Методические рекомендации для изучения Слова о полку Игореве в школе и вузе

«Слово о полку Игореве» как художественное произведение Древней Руси  изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое – возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу «Слова о полку Игореве», поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Ю. Толоконникова

Изучение «Слова о полку Игореве» на практических занятиях по истории древнерусской литературы



«Слово о полку Игореве» как художественное произведение Древней Руси изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое - возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу «Слова о полку Игореве», поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками «Слова..» - эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична, и в полной мере воспринимается реципиентом, знакомым с особенностями мировоззрения и культуры средних веков вообще и Древней Руси - в частности. Ученик же 7 класса не только слабо знает их, но и психологически воспринять как адекватные (а не непонятные и - более того - примитивные с его точки зрения) может с трудом. Как видим, в этом случае возникает уже третье затруднение - психологическое.

Однако «Слово о полку Игореве», по праву считающееся жемчужиной древнерусской литературы, традиционно изучалось и изучается в школах России. Прослеживая историю изучения памятника с начала 19 века, О.В. Творогов отмечает определенную тенденцию изменений подходов к тексту: от использования примеров из него лишь для иллюстрации политической ситуации на Руси 12 века до анализа художественных особенностей «Слова…». «Об интересе к «Слову…» как к произведению школьной программы, - отмечает исследователь, - говорят споры о методах его изучения. Главное возражение вызывает дробный, преимущественно филологический разбор. Противником последнего выступает В. И. Водовозов, трижды обращавшийся к «Слову о полку Игореве» в своих педагогических трудах. Рекомендации Водовозова опираются на подход к литературе как к явлению общественной жизни. В книге Водовозова «Рассказы из русской истории» «Слово…» представлено как материал для чтения детей младшего возраста. Произведение приводится в доступном для них изложении, сопровождается репликами, обращенными к ребенку. Гимназистам старших классов предназначена глава в книге «Древняя русская литература...». На материале «Слова…» здесь решаются задачи патриотического воспитания. В книге для учителя - «Словесность в образах и разборах» «Слово о полку Игореве» рассматривается в сопоставлении с другими произведениями. Автор приводит читателя к выводу, что оно отразило важные события в жизни народа, отличается исторической точностью, что в нем сильны мифологические элементы» [1, с. 268].

Приведенная цитата подчеркивает еще одну, кроме приведенных нами выше, сложность, возникающую перед учителем при изучении со школьниками «Слова о полку Игореве». Это сложность информационного характера. Со «Словом…» связано много разноуровневых проблем и загадок, некоторые из которых находятся в процессе разрешения до сих пор. О них ломали и ломают копья и прочее оружие крупные ученые - историки, этнографы, культурологи, фольклористы, мифологи, литературоведы и представители прочих наук. Учащиеся же школ, как мы уже отметили, ни психологически, ни информационно, ни по многим другим параметрам не готовы к интерпретационным баталиям вокруг этого небольшого по объему, но такого сложного произведения. Но и не знакомить с ним школьников нельзя, как нельзя не знакомить их с произведениями Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского и с другими не менее прекрасными и сложными явлениями национальной культуры. Следовательно, перед методистами, учителями, преподавателями продолжает стоять нелегкий вопрос о том, какие пути можно выбрать для изучения «Слова о полку Игореве» со школьниками.

На наш взгляд, начало решения этой проблемы может быть предложено вузовской методикой преподавания литературы. Именно в педагогических вузах на филологических факультетах готовятся те самые учителя литературы, на плечи которых позже ложится задача изучения «Слова о полку Игореве» в школе. Будущие филологи изучают историю древнерусской литературы во втором семестре I курса. Большинство типовых и индивидуальных программ по истории древнерусской литературы предполагают знакомство со «Словом…» как на лекциях, так и на практических (семинарских) занятиях. Большинство студентов стационара в этот период своего обучения по образовательному уровню и психоэмоциональным особенностям, конечно, отличаются от школьников-семиклассников, но также испытывают определенные затруднения при изучении и древнерусской литературы в целом, и «Слова о полку Игореве». А их ведь нужно не только научить правильному, многогранному и аргументированному анализу произведения, не только преподать историю и практику изучения «Слова…», но и выработать вместе с ними адаптированный для будущего преподавания в школе материал, преподать примеры методики его преподнесения на уроках литературы.

