Программа элективного курса Многоаспектный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на Рассмотрено на Утверждено решением

заседании МО учителей заседании муниципаль- методического совета МОУ

русского языка и ного экспертного совета «СОШ №21»

литературы МОУ Управления Образования

«СОШ № 21» администрации Старооскольского

городского округа

от « 18» апреля 2008г. от «3_» сентября 2008г. от « 01» сентября 2008г.

протокол № 4 протокол № 4 протокол №1



Многоаспектный анализ текста

Элективный курс по русскому языку

10 - 11 класс


Составитель: Лебедева С.Б.





2014-2015 уч. год

1. Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе Программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общеобразовательного образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией А. И Власенкова - М: « Дрофа», 2002 год и инструктивно - методического письма « О преподавании русского языка в 2010 -2011 учебном году». Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа по элективному курсу «Многоаспектный анализ текста» рассчитана на 2 года( 10 -11 класс), предусматривает в 10 классе 35 часов( 1 час внеделю), в 11 классе 34 часа ( 1 час в неделю). Таким образом курс в целом составляет 69 часов. Рабочая программа ориентирована на использование следующей литературы:

  1. Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977

  3. РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988

  4. Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977

  5. БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963

  6. Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976

Программа курса « Многоаспектный анализ текста» предназначена для углубления знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему.

Содержание курса предусматривает углубление навыков работы с текстом на основе закрепления орфографических и пунктуационных умений.

Цель курса - научить грамотному владению устной и письменной речью через многоаспектный анализ текста.

Программа предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.

Построена программа на углублённом изучении структуры текста и его языковых особенностей.

Программа включает в себя:

  1. Теоретический материал

  2. Вопросы и задания практического характера

  3. Вопросы и задания занимательного характера

Цель - способствовать углублённому изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ЕГЭ. Так как из года в год самым слабым звеном в подготовке к ЕГЭ обучающихся является часть С, то данный курс вполне своевременен, охватывает весь объём материала, необходимого для активизации обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту, развивает умение не только видеть его тему и проблему, но и глубоко и верно анализировать, характеризуя художественные средства выразительности.

Часы, отведённые для уроков русского языка по программе, не предусматривают всестороннего изучения стилистики. А ведь это наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения как раз и рассматривается в данном элективном курсе.

Особо важно, что программа «Многоаспектный анализ текста» способствует росту речевой культуры школьников, углубляет и расширяет их языковые знания благодаря различным формам обучения и контроля.

Данный курс пробуждает интерес учащихся к лингвистике, учит правильно и умело пользоваться языковым материалом. Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному.

Реализация данной программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных приёмов и методов, что в изобилии присутствует в курсе «Многоаспектный анализ текста». Особое внимание уделено подбору заданий и упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.

2. Требования к уровню знаний обучающихся

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы: Исходя из задач преподавания курса программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  1. Выполнять лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилей

  2. Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить

учащихся к составлению связных текстов

3. Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять

4. Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки

5. Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера

  1. Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков

  2. Учиться не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания

Формирование навыков филологического анализа литературного текста на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе - итог работы

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

1. Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи

2. Развитие интонационно выразительной речи

3. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи

4. Проведение стилистических экспериментов

5. Развитие логического и абстрактного мышления

Учащиеся должны иметь представление об основных теоретико - литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно подбирать и правильно использовать языковой материал

2. Обогащать свою речь и не переставать учиться у мастеров культуры

3. Находить различия между предметной, понятийной и синонимичной близостью языковых конструкций в тексте

