Доклад на тему: Формирование полилингвальной личности через интеграцию языковых дисциплин

Традицинно школа находилась в поиске ответа на вопрос: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако современная действительность требует принципиально другой постановки вопроса: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался ?» При этом имеется в виду не элементарная адаптация школьных предметов к индивидуальным особенностям учеников, а их радикальная трансформация с учетом реальных психологических механизмо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Акмолинская область Бурабайский район











Доклад на тему: Формирование полилингвальной личности через интеграцию языковых дисциплин.









Бейсембаева К.А.

Учитель русского языка и литературы в классах

с государственным языком обучения.











С. Ш. им. С.Сейфуллина п. Бурабай

2013 год

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Традицинно школа находилась в поиске ответа на вопрос: «Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» Однако современная действительность требует принципиально другой постановки вопроса: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался ?» При этом имеется в виду не элементарная адаптация школьных предметов к индивидуальным особенностям учеников, а их радикальная трансформация с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального развития конкретной личности.

Таким образом, перед педагогами современной школы очерчен круг задач, решение которых поможет наполнить учебно- воспитательный процесс гуманистическим содержанием:

-развитие мыслительных способностей учащихся;

-выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

-формирование познавательных интересов и мотивов учения;

-выработка нравственных ценностей;

-воспитание любви и уважения к людям, жизни, приобщение к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;

-воспитание характера каждого с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;

-помощь ученику выстроить свой ментальный мир.

С 1993 года исчезли экономические границы между двенадцатью странами Европейского сообщества, с 1999 года существует и с 2002 года введена в активное обращение новая денежная единица «Евро» на территории 16 европейских государств. Открытые границы привели к интенсивному сотрудничеству между этими странами и странами Восточной Европы, к активизации общения на внутриевропейском уровне в области экономики, политики, культуры. Обществу, которое открывает свои границы, требуются специалисты, владеющие несколькими иностранными языками на довольно высоком уровне.

Проблема сегодняшней казахстанской школы заключается в том , что она дает большой запас академических знаний , не всегда необходим для формирования грамотности. В настоящее время наблюдается изменение самой парадигмы образования , координатой которой становится подготовка выпускников к реалиям жизни , их успешная социализация и перспективная конкурентоспособность на рынке труда.

Под знанием понимается информационная осведомленность, но она сама по себе не приводит к появлению компетентности. Компетенция- это готовность учащихся использовать умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Они не противоречат задачам школы дать учащимся фундаментальные знания по базовым предметам.

Использование средств казахского, русского и иностранного языков в обучении и воспитании современного казахстанского школьника приведет к формированию коммуникативной культуры. Для того чтобы обеспечить выпускников важными для жизни компетенциями, необходимо новое качество образования.

Современная социокультурная ситуация требует осуществления перехода с ЗУН-парадигмы на компетентностную образовательную модель. Это ни в коем случае не означает отход знаний, умений и навыков на второй план. Новая структура образования предполагает многоуровневое планирование ожидаемых результатов, в котором в качестве базиса выступает ЗУН - база школы, а над ней располагаются предметные, ключевые и базовые компетенции.

В связи с изменением функционирования образования как одного из важнейших институтов государственной политики возникает, проблема парадигмы, под которой понимается вся совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., характерных для членов данного сообщества. Парадигмы дают ученым не только план деятельности, но так же указывают и некоторые направления, существенные для парадигмы целей, парадигмы содержания и парадигмы результата. В качестве целей учебно-воспитательного процесса (УВП) выступает подготовка выпускника школы к жизни, формирование фундамента его социализации. Содержание образования корректируется с учетом поставленной цели в сторону оптимизации. На основе изменения содержания меняются методы преподавания. Итогом реализации нового содержания и методов становятся компетенции как ожидаемые результаты.

В ходе исследования и на основе имеющихся теоретических подходов к определению ожидаемых результатов обучения родным и вторым языкам я предлагаю свой доклад описания ожидаемых результатов обучения русскому языку и литературе. При этом для оптимизации задачи были выделены содержательные линии каждого предмета. По предмету «Русский язык» таковыми, на мой взгляд, являются: речевая деятельность, включающая аудирование, чтение, говорение, письмо; система языка; лингвокультуроведческое содержание. Подобное структуирование содержания образования является сложившимся и отражает специфику предмета. Ниже представлен вариант разработанных предметных компетенций по каждой содержательной линии.

Компетенции по предмету «Русская речь» в школах с нерусским языком обучения. Речевая деятельность. Аудирование:

-учащийся понимает содержание чужой;

- запоминает информацию на русском языке и передает ее;

-определяют значение незнакомых слов по контекст:0 Говорение;

-учащийся выражает согласие или несогласие с другими участниками коммуникации;

-передает содержание чужой речи;

-отвечает на поставленный вопрос на русском языке;

Чтение:

-учащийся самостоятельно приобретает знания из различных источников информации на русском языке;

-творчески и продуктивно пользуется различными средствами коммуникации, передающими информацию на русском языке, для самоопределения и самореализации;

-находит значения незнакомых слов с помощью различных и справочных материалов;

-планирует письменное высказывание. Письмо;

-учащийся выделяет необходимою информацию в сжатом виде из письменных и устных источников;

-использует средства современных коммуникации для создания ,сохранения и передачи информации на русском языке;

-включает в тексты речь других людей. Система языка:

-учащийся воспроизводит знания о русском языке как о средстве передачи информации;

-распознает единицы звучащей речи;

-выделяет части слова;

-характеризует слово как часть речи;

-определяет различия языка и речи;

-использует навыки правописания для решения коммуникативных проблем. Лингвокультурологическое содержание;

-учащийся использует знания о русской культуре для расширения кругозора;

-умеет соблюдать правила речевого этикета.

Компетенции по предмету «Русская литература» в школах с нерусским языком обучения. История литературы:

-учащийся разграничивает исторические этапы в развитии русской литературы:

-соотносит художественное произведение с историческим временем и собственной жизнью. Теория литературы:

-учащийся сопоставляет произведение родной и русской литературы с выявлением их сходства и национального своеобразия;

-сопоставляет художественные тексты в разных аспектах;

-анализирует художественный текст с высказыванием личной точки зрения;

-оценивает литературное произведение в разных аспектах;

-высказывает собственное отношение к изучаемому произведению;

-анализирует авторское отношение к миру в прозаических и поэтических текстах;

-сравнивает русский оригинал с его переводом на родной язык. Творчество:

-учащийся умеет создавать собственный текст;

-определяет нравственную проблему художественного текста и находит различные пути ее решения.



© 2010-2022