинение не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы как элективного курса учебного плана обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой, развить в себе словесную культуру, коммуникативные навыки, необходимые в различных профессиях направленностью «человек - человек».

Занятия по данной программе предполагает личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащегося и учит их свободно и творчески мыслить. Работа направлена на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного и «душевного» таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, способности нестандартно мыслить.

Цель программы:

- создать условия для социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, нравственного роста;

- формировать коммуникативную и языковую культуру;

- развивать дар слова.

Задачи.

Обучающие:

- изучение композиционных форм сочинений, основы журналистского творчества;

- формирование коммуникативной компетенции и приобретение первичного опыта в работе с «живым словом»;

- формирование практических навыков в создании школьного рукописного и печатного издания.

Воспитывающие:

- пробуждение интереса к работе с «живым словом»;

- формирование навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, умения вести диалог с самим собой, обществом, жизнью;

- воспитание культуры речи и культуры поведения

Развивающие:

- развитие творческих способностей, интересов личности обучающегося;

- расширение кругозора;

- формирование профессионального выбора.

Программа «Живое слово» по форме организации является модульной и делится на 4 блока, включающие в себя:

  • Речь устная и письменная

  • Композиционные формы творческих работ

  • Основы журналистики

  • Издательская деятельность

В каждом разделе - теоретический блок и творческая работа. Результатом данной работы должны стать творческие работы обучающихся, представленные на заключительном занятии, Дне сюрпризов, и оформленные в школьные рукописные журналы и Портфолио собственных достижений обучающегося.

Результатом раздела «Издательская деятельность» должна стать общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь».

Главным критерием достижения результата являются творческие работы учащихся на разнообразные темы, которые можно использовать в работе со школьниками учителям - предметникам, руководителям кружков. Данная работа со старшеклассниками подразумевает участие ребят в творческих конкурсах различных уровней, публикацию материала в СМИ, подготовку к части С экзамена пол русскому языку в форме ЕГЭ.

По цели обучения данная программа профессионально- прикладная: готовит старшеклассника в профессиональном плане, развивает его внутреннюю культуру.

По уровню освоения данная программа профессионально ориентированная: практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся освоение и закрепление профессиональных знаний, умений, навыков, разовьёт коммуникативную культуру.

В процессе занятий ребята пишут творческие работы разных жанров, участвуют в работе творческих мастерских, посещают экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, общаются с теми, кто любит и ценит «живое слово», с поэтами - земляками.

Программа элективного курса «Живое слово» рассчитана на 2 учебных года общим объёмом 68 часов.

Данная программа является результатом многолетней системной работы учителя по работе с «живым словом» и составлена на основании программы факультативных курсов «Журналистика в школе» и «Русская речь».

Программа доступна для реализации любому творческому педагогу независимо от его специализации.

Итоги реализации программы

К концу первого года обучения обучающиеся должны получить полное представление о видах речевой деятельности, освоить навыки словесного рисования, уметь создавать тексты в различных композиционных формах, освоить навыки поиска информации в различных источниках.

К концу второго года обучения обучающиеся должны приобрести навыки журналистского мастерства, уметь собирать, систематизировать материал, самостоятельно выпускать школьную газету.

Чтобы приобретённые умения, знания и навыки совершенствовались, педагогу необходимо спланировать экскурсии по памятным местам родного края, поездки за пределы области, встречи с интересными людьми как в течении учебного года, так и каникулярное время.









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЖИВОЕ СЛОВО»

(68 часов)

Название раздела

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Формы контроля

1

Устная и письменная речь

10

2

8

Беседа, реферативная или исследовательская работа,

портфолио творческих работ

2

Композиционные формы творческих работ

24

8

16

Беседа, реферативная или исследовательская работа,

портфолио творческих работ

3

Основы журналистики

14

4

10

Проект,

портфолио творческих работ

4

Издательская деятельность

20

5

15

Общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь,

портфолио творческих работ, мастер - классы





Развёрнутое тематическое планирование элективного курса

«Живое слово» 1 год обучения (10 класс)

Название раздела

Всего часов

Теоретические

Практические

Форма контроля

РАЗДЕЛ 1

«Устная и письменная речь»:

10

2

8

Беседа, реферативная или исследовательская работа, сочинение,

портфолио творческих работ

1

Вводное занятие

1

Учение психолингвистов о видах речевой деятельности



Беседа


2

1

Сочинение «Хочешь узнать человека - вслушайся в его речь»

Сочинение

3

2

Сочинение - эссе по письмам Д. С. Лихачёва

Сочинение

4

3

Письмо самому себе

Сочинение

5

4

«Неожиданное» письмо в будущее

Исследовательская работа (по выбору обучающихся)

6

5

Словесное рисование

Сочинение

7

2

Определение понятия. Способы определения понятий (описательный, синонимический, антонимический, перечислительный

Беседа

8

6

История фразеологизмов

Исследовательская работа (по выбору обучающихся)

Творческая работа

9

7

Использование приёма сравнения в поэтической речи как способ выражения действительности

Сообщение учащихся на лингвистическую тему. (Устная монологическая речь)

10

8

День творческих сюрпризов «Читательское удовольствие»

Портфолио творческих работ обучающихся

Раздел 2.