Д.С. Лихачев в статье «Против дилетантизма в изучении «Слова о полку Игореве» предупреждал своих коллег исследователей об опасностях примитивизации и искажениях замысла и текста при их изучении. В частности, он писал: «Памятник литературы, как и всякий памятник культуры и истории, нуждается в охране, в защите его текста. И чем древнее он - тем эта защита необходимее. Всякого рода эксперименты над текстами памятников национального значения должны вестись с величайшей осторожностью и ответственностью. Особенно, конечно, если это «Слово о полку Игореве»...

Одно дело толкования, объяснения при сохранении текста как такового, другое дело - перестановки, отмены кусков текста, безосновательные поправки, исправления, разрушения самого содержания памятника, его ритмики, даже поэтики» [2, с. 183]. На протяжении всей статьи Д.С. Лихачев подчеркивает необходимость одинаково бережного изучения как самого текста, так и исторических сведений о времени его возникновения, историко-культурных фактов, легших в основу произведения. И Лихачев, и многие другие исследователи «Слова…» полагают обязательное обращение при разговоре о «Слове о полку Игореве» и к истории появления памятника на культурной арене 19 века, к переводам «Слова…», к спорам о подлинности и об авторе памятника, к ряду других проблем.

Существует много способов изучения «Слова о полку Игореве с будущими учителями. Один из них - рассмотрение многообразия подходов к изучению «Слова…». Во время проведения практического занятия на эту тему студентам предоставляется возможность не только накопить необходимый для будущей работы в школе теоретический материал, не только познакомиться с разными научными методами исследования художественного текста, но и освоить некоторые методические приемы и формы преподнесения сложной и разнообразной теоретической информации.

Предлагаем следующий вариант изучения «Слова о полку Игореве» на практическом занятии со студентами I курса филологического факультета.



Тема занятия: «Многообразие подходов к изучению

"Слова о полку Игореве"»

Задачи занятия: изучить историю появления и изучения «Слова о полку Игореве», рассмотреть художественные особенности «Слова...», познакомиться с точками зрения на его жанровую природу, и историческую основу, с современными направлениями в комментировании и изучении текста, с ролью данного памятника в мировой художественной культуре.

Тексты

Слово о полку Игореве / Подгот. текста, перевод и коммент. Творогова О. В. //ПЛДР: XII век. - М., 1980. - С. 373 - 387.

Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы / Сост., вступ. ст., подгот. древнерусского текста и коммент. В. И. Стеллецкого - М., 1981 (Сокровища древнерусской литературы).

Слово о полку Игореве / Вступ. ст., дословный объясн. перевод с древнерусского яз., примеч. Д. С. Лихачева - М., 1984 (Школьная библиотека).

Слово о полку Игореве / Вступ. статьи Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. Составление Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Реконструкция древнерусского текста и коммент. Н. А. Мещерского и А. А. Бурыкина. Подгот. текстов и примеч. Л. А. Дмитриева. - Л., 1985 (Библиотека поэта. Большая серия).


ПЛАН

  1. История открытия «Слова о полку Игореве». Различные переводы «Слова…» и их особенности.

II.Вопрос о подлинности «Слова…».

III. Суть споров об авторе «Слова…».

IV. Жанровое своеобразие произведения и элементы воинской повести в нем.

V. Композиция, тематика и проблематика «Слова…».

VI. Образная система «Слова…» в связи с фольклорными традициями.

VII. Историческая основа повествования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М., 2002. - С. 99-123.

  2. Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. - С. 99 - 120.

  3. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. - М., 1971.

  4. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». - М., 1972.

  5. Рыбаков Б. А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». - М., 1991.

  6. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978; Л., 1985.

  7. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - 2-е изд. - М., 1982.

  8. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». - М., 1982.

  9. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. - М., 1967.

  10. Лихачев Д.С. Размышление об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература. - 1985. - №3. - С. 3-7.

  11. Лихачев Д. С. Система литературных жанров древней Руси // Славянские литературы. V Международный съезд славистов (София, сентябрь 1963 г.) - М., 1963. - С. 47-70.

