- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куценко О.И. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Здоровье человека относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.
В XXI веке эта тема становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.
В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
На уроках русского языка необходимо использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Важная составная часть работы педагога - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе; занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся.
Физкультурные минутки
В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Упражнения для снятия утомления
Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
-
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
-
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно, чтобы было приятно, 10 - 15 секунд.
-
Растереть ладонями уши - вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 - 20 секунд).
-
«Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10 - 15 раз).
-
«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).
Гимнастика для рук
Для развития мелкой моторики используется гимнастика для рук.
Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минуты учащиеся выполняют 4 - 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу. Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной фразы или 5 - 6 раз подряд под счет учителя.
-
И. п.: руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
-
И. п. - то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются против часовой стрелки, пальцы правой руки - по часовой стрелке.
-
И. п. - то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая - вправо.
-
И. п. - то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой - к себе и от себя.
-
И. п. - руки ладонями вперед, пальцы сомкнуты. Отвести большие пальцы в сторону и поочередно, начиная с указательного пальца, присоединить к ним все остальные пальцы. Отвести в сторону мизинцы и поочередно присоединить к ним все остальные пальцы.
-
И. п. - пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.
-
И. п. - пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».
Расслабить кисти рук. Встряхнуть ими произвольно или в такт музыки.
Физическая минутка изометрическая
Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.
-
Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.
-
Надавливать ступнями ног на пол.
-
С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
-
Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.
Бодрость за одну минуту
В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагаю проведение следующих упражнений и тренингов.
-
Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
-
Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
-
Уши. Потрите уши (5 сек).
-
Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
-
Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
-
Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
-
Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
-
Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.
Упражнения для глаз
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
1. Упражнения для глаз
-
Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
-
Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
-
Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
-
Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
-
Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
-
Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
-
Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
-
Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 - 35 см, затем на предмет вдали.
-
Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
-
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Релаксационные упражнения
Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников, особенно в 5 - 6 классов. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.
Что же такое релаксация? Релаксация - это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.
Цель проведения релаксации - снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.
1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
1. «Любимый цветок»
Закройте глаза и представьте, что вы - цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
2. Минуты вхождения в день
Очень важно правильно начать день, настроиться на работу. Ведь от этого зависит, как пройдет этот день, будет ли он плодотворным, успешным и радостным.
Предлагаемые игровые упражнения можно проводить на уроках русского языка и литературы. Эти упражнения научат ребят запоминать, фантазировать, высказывать и отстаивать свое мнение, разовьют у них фонематический слух и речь.
Здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока.
Концепция здоровьесберегающего обучения выстраивается следующей логической цепочкой. Здоровьесберегающее обучение направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявление гуманного отношения к детям, любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Строю уроки с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося; появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Считаю, что здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами уроков должны выступать: * приветствие; * опрос самочувствия; * релаксация; * оздоровительные упражнения; * рефлексия; * прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата.
Заключение
Здоровье во многом зависит от того, насколько мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал - это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется различными педагогическими приемами.
Можно ли прогнозировать эффективность воздействия средств образования на уровень здоровья детей в условиях общеобразовательной школы? Думаю, что я ответила на этот вопрос. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни.
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного мной вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
-
рациональная организация учебного процесса;
-
внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
-
внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных тематических часов и др.);
-
работа с детьми во внеурочное время;
-
использование оздоровительных процедур вне школы.
Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Литература.
-
Белая А.Я., Мирясов В.И. Пальчиковые игры для развития речи, изд-во «Астель», 2001.
-
Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя, № 3, 2008.
-
Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, изд-во «Первое сентября», Москва.
-
Газета «ПедСовет», № 4, 2006.
-
Громова Ю.О. Вся правда о курении. Классный руководитель, № 5, 2007.
-
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Москва, «Вако», 2004.
-
Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.
-
Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, изд-во «Астель», 2001.
-
Санпины.
-
Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.
-
Сулина И. Физкультуру не любить - под собою сук пилить. Воспитание школьников, № 8, 2007.
-
Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников, № 9 2007.
-
Ужегов Г. Н. Туберкулез. Симптомы, лечение, профилактика. Москва,
изд-во «Вече», 2002.
-
Физминутка на уроке. Под рук. Бородай А.А. Москва.