Композиционные формы творческих работ

24

8

16

Беседа, реферативная или исследовательская работа, мини - спектакль,

портфолио творческих работ

11

1

Киносценарий как диалогическая форма устной речи

Беседа

12

1

Составление киносценария по рассказу И. Бунина «Господин из Сан - Франциско»

Мини - спектакль

13

2

Составление киносценария по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»

Мини - спектакль

14

3

Составление киносценария по произведению В. Закруткина «Матерь человеческая»

Мини - спектакль

15

2

Парцелляция как средство выразительности речи

Беседа

16

4

Использование парцелляционных конструкций в письменной речи

Сочинения

Исследовательская работа (по выбору обучающихся

17

3

Антитеза как средство выразительности речи

Беседа

18

19

5 -6

Психологический портрет. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой)

Беседа

Исследовательская работа (по выбору обучающихся

20

4

Рассуждение на литературную тему

Беседа

218

7

Сравнительная характеристика

героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

Сочинения

22

8

Творческая работа «Герой нашего времени»

Сочинения

Исследовательская работа (по выбору обучающихся)

23

9

Творческая работа «О чём говорят деревья»

Сочинения

24

10

Творческая работа «Слышу голос из прекрасного далека…»

Сочинения

25

11

Творческая работа «Что в имени тебе моем…»

Сочинения

Исследовательская работа (по выбору обучающихся)

25

27

5-6

Встреча с поэтами - земляками «Как не любить мне эту землю…»

28

29

7-8

Анализ поэтического текста

30

31

12-13

Творческая работа по разделу «Палитра красок человеческой души»

Стихотворения

32

33

14 -15

«Величие и красота в жизни и литературе»

Сочинения

Исследовательская работа (по выбору обучающихся)

34

16

День творческих сюрпризов «Час душевного взросления»

Портфолио работ

ИТОГО: 34 часа

Теория - 10 часов

Практика - 24 часа









Развёрнутое тематическое планирование элективного курса

«Живое слово» 2 год обучения (11 класс)

Название раздела

Всего часов

Теоретические

Практические

Форма контроля

Раздел 3

«Основы журналистики»

14

4

10

Проект, творческие работы,

портфолио творческих работ

1

1

Вводное занятие.

Знакомство с понятием «журналистика»

Беседа

2

2

Встреча с журналистом - профессионалом «Пальцы просятся к перу, перо - к бумаге…»

Беседа

Проект (по желанию обучающегося)

3

4

1-2

Мастерская жанров

Творческая работа

5

3

Репортаж

Творческая работа

6

4

Интервью

Творческая работа

7

5

Библиография и аннотация

Творческая работа

8

6

Рецензия

Творческая работа

9

7

Типы заметок

Творческая работа

10

8

Очерк, статья

Творческая работа

11

9

Рассказ.

Юмористический рассказ

Творческая работа

12

3

Законы СМИ

Беседа

13

4

Социология как составная часть журналистских знаний

Беседа

14

10

День творческих сюрпризов «Журналист - шоу»

( с приглашением журналиста - профессионала

Портфолио творческих работ

Раздел №4

Издательская деятельность

20

5

15

Общешкольная газета «От сердца к сердцу мы ищем путь,

портфолио творческих работ, мастер - классы

15

16

1-2

Мастер - класс «Структура издания»

Беседа

17

18

3-4

Экскурсия в редакцию

местной газеты

Беседа

19

5

Структура издания.

Виды и типы школьных газет

Беседа

20

1

Газета в школе

Мастер - класс

21

2

Композиция полосы

Мастер - класс

22

3

Выделение материала на газетной полосе, приёмы

Мастер - класс

23

4

Первая страница

Мастер - класс

24

5

Заголовки и иллюстрации

Мастер - класс

25

6

Фото-класс

Портфолио работ

26

7

Реклама

Портфолио работ

27

8

Выпуск боевого листка, молнии

Портфолио работ

28

9

Выпуск фотогазеты

Портфолио работ

29

10

Знакомство через Интернет со школьными газетами ОУ, положительные и отрицательные моменты

Мастер - класс

30

31

32

33

34


11 - 15

Создание

общешкольной газеты «От сердца к сердцу мы ищем путь»

Газета для выпускников школы и их родителей «От сердца к сердцу мы ищем путь».