  12. Лихачев Д.С. Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» // Русская литература. - 1984 - №3 - С. 130-144.

  13. Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература. - 1986. - №4.

  14. Гетманец М.Ф. Кто же есть кто в «Слове о полку Игореве» // Русская литература. - 1987. - №2. - С. 194-198.

  15. Слово о полку Игореве. (Библиотека поэта. Большая серия). - Л., 1952. [комментарии]

  16. Федоров В.Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла. - М., 1956.

  17. Сумаруков Г. В. Затаенное имя: Тайнопись в «Слове о полку Игореве». - М., 1997.

  18. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». - Вып. 1 - 6. - Л., 1965 - 1984.

  19. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». - Т. 1 - 5. - СПб., 1995.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

Анализ памятника предлагается провести по уже известному пути: рассмотреть отдельно культурно-исторический контекст произведения, гипотезы, связанные с его возникновением и далее - проблемы формы и содержания. Этот путь облегчает практическую разработку текста, т.е. достижение чисто учебных целей, но одновременно таит в себе опасность потери целостного восприятия смысла памятника как художественного явления определенной эпохи. Поэтому каждый студент, приступая к практической работе с текстом «Слова о полку Игореве», должен поставить перед собой сверхзадачу: понять, как содержание (тематика и проблематика) «Слова» определяет его поэтику. Кроме того, необходимо помнить, что «Слово о полку Игореве» - это единственное произведение древней русской литературы, в полном объеме изучающееся в средней школе. Следовательно, оно формирует представления учащихся обо всей средневековой литературе Руси. Поэтому памятник должен быть изучен скрупулезно, а записи, сделанные в ходе самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию, станут основой для разработки поурочных планов по этой теме.

Подготовку к занятию можно начать с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, текстология, палеография, рефрен.

Далее целесообразно вспомнить летописные сведения из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей о походе князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 г. Такое начало обусловлено тем, что студентам уже хорошо известны жанровые черты летописи, и на их фоне отчетливей будет видна поэтика «Слова».

Познакомившись с исторической основой текста, студенты должны прежде всего сделать вывод о том, что половцы - это привычные враги-соседи, столкновения русичей с которыми происходили, как о том свидетельствуют в том числе и летописи, неоднократно.

В конце этого этапа работы над «Словом о полку Игореве» можно задать студентам следующие контрольные вопросы:

• Где происходили описанные в летописях события?

• Что вы знаете из истории о противоборствовавших сторонах?

После этого можно приступать к следующему шагу - чтению текста «Слова о полку Игореве». Лучше всего рекомендовать такое издание текста, которое выполнено по билингвистическому принципу, так как студентам следует пытаться читать и по-древнерусски. По окончании чтения «Слова…» студентам задается вопрос: чем отличается текст «Слова» от текста летописных известий?

Первый, черновой, ответ на него студенты должны записать, поскольку интересно будет увидеть, как выполнение всех заданий углубит и аргументирует его в конце работы.

Первый вопрос Плана

Первый вопрос практического занятия - ознакомительный. Подготовка ответа на него знакомит студентов с историей возникновения памятника. Желательно, изучив необходимую учебную и дополнительную литературу (см. список к Плану), составить тезисный макет ответа на 1 вопрос, не забывая, что это может пригодиться в школьной практике. Студентам необходимо порекомендовать знакомство с репринтным воспроизведением первого издания «Слова» в книге, подготовленной В.И. Стеллецким и дать задание: «Выпишите полное название первого издания или скопируйте титульный лист. Дайте исторический комментарий словосочетанию «удельный князь». Обратите внимание на цензурное разрешение к печати - это деталь литературного быта эпохи первого издания «Слова». Не забудьте разобраться в том, какие политические и культурные изменения происходили в период формирования феодального государства на территории Киевской Руси».

Работу над первым вопросом студенты должны продолжить знакомством с обстоятельствами, которые, по мнению ученых, породили многие текстологические проблемы памятника. См. монографию Д. С. Лихачева «Слово о полку Игореве» (с. 237 - 277). Особо следует остановиться на причинах, породивших изменения, появившиеся в первом печатном тексте (с. 269). Необходимо внимательно изучить схему работы над первым изданием «Слова», можно скопировать ее для литературоведческой копилки.

