Интерактивные методы обучения учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные методы обучения

(из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Цой В.А.)

Интерактивность - вовлечение.

Настоящей современной школе нужен сейчас не учитель - передатчик знаний, а учитель - организатор, помощник, соучастник познания, главная задача которого - добиться повышенной активности вовлечения в процесс обучения. Это стремление получило название - интерактивное обучение, которое стремится объединить учащегося и учителя в современной деятельности.

Современная деятельность - это одна из самых важных сторон в интерактивном обучении, должна задевать чувства учащихся, быть близка им. То есть, тема урока должна быть актуальна, связана с проблемами общества.

Представляю вам пирамиду обучения интерактивными методами:

Лекция - 5%

Чтение - 10%

Видео-аудиоматериалы - 20%

Демонстрация - 30%

Дискуссионные группы - 50%

Практика через действие - 75%

Обучение других - 90%

Задачи педагога при интерактивном обучении состоит в следующем:

  1. Дать задание

  2. Отобрать для занятия подходящее интерактивное упражнение

  3. Организовать работу учащихся

  4. Провести упражнение по итогам интерактивного упражнения.

Что же дает интерактивное обучение?

  1. При традиционных методах за короткий промежуток времени можно изучить большой объем информации

  2. При интерактивном - небольшой объем требует значительного времени. Глубина изучения при традиционных методах ориентирована на знание и понимание.

При интерактивном - учащийся осваивает все уровни познания - знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Процент усвоения при традиционных методах, как правило, невысокий.

При интерактивном методе, как правило, высокий.

Роль обучающихся при традиционных методах пассивная, т.к. учащиеся не принимают важных решений по поводу процесса обучения.

При интерактивном обучении роль обучающихся активная.

Источник мотивации:

  • Внешний (оценки, педагог, родители, общество)

  • Внутренний (интерес самого обучающегося)

Какие же существуют формы интерактивного обучения?

  1. Коллективное обучение

  2. Кооперативное обучение (работа с группой)

  3. «Мозговой штурм»

  4. Дискуссия

  5. Обучающие игры (ролевые)

Сегодня я вам представляю один из методов интерактивного обучения - кооперативное.

  • Что же такое кооперативное обучение? Это форма, которая представляет позитивную независимость между учащимися, вовлеченными в группы по изучению различных проблем, объединенных одной большой темой.

  • Почему мы советуем использовать кооперативное обучение? Потому что это эффективный метод по изучению различных умений, навыков для развития демократии.

  • Как формируются малые группы? Есть множество методов, зависящих от целей, которые учителя хотят достичь. Необходимо принимать во внимание:

  • Число людей, которое необходимо для создания группы (4-5 человек)

  • Как должны формироваться группы (сами участники выбирают друг друга: по интересам, по схожим мнениям, по способностям и т.д.)

  • Распределение ролей в группах (например: модератор, писарь, репортер, ответственный за время, лидер, респондент).

  • Какую роль играет учитель в кооперативной работе? Очень важную роль, но не обычную. Учитель должен установить правила, создать необходимые условия, уметь управлять ходом задания, мотивировать учащимися, быть уверенным, что исход урока имеет важное значение в образовании, умеет объединять. Оценить весь исход.

  • Как оценивается работа группы? Есть очень много альтернатив по оценке такой работы. Среди них: индивидуальный экзамен, выборочная оценка для индивидуальных членов групп, групповая оценка индивидуальных членов, оценка группы как целого, слежение за результатом.

Результаты кооперативного обучения:

  • Увеличение числа учащихся, стремящих принять участие

  • Предоставление возможностей для формирования большого количества идей

  • Свободный доступ для воплощения и поддержки идей, навыков

Сотрудничество учителей и групп разрабатывает стратегии и социальные навыки:

  • Умение учиться и принимать разнообразие стилей

  • Обеспечение множеством стратегий и методов обучения

  • Развитие способностей у учащихся как лидеров

  • Обучение навыкам и правильному поведению в обществе

  • Достижение высокого демократического уровня, самоуважения и улучшения внутриклассных отношений

  • Расширение межкультурного кругозора

Ключевые идеи в структуре кооперативного обучения в группах.

Цель кооперативного обучения - это работа учащихся как сплоченного коллектива. Оно характеризуется пятью основными элементами:

Позитивная независимость: учащиеся уверены, что один не может иметь успеха без успеха всей группы (и наоборот). Учащиеся объединяются, понимая, что «выживут или потонут», но все вместе. 1 - соглашение всех для решения того или иного вопроса. 2 - исполнение индивидуальных заданий, ролей. Другими словами, эта структура построена на принятие общих решений, поправок. Каждый член группы понимает, что зависит от другого.

Персональное уважение помогает ученику высказаться свободно, т.е. дать знания и получить в ответ положительный результат. Группа должна знать, кому требуется помощь, чтобы некоторые ученики не «выживали» за счет других. Эта работа выявляет способности каждого на фоне всей группы.

