Конспект урока литературы по роману М. Шолохова Тихий Дон (11 класс)

Тема урока : Что нужно человеку для счастья?              (Урок по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)   Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» утверждает              вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой  жизни.   Задачи:  •воспитание гуманизма; •совершенствование умения вести диалог с автором; •развитие творческих способностей учащихся.   Оборудование: 1.Портрет М. Шолохова 2.Индивидуальные карточки (приложение № 2) 3.Мультимедийная презентация (приложени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : Что нужно человеку для счастья?

(Урок по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» утверждает

вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:

  • воспитание гуманизма;

  • совершенствование умения вести диалог с автором;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет М. Шолохова

  2. Индивидуальные карточки (приложение № 2)

  3. Мультимедийная презентация (приложение № 1)

Ход урока

(Слайд № 1)

1. Обозначение темы - проблемы.

- Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(учащиеся отвечают)

( Слайд № 2)

- Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов ( обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой - Григорий Мелехов.

(Слайд № 3)

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

М. Шолохов

- Это эпиграф к нашему уроку…

2. Опрос домашнего задания

(Слайд № 4)

  1. Счастливые сцены семейной жизни в романе.

- В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом:

Как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?

(приложение №2)

( Работа по индивидуальным карточкам. Учащиеся зачитывают отрывки из романа и анализируют их)

- Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?

(Слайд № 5)


  1. Картины крестьянского труда в романе.

- Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Расскажите, как к труду относятся члены семьи Мелеховых.

(один из учащихся анализирует)

- Найдите в тексте, как писатель показывает, что герои счастливы. Через какие эпитеты и художественные детали?

(Слайд № 6)

- Так что ж такое труд для казака?


  1. Дискуссия: кого любит Григорий?

- Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами.

(Слайд № 7)

- В романе «Тихий Дон», как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.

( на доске рисуется «треугольник»)

- Кого же любит Григорий?

Дискуссия: Учащиеся приводят доказательства по тексту, а учитель ставит на доске «плюсы» и «минусы» за Аксинью и Наталью.

( Слайд № 8)

- вы сами убедились, Что Григорий любит… обей женщин. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она - воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье - страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.

Вообще же жизнь героев «Тихого Дона» трагична.

4. Отношение М. Шолохова к войне и способы ее выражения.

(Слайд № 9)

- Как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: « Война была всему этому причиной…»

- Докажите! Приведите примеры из произведения.

Беседа с классом

- Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л. Н. Толстым.

(зачитать отрывок, осуждающий войну)

- Показывает, что гражданская война разделила станичников , членов семьи, внесла смуту в душу отдельного человека.

- Использует прямые призывы к миру: «Годину смуты и разврата// не осудите, братья, брата…»

- Прибегает к символическим сценам: Григорий бросает оружие в реку…

- Гражданская война отняла у Григория почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…

- В душе героя пепелище.

5.Итог урока.

- Какие ценности утверждает М. Шолохов в своем романе? ( Семья, труд, любовь, мир)

(Слайд № 10)

- О чем это стихотворение? Какова авторская позиция? Близка ли она Шолохову?

6. Домашнее задание.

(Слайд № 11)

Проект-презентация «Жизненные искания Григория Мелехова»

© 2010-2022