В ходе работы студенты могут сделать выписки-перечисления того, на какие языки народов мира переведено «Слово…». Они должны обратить внимание, как связан памятник со средневековым эпосом.

Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», студенты далее отвечают на вопросы:

• Что породило многочисленные ошибки и искажения, возникшие в переводах, комментариях и интерпретациях текста «Слова»?

• Почему перед современной наукой стоит задача реконструкции текста «Слова»?

• Какие разновидности переводов «Слова…» вам известны и каковы их отличительные черты?

Второй вопрос Плана

Второй вопрос Плана занятия предполагает, во-первых, общее знакомство с основными направлениями в изучении и комментировании «Слова». Для этого следует прочитать словарную статью «Слово о полку Игореве» в «Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. ( XI - первая пол. XIV в ). Л., 1987. - С. 435 - 437.

Далее студентом нужно подробно рассмотреть вопрос о подлинности «Слова о полку Игореве»: когда, на каких основаниях он возник; кто такие скептики и каковы были их аргументы в пользу того, что «Слово…» - это не подлинный памятник литературы Древней Руси 12 века, а его фальсификат; как развивалась теория скептиков в 20 веке (прежде всего, это разговор о гипотезах Зимина и Мазона). В конце подготовки ответа на этот вопрос Плана занятия необходимо изучить и законспектировать синтезированные данные в пользу подлинности «Слова…», представленные Д.С. Лихачевым в его монографии «Слово о полку Игореве». В дальнейшем подготовленный конспект можно будет использовать как при устном ответе на данный вопрос, так и при подготовке к школьному уроку по «Слову о полку Игореве».

Контрольные вопросы:

• Какие исследователи «Слова о полку Игореве» и стали представителями школы скептиков и как их гипотезы связаны с открытием «Задонщины»?

•Как «Задонщину» в связи с вопросом о подлинности «Слова…» трактовали ученые, оспаривающие скептическую теорию?

•Какие еще научные открытия в совокупности доказывают подлинность древнерусского памятника?

Третий вопрос Плана

При подготовке ответа к нему студенты должны, во-первых, уяснить для себя причины анонимности памятника, во многом связанные с особыми традициями бытования древнерусской литературы. Далее необходимо изучить специально посвященные проблемы авторства «Слова…» труды Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева, О. В.Творогова и др. (можно подготовить при этом краткие конспекты некоторых гипотез), сравнить их и сделать их краткий конспект для использования при ответе на занятии. Особое внимание здесь студентам следует обратить на аргументацию каждой из гипотез, которые определяют то или иное конкретное имя возможного автора «Слова о полку Игореве». В конце подготовки ответа на вопрос студентам следует сделать вывод о том, какие качества, жизненные и политические взгляды объединяют возможных авторов слова.

Контрольные вопросы:

•Каково было положение автора «Слова о полку Игореве» в социальной иерархии того времени?

•Был ли предполагаемый автор очевидцем описываемых в памятнике событий? Аргументируйте свой ответ текстом «Слова…»

•Что думал автор «Слова…» о политической ситуации на Руси того времени?

•Хорошо ли автор «Слова…» знал книжную культуру своего времени и как его знания и художественные навыки отразились в тексте произведения?

Четвертый вопрос Плана

Для начала студентам нужно сопоставить выписанные ими высказывания литературоведов о жанровой природе «Слова» с собственными наблюдениями. Убедившись в том, что при всех разногласиях по вопросу о жанре все исследователи признают его теснейшую связь с УНТ, студенты обращаются непосредственно к тексту «Слова…». Читая его с карандашом в руках, они подчеркивают или выписывают примеры следующих поэтических характеристик текста:

а) использование разнообразных фольклорных приемов;

б) образы-картины народного быта (особо обращая внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва;

в) использование славянской мифологической образности;

г) олицетворение природы.

Попутно студенты размышляют о том, какие особенности мировоззрения средневекового человека проявляются в изображении таких отношений человека и природы, какие мы наблюдаем в «Слове» и делают собственный вывод о характере связи памятника с устной поэзией.

