Подготовка выпускников к сдаче ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 103»



«Проблемы подготовки выпускников

к ОГЭ по русскому языку».



Плотникова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ № 103»

















2016 год

Основная задача моей работы как учителя русского языка - максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.

Анализируя итоги ОГЭ за 2014 - 2015 учебный год, прихожу к выводу, что необходимо выделить наиболее сложные виды заданий, которые требуют тщательной отработки. Имея перед глазами наглядную картину типичных ошибок в работах выпускников, можно выделить ряд проблем.

Одной из основных проблем, на мой взгляд, является обучение сжатому изложению как форме итоговой аттестации, выясняющей способности учащихся воспринимать, осмысливать, передавать содержание текста, используя приемы сжатия.

На уроках знакомлю учащихся с основными приемами сжатия текста. В процессе работы над текстами закрепляем эти способы. Наиболее трудным является обобщение, поэтому считаю эффективными следующие виды работы:

  1. сокращение текста;

  2. составление плана текста;

  3. замена сложных предложений простыми;

  4. исключение повторов;

  5. замена прямой речи косвенной;

  6. передача смысла, прочитанного одним предложением;

  7. исключение лишней информации из текста.

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения знакомлю с памяткой по проверке изложения экспертами.

Это заостряет внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение).

У учащихся важно сформировать определенный комплекс умений и навыков, главными из которых являются (при создании изложения) слушание и письмо.

Довожу до сведения учеников, что при слушании важно уметь:

- выделять главное, существенное (основную мысль, тему, тезис, проблему);

- определять тип речи, стиль текста, его характерные особенности;

- осознавать логику и последовательность построения текста, видеть особенности композиции, выделять микротемы текста,

- видеть неповторимость авторского стиля;

- воспроизвести услышанный текст в соответствии с заданием.

При проведении тренировочных работ нацеливаю выпускников на определенную последовательность процедуры проведения изложения, ее этапы.

Перед первым чтением текста ставлю задачу: выделить главное, понять логику изложения, назвать микротемы текста. Учащимся предлагается сделать наброски, составить своеобразную фактологическую цепочку. Во время второго чтения рекомендую делать попутные записи, пометки.

Важный этап работы над изложением - написание чернового варианта, его редактирование. Особое внимание мы с учениками отводим стилистическому анализу текста.

Редактирование черновика, по моим наблюдениям, более продуктивно, если ученик умеет работать со словарем. В кабинете для работы имеются словари: Толковый словарь Ожегова, словари синонимов, орфографические словари.

Переписывание работы набело требует тоже пристального внимания: текст должен быть оформлен с соблюдением общепринятых норм письма.

(показ презентации: Система упражнений при подготовке к сжатому изложению)

Данная презентация - мой помощник при подготовке к выпускному экзамену, отдельные ее положения ребята записали в тетрадях, опираются на них при написании изложения.

Не менее важной является работа по подготовке ко второй части ГИА по русскому языку, которая выполняется на основе прочитанного текста. Обращаю внимание детей на то, что необходимо вдумчиво, осознанно читать текст, понимать его смысл, а самое главное - внимательно анализировать задания (с выбором ответа, с кратким ответом).

Много времени отвожу на тренировку учащихся по заполнению бланков.

При выполнении задания А2 советую учащимся обратиться к словарю, так как иногда возникают затруднения при определении значения слова.

Сложным для учащихся 9 классов является задание А7, поэтому для повторения данного правила обращаемся на уроках к теории (сообщение ученика), использую таблицы (н-, нн- в прилагательных, в причастиях), подбираю необходимый дидактический материал, провожу работу в парах с последующей взаимопроверкой, индивидуальную работу по карточкам, на доске, предлагаю осложненное списывание, объяснительные диктанты.

Названные виды работы, проводимые в системе, дают заметный результат.

Задания типа В требуют прочных знаний синтаксиса. На каждом уроке стараюсь отрабатывать ранее изученные темы: словосочетание, грамматическая основа, обособленные члены предложения, вводные слова, подчинительная связь, виды сложных предложений. Кроме теоретических знаний, требую приведения примеров.

Большим подспорьем в подготовке к выполнению тестовых заданий служит сборник тестовых заданий под редакцией Цыбулько И.П, состоящий из 36 вариантов. Во время консультаций сосредотачиваем свое внимание на наиболее сложных заданиях (В5, В6, В8, В9). Учащиеся выписывают в тетради предложения и под руководством учителя анализируют их, доказывают правильность ответа. Для лучшего понимания смысла предложения, его структуры я прибегаю к составлению схем. Работу в тетрадях проверяю, делаю замечания, веду учет индивидуальных ошибок, добиваюсь их устранения.

Работа по подготовке к написанию сочинения - рассуждения (часть 3).

В процессе подготовки к таким урокам использую презентации, содержащие неоценимую информацию и указания. Остановлюсь на основных этапах подготовки сочинения - рассуждения.

В заключение своего доклада хочется привести очень важные, на мой взгляд, советы учителям по подготовке обучающихся к ОГЭ:

  1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 9-й класс практически по всем предметам, выносимым на ОГЭ с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК). С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

  2. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ОГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

  3. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

  4. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

  5. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

  6. Основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам.

  7. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ОГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Таким образом, проблем по подготовке к ОГЭ по русскому языку существует много, важно их вовремя увидеть и максимально сосредоточить на них свое внимание, чтобы эти проблемы устранить.



© 2010-2022