4. Владеть навыками стилистической правки текста

5. Использовать выразительные средства языка

3. Календарно - тематическое планирование

№ п\п

к\ч

Тема

Дата

1-5

5

Введение. Текст и его признаки

6-9

4

Тема, идея, проблематика текста

10-12

3

План, тезисы, конспект

13-15

3

Средства связи предложений в тексте

16-18

3

Речь, формы речи

19 -20

2

Диалог, монолог

21

1

Типы речи

22

1

Сочетание типов речи в одном тексте

23-25

2

Описание действий

26-27

2

Функциональные стили речи

28-29

2

Уроки устной речи

30

1

Сфера использования стиля

31-32

2

Научный стиль, сфера его использования

33-34

2

Публицистический стиль, его основные признаки

35-36

2

Жанры публицистики

37-38

2

Официально -деловой стиль

39-40

2

Художественный стиль

41-47

7

Средства художественной выразительности

48-55

8

Стилистические фигуры

56-62

7

Прозаический и поэтический тексты

63-69

7

Комплексный анализ текста

Распределение учебной нагрузки


№п\п

Раздел

Количество часов

1

Текст и его признаки

15

2

Речь, её формы

10

3

Функциональные стили речи

15

4

Художественные средства выразительности

15

5

Анализ текстов

13


4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Текст и его признаки (15 часов)

Введение. Текст и его признаки( структура текста). Тема, идея, проблематика текста. План( краткий и развёрнутый), тезисы( понятие уметь давать), конспекты( сжатые и развёрнутые). Средства связи предложений в тексте( их знание, умение ими пользоваться).

  1. Речь, её формы. (10 часов).

Речь, формы речи( устная, письменная). Диалог, монолог(ситуации, при которых используются). Типы речи( повествование, описание, рассуждение). Сочетание типов речи в одном тексте. Описание общего вида местности( город, комната). Описание действий живого и неживого предмета).

  1. Функциональные стили речи. (15 часов).

Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.

4. Художественные средства выразительности. (15 часа).

Средства художественной выразительности. Применение их в создании собственных текстов. Работа по текстам мастеров художественного слова Стилистические фигуры.Эпитеты, метафора, анафора, олицетворение, градация- связь и различие между ними

5. Анализ текстов. (13 часа).

Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста. Разница между прозаическим и поэтическим текстами. Правила создания подобных текстов. Работа с частью С заданий ЕГЭ

5.Формы и средства контроля

п\п

к\ч

Формы и методы обучения

Форма и средства контроля

1-5

5

Практическая работа. Составление предложений, работа со словарём.

Устный опрос, взаимопроверка

6-9

4

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановление строки»

10-12

3

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составление рассказа

13 -15

3

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа, конструирование предложений

16 -18

3

Практическая работа

Нахождение алгоритма «расшифровка записи»

19 -20

2

Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группировки словосочетаний

21

1

Семинар, работа в группах

Составление таблицы, работа в парах

22

1

Сообщения учащихся

Сочинение - миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

23

1

Беседа. Практическая работа

Рассказ о спорте. Изложение

24-25

2

Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и короткого предложений

Игра «Будь внимателен!»

26 -27

2

Семинар. Работа в группах

Письменный ответ на вопрос

28-29

2

Практикум

Игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?»

30

1

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Работа с текстом

31 -32

2

Наблюдение поэтического текста, работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

33 -34

2

Работа в группах, работа со словарём

Составление памяток

35 -36

2

Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

37 -38

2

Редактирование стилистических текстов

Устное выступление, доклад, дискуссия

39 -40

2

Стилистическое лото

Рассказ на лингвистическую тему

41 - 47

7

Семинар

Игра «Всё о выразительности», «Найди меня»

48 -55

8

Практикум

Редактирование

56 -62

7

Устный журнал

Игровой рассказ

63 -69

7

Лингвистический карнавал

Определение победителей в 3-х номинациях

6.Обеспеченность учебно - методической литературой:


  1. Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977

  3. РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988

  4. Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977

  5. БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963

  6. Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976

  7. Электронные книги « Уроки русского языка и литературы 11 класс» ( Кирилла и Мефодия)

  8. Мультимедийные приложения к учебнику

  9. Методическое портфолио учителя

  10. ДерягинВ.Я.Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 1978

  11. ОдинцовВ.В.Лингвистические парадоксы.- М.: Просвещение,1976

  12. КодуховВ.И.Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,1984

  13. Учебники «Русский язык 10-11 класс»

  14. Наглядно - дидактический материал

  15. Демонстрационные таблицы

  16. 16.АрсирийА.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2х ч. - ч2.- М.,1967


7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования - принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.

В программе по каждому разделу предусматривается проведение проверочных работ.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологии, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятий

должна быть вузовская система. В связи с этим при изучении курса

предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.

Данный элективный курс можно рекомендовать для классов любого профиля.







© 2010-2022