- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Cтатья: Проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения
Cтатья: Проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анварова А.И. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблемы экологического воспитания и образования
и пути их решения
А.И.Анварова, учитель
русского языка и литературы,
МБОУ «Азбабинская СОШ»
Апастовского муниципального района РТ
Экология - один из серьезных факторов общественного бытия. Здесь пересекаются влиятельные процессы и обстоятельства, на которых строятся формы устойчивого развития. Тем временем экология - это забота не столько о среде обитания, но прежде всего о самом человеке.
В современном языке (и не только в русском) слово «экология» употребляется чрезвычайно часто и во множестве значений. Мы говорим, например, о плохой экологии какого - то района, об экологии России и даже об «экологии культуры».
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.(2, 275)
Известно, что уровень экологической культуры один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель - насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интереса потомков.
Формирование экологического мышления - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. В школе в начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек - природа», последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение, учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения.
Практически на каждом уроке русского языка и литературы затрагиваю вопросы экологической тематики.
Главная цель таких уроков - формирование экологического мировоззрения у ребят, помощь в становлении экологически грамотной личности.
Один из путей экологического воспитания школьников - воспитание любви к родной природе, к ее красоте. Для этого я провожу кружок «Мир вокруг нас», где занимаются учащиеся 5-8 классов. Активная экологическая позиция формируется у школьника, если он сам будет участвовать в исследовательской работе на местности. Ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской, общественно полезной деятельности, они выявляют источники загрязнения и их влияния на растительные сообщества. Такая работа помогает понять многогранность взаимодействия человека с окружающей природой, антропогенного воздействия на нее.
Экологическое образование и воспитание осуществляются в тесной взаимосвязи учебной деятельности (как уже отмечала в тексте) внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий. Я считаю, как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников во время урока, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.
На уроках русского языка и литературы я использую пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М.А.Шолохов: «Величайшее богатство народа - язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллический не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».
Учащиеся на уроках русского языка составляют синквеины.
Синквеин - это стихотворение, которое позволяет описывать суть понятий или определять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение состоит из пяти строк. Например:
Природа
Красивая и нарядная
Любит, дарит, радует
Природу надо уметь видеть и слышать
Красота.
А затем по аналогии создают собственные. Это развивает речь детей, приучает использовать прилагательные, причастия в собственных текстах, развивает наблюдательность и формирует внимание по отношению к частям целого, т.е. способствует формированию навыка анализа. (1, 123)
Итак, поставленные цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, - необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития.
Традиции экологической работы, труда во время летних каникул на пришкольном участке, посадка лесных насаждений, проведение праздников в школе «День леса», «День птиц» развивают у школьников естественно научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.
В 2008 году в школе образовали научное общество учащихся «Хочу все знать!». Основные цели его - изучение природы родного края, пропаганда бережного к ней отношения.
Высший орган научного общества учащихся - собрание, которое проводится дважды в год: в сентябре и в мае. На собрании определяются задачи общества, подводятся итоги работы. Между собраниями работает совет во главе с председателем (это обычно старшеклассник).
Основные формы деятельности НОУ - индивидуальная, секционная, массовая работа.
Индивидуальная работа - это самодельные занятия ребят с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий по теме научного исследования.
Секционная работа включает в себя постановку и проведение экспериментов, обсуждение рефератов, защиту научно-исследовательских, поисковых предложений.
К массовой работе можно отнести общие собрания, конкурсы, олимпиады, тематические вечера, экскурсии, конференции и другие массовые творческие дела.
Экологические знания я пытаюсь популяризовать среди всего населения деревни, выступая со статьями и заметками в районной газете «Звезда», проводя родительские собрания по экологической тематике.
Проблема охраны природы имеет глобальный характер, но в каждом регионе можно выделить свои, местные направления природоохранной деятельности.
Вся проведенная работа способствует еще большему углублению экологических знаний учащихся, из профориентации, воспитанию внимательного и бережного отношения к окружающей природной среде.
Можно ученикам рассказать о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть моей педагогической концепции в ином. Я вижу смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему. Для этого необходимы знания, чтобы понимать окружающее и самих себя - вот педагогическое кредо моей концепции, объединяющее три сквозные линии: беречь хоть в меру сил природу, родную речь, родную культуру. Эти три задачи я решаю на каждом своем уроке, каждым словом, обращенным к ребенку.
Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.
Литература
1.Габдулхаков В.Ф. Русский язык как государственный в национально-региональных условиях Татарстана/Казань: Татарское книжное издательство, 2007.- 419с.
2.Маркитанова Л.А.Формы экологического воспитания. ТРИ «Школа»,2012.-275с.