Итак, 9 класс.

Тема урока: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Цель: Комедия Фонвизина и современность.

Ставлю перед ребятами цель: почему комедия актуальна и в наши дни, хотя она написана в 1782 году? Отвечаем коллективно на вопрос «Потому что она поучительна для молодежи и наших дней».

Теперь мы работаем группами. Чему же учит комедия Фонвизина «Недоросль»? Принимаются все возможные идеи, учащиеся обмениваются мнениями, объясняют, обсуждают, учатся убеждать других членов группы учиться. Вовлечены все, никто не отвлекается, так как ученики знают, что один не может иметь успеха без успеха всей группы и наоборот. Учащиеся понимают, что «выживут или потонут», но все вместе.

Такая работа предполагает развитие чувства поддержи друг друга, построена на принятии общих решений, поправок. Каждый член группы понимает, что зависит от другого.

И вот группы начинают высказывать свое мнение. В каждой группе есть лидер - ведущий, секретарь или летописец и тайм-кипер (летописец - человек, который записывает идеи участников, высказываемые в ходе обсуждения, его главной задачей является сохранение всех идей на листе бумаги.

Тайм-кипер - человек, который следит за временем и периодически напоминает группе, сколько времени ей осталось на обсуждение или до конца выполнения упражнения).

После окончания работы в группе, когда заканчивается время, выбирается ученик, который должен будет представить результаты работы для всего класса.

Результаты нашей работы были следующие:

1 группа:

  • Комедия учит нас с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к своему дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю за что ты на меня вскинуться изволил». Пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать».

2 группа:

  • «Недоросль» учит нас почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку».

3 группа:

  • Комедия учит нас трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню». Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день».

Также учит успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за 4 года обучения только «доучивает часослов». Его познания в грамматике смешны: «Дверь…Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана…дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль - нуль. Один да один …» (задумался).

4 группа:

  • «Недоросль» учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь». И сын её такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». Простакова считает, что география - наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь» она хотя и учит сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка…не умел грамоте, а умел достаточно нажить». В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми…». Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал … Бог меня избавил от этой скуки».

И еще комедия учит ценит доброту и честность. Нам нравятся высказывания Стародума : «… гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Он говорит, что трудиться надо честно, «без подлой выслуги, не грабя отечество». Стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. Он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Комедия учит любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который лучше любит свиней, а не людей, и хочет жениться на Софье лишь потому, что в её деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…». Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости».

5 группа:

  • «Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезным, об этом в комедии говорит Стародум: «Есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить». Правдин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…». Воспитание должно быть залогом благосостояния государства.

Стародум говорит: «Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки, у которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?» Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «… и выходят вместо одного раба двое…».

Ребята выслушивают мнения каждой из групп и делают общий вывод - ответ на поставленный вопрос.

«Недоросль» не сходит со сцен театров. Её с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться во благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность.

Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее страны в руках честных, просвещенных людей.

Далее предлагаю детям рефлексию (отслеживание результатов). Кто еще что хочет добавить?

Затем анализируем ответы групп: кто был более убедительным, привел больше цитат, доказательные ответы, знание материала, умение ориентироваться в тексте, высказывать свое мнение и отстаивать его.

Конечно, были в группе и такие, кто лишь отмалчивался, но все листали тексты, старались быть полезными хоть как-то, потому что группы были маленькие, всех было видно, кто как работал. Но ценно то, что урок цели достиг силами самих учащихся.

Это возможно лишь тогда, когда учащиеся достаточно подготовлены и знают материал. С трудом, но я добилась, чтобы комедию прочитали все. Это позволило учащимся быстро находить цитаты в тексте, подтверждающие их мысли. Я «корректировала» стиль, а в основном моя работа была наблюдателем: ходила, слушала, где-то одобряла, где-то говорила, что это не суть важно.

На всякий случай я подготовила вопросы теста, которые помогли ученикам в работе. Такие тесты были проведены на предыдущем уроке. Дома дети еще раз пересмотрели роли главных персонажей, выяснили позицию каждого героя. Это тоже облегчило им работу.

Ответы детей были убедительны и аргументированы. Мы остались довольны друг другом, а главное - учащиеся учились слушать друг друга, не стеснялись сказать что-либо не так, невпопад.

Я им помогала. Ученики сидели лицом к лицу. Видно было, что стеснялись, когда не могли ничем помочь.

Рекомендация.

  1. Приучать учащихся с начального звена пользоваться дополнительной и справочной литературой для самостоятельного изучения нового материала (учителя начальных классов в течение года).

  2. Включить в личные творческие планы изучение научно-методической литературы по вопросу интерактивных методов обучения учащихся (все учителя в течение года)

  3. Систематически и целенаправленно применять в практике уроков интерактивные методы обучения (учителя-предметники в течение года).



© 2010-2022