Подготовка к ответу на этот вопрос Плана занятия представляет собой определенную сложность, так как доказательства того, что перед нами внежанровое произведение, совмещающее внутри себя структурные элементы различных жанров, могут принять хаотическую форму. В случае со «Словом о полку Игореве данные обстоятельства усугубляются еще и тем, что произведение не просто внежанровое, а стоит на стыке сразу двух жанровых систем: фольклорной и литературной. Чтобы избежать возможной путаницы, студентам можно порекомендовать создание в процессе подготовки к ответу на вопрос специальной таблицы, в которой схематично и с необходимыми примерами были бы отражены элементы наиболее сильно проявившихся в памятнике жанров - как фольклорных, так и литературных. Пример возможной таблицы:

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

КНИЖНЫЕ ЖАНРЫ

Название жанра

Пример из текста

Название жанра

Пример из текста

Плач

примеры

Слово

примеры

Слава

примеры

Воинская повесть

примеры

Песня

примеры

Истор. повесть

примеры

Сказка

примеры

Летопись

примеры

Былина

примеры

Молитва

примеры

Особое внимание при подготовке к ответу на вопрос о жанровой природе «Слова о полку Игореве» необходимо уделить элементам воинской повести в нем: выписать отдельно все найденные в тексте памятника примеры воинской терминологии (названия оружия, экипировки, специальные фразеологизмы и пр.); обратить внимание на характерное для древнерусской воинской повести описание похода, обеих битв и добычи; обратить внимание на традиционно составленное «слово» князя Игоря, сказанное им воинству перед битвой.

Исходным для решения вопроса будет вывод, сделанный студентами при сопоставлении текста «Слова» и традиций летописной повести: художественной задачей «Слова» является не информация о событии, а его лирическое переживание, осмысление.

Этот вопрос Плана требует повторного обращения к статье Д. С. Лихачева «Система литературных жанров Древней Руси» и закрепления принципов жанрового деления того времени.

Контрольные вопросы:

•Как сам автор во Вступлении к повествованию определяет жанр будущего произведения? Можете ли вы показать отличия «песни», «слова», «повести» как древнерусских жанров?

• Что вам известно из текста о Бояне? С какой целью вводится в произведение этот образ? Еще раз перечитайте описание творческой манеры Бояна. Почему автор «Слова» отказывается от нее и какой путь повествования он избирает? Вспомните, кто такие скальды и чем характеризуется их поэзия?

•Почему для автора оказалось возможным совместить фольклорные и литературные жанровые традиции в одном тексте?

Пятый вопрос Плана

При подготовке к нему студенты составляют таблицу «Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Далее при работе с ней они отмечают места включения в повествование приемов, помогающих достигнуть нужного риторического и эстетического эффектов: образ Бояна, экскурсы в прошлое, диалоги и монологи героев, историко-публицистические отступления, временные и пространственные переносы. Для более наглядного представления о хронотопе произведения можно вычертить схемы временного и пространственного полета мысли автора.

После выполнения этого вида работы студенты вновь обращаются к тексту и обдумывают ряд вопросов и заданий:

• Найдите в тексте авторские обращения, восклицания, риторические вопросы. Как они отражают отношения автора к описываемому?

• Какую роль в развитии действия играет эпизод «Плач Ярославны»? Каково его смысловое значение? Сопоставьте с ним «Сон Святослава» и его «Золотое слово». В каком тоне выдержаны эти два фрагмента? Какие чувства и мысли вызывают они у читателей?

Определите, как соотносятся в тексте а) изложение конкретных событий; б) лирические описания и отступления; в) историко-публицистические отступления. На каком из трех элементов повествования: эпическом, лирическом, публицистическом - делает акцент автор и как это связано с тематикой и проблематикой произведения?

Прокомментируйте в этой связи слова Д. С. Лихачева: «<…> автор «Слова не столько рассказывает о событиях похода Игоря, сколько обсуждает их. Поход Игоря против половцев и поражение его войска - это для автора только повод, чтобы глубоко поразмыслить о судьбах Русской земли» (Д.С. Лихачев «Слово о полку Игореве, с. 14).