(Прощание со школой)

ИТОГО: 34 часа

Теория: 9 часов

Практика:

25 часов









Педагогическая мастерская

Практическое занятие «День сюрпризов. Час душевного взросления»

Зорко лишь одно сердце.

Цель: творческая мастерская по духовно - нравственному воспитанию личности.

Задачи:

- решение проблемного вопроса «Почему чутко одно сердце?»

- выделение составляющих частей понятия «душевное взросление»

- эмоциональная радость от творческого общения друг с другом

- индивидуальное душевное взросление.

План.

1. Организационный момент.

2. Просмотр фрагмента из кинофильма «Имя МОЁ». Выводы.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Работа «Творческой гостиной» по предложенной теме, ответ на вопрос: «В чём состоит душевное взросление человека?» Творческие работы - по желанию группы (Главные мысли записываются на доске)

4. Рефлексия.

5. Составление тематического портфолио.



Тематический «сюрприз» педагога «О маме - глазами ребёнка…»

Нам о душе не забыть бы…

В. М. Шукшин

Программа элективного курса по литературе Живое слово



Практическое занятие «Типы заметок»

Маленькая, да удаленькая!

Народная мудрость

Цель: знакомство с жанром современной газетной журналистики.

Задачи:

- основные черты заметок;

- типы заметок;

- мини - советы по составлению;

- составление заметок

План.

1. Организационный момент.

2. Презентация на тему «Справка о жанре, основные черты заметок, типы заметок».

3. Работа в группах (заметка событийная, путевая заметка, заметка -анонс, мини - совет и другие)

4. Выступление групп

5. Подарок педагога - заметка - благодарность присутствующим за работу.

6. Рефлексия.

7. Составление тематического портфолио.

Заметка - благодарность (подарок педагога)

Уважаемый пресс - центр МБОУ ССОШ №1! Прошу вас напечатать мои слова благодарности тем, кто неравнодушен к живому великорусскому слову, моим ученикам. Я с удовольствием наблюдаю за их творческим процессом, когда они решают, что хотят написать, как написать и для чего это нужно. По - моему, это настоящие художники слова, кропотливо и настойчиво, порой мучительно работающие с речевым материалом. Но как же ярок этот миг победы, когда правильно подобраны слова, задевающие за душу читателя, звучит удивительно чистый и неповторимый голос людей любящих, мыслящих, мечтающих… Честное слово, общаясь с ребятами, я молодею душой и думаю: «Наше будущее - в надежных руках!»

Учитель русского языка и литературы Г. Л. Храмова


Практическое занятие «Газета в школе» (мастер - класс)

Без идеи не может быть ничего великого!

Без великого не может быть ничего

прекрасного!

Г. Флобер

Цель: знакомство с редакционно - издательской деятельностью в школе и её особенностями.

Задачи:

- знакомство с типами школьных газет;

- знакомство с видами школьных газет;

- развитие умения анализировать собственный результат труда и группы одноклассников;

- создание крепкого творческого коллектива.

План.

1. Организационный момент.

2. Презентация «Типы школьных изданий и виды школьных газет» (газета - приложение, газета - молния, боевой листок, фигурная газета, пресс - бюллетень, дайджест)

3. Работа в группах «Выпуск предложенной газеты» (по выбору обучающихся)

4. Презентация работы группы.

5. Рефлексия.

6. Составление тематического портфолио «Газета в школе».





Литература и интернет - источники

1. jooj.vdv.ru - Шахиджанян В. Учимся говорить публично.

2. pedsovet.org - «Школьная газета»

3. venec.ulstu.ru - О журналистике

4. Абрамов В. П. «Созвездия слов» М. «Просвещение», 2009 - 160 с

5. Ладыженская Т. А. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка». М., «Просвещение», 2010 - 286 с.

6. Львова Ю. Л. «Творческая лаборатория учителя», М, «Просвещение», 2012 - 222с.

7.Никитина Е. И. «Уроки развития речи» . М.,»Дрофа», 2011 - 158 с.

8. Спирина Н. А. «Журналистика в школе», Волгоград6Учитель, 2010 -207 с.

9. Нестеренко О. И. «Краткая история дизайна /Текст/ М. 1994

10. Танкова Л. «Школьная газета от «А» до «Я». Первое сентября , 2003 год -№43 (класс- медиа)


© 2010-2022