•Обдумайте, как связан с композицией и идеей «Слова» рефрен.

Шестой вопрос Плана

Он уже во многом проработан студентами в ходе выполнения предыдущих заданий и чтения литературы по «Слову…». Им остается обобщить свои знания. Для этого студентам нужно обдумать характеристики, которые дает автор князю Игорю, могущественным и знаменитым князьям Ярославу Осмомыслу, Всеволоду, Рюрику. Далее плодотворно было бы выписать эпитеты, которыми характеризуются в тексте князья. При необходимости можно составить короткие письменные характеристики героев «Слова…».

Контрольный вопрос на этом этапе работы :

• Использован ли в авторских характеристиках примем гиперболизации?

Особое внимание студентам следует уделить образу Ярославны, постараться, используя прием устного словесного рисования, создать в воображении картину ее плача. Контрольный вопрос:

• Какие фольклорные элементы вам удалось заметить в посвященном ей фрагменте?

Далее студенты рассматривают собирательный образ русских воинов, выписывают эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, характеризующие их поведение в бою, их отношение к родной земле и князьям. В качестве образца авторского описания можно использовать характеристику курян, данную им Буй-Туром Всеволодом.

Завершают работу над образной системой «Слова» размышления над образом русской природы, Русской земли и ее народа в тексте. Контрольные вопросы для этого этапа работы:

• Какой мыслит автор Русскую землю?

• Понятна ли вам географическая и идеологическая огромность этого образа? Как это связано с общей позицией автора?

• Удалось ли вам увидеть в создании автором образной системы «Слова…» и книжную, литературную традицию? Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

Седьмой вопрос плана

Знакомство с ним - это практическое составление историко-бытового комментария к тексту. Студенты должны представить себе, в какой обстановке жили герои «Слова», какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали. См. указ. Монографии Д. С. Лихачева и другую литературу к занятию.

При подготовке ответа на этот вопрос можно также обратиться к тексту летописной «Повести о походе князя Игоря на половцев» и соотнести ее сюжет с сюжетом «Слова…», сопоставляя исторические факты, изложенные в обоих произведениях. Для этого можно составить план обоих памятников по образцу:

«Слово о полку Игореве

Повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г .

1. Вступление.

.Обращение к Бояну.

2. Сборы в поход.

3. Характеристика

воинов Всеволода.

4. Описание затмения.

1. --

2. Выступление в поход

3.Перечисление князей - участников похода.

4. Описание затмения.

Далее можно сопоставить содержание произведений поэтапно. Указать, какие эпизоды полностью совпадают в летописи и в «Слове», какие отсутствуют в «Слове», какие введены автором «Слова». Выяснить, в каких описаниях «Слова» есть сокращение или расширение повествования по сравнению с текстом летописи. Найти случаи перестановки последовательности изложения событий. В результате этой работы студенты закономерно придут к выводу, что художественной задачей «Слова» является лирическое переживание событий похода, а не информация о самом походе, но сами сведения и герои «Слова…» несомненно историчны.

Контрольные вопросы:

• В каких родственных отношениях находятся князья-герои «Слова»? Так ли это было генеалогически?

• Можете ли вы объяснить причины изменения родственных и временных изменений, возникших в тексте «Слова»?

Из методических пособий при подготовке к занятию по «Слову о полку Игореве» можно порекомендовать следующие:

1. Изучение «Слова о полку Игореве» в школе и в вузе: Методическая разработка для студентов-филологов и учителей-словесников / Подгот. Г. П. Синельникова, Г. П. Луппова, Е. А. Емельянова. - Барнаул, 1996 г .

2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. - М., 1988. - С. 95 - 108.

Литература

  1. Творогов, О.В. Изучение «Слова» в гимназии и средней школе / О.В. Творогов // Энциклопедия Слова о полку Игореве в 5 т. - Т. 2. - СПб., 1995. - С. 267-273.

  2. Лихачев, Д.С. Против дилетантизма в изучении «Слова о полку Игореве» / Д.С. Лихачев // Лихачев, Д.С. Исследования «Слова о полку Игореве» / Д.С. Лихачев. - Л., 1986. - С. 183-196.

© 2010-2022