Олимпиада по русскому языку и литературе

1. В классицизме обязательным для драматического произведения было следующее условие: а) Конфликт между личностью и коллективом; б) изображение сложных, противоречивых характеров; в) гибель главных героев в финале; г) единство времени, места и действия; д) обличение пороков современного общества.2. Для какого литературного направления характерен конфликт между идеалом и действительностью?а) Для классицизма; б) для романтизма; в) для реализма; г) для сентиментали...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по русскому языку и литературе. 10 - 11 класс.

  1. В классицизме обязательным для драматического произведения было следующее условие:
    а) Конфликт между личностью и коллективом;
    б) изображение сложных, противоречивых характеров;
    в) гибель главных героев в финале;
    г) единство времени, места и действия;
    д) обличение пороков современного общества.

  2. Для какого литературного направления характерен конфликт между идеалом и действительностью?

а) Для классицизма;
б) для романтизма;
в) для реализма;
г) для сентиментализма;
д) для акмеизма


  1. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов. Дайте словарные определения этим словам.


1. АФЕРА _____________________________________________________________________________ 2. БАРТЕР _____________________________________________________________________________ 3. НОСТАЛЬГИЯ _______________________________________________________________________
5. ИМИДЖ ____________________________________________________________________________

6. ИНЦИДЕНТ _________________________________________________________________________ 7. КАТАКЛИЗМ ________________________________________________________________________
8. КОНФОРМИЗМ ______________________________________________________________________
9. РЕСУРСЫ ___________________________________________________________________________

10. РЕЙТИНГ __________________________________________________________________________


  1. Прочитайте выражения, восходящие к библейским и евангельским сюжетам. Объясните их значение.
    Вавилонское столпотворение-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Содом и Гоморра - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните устаревшие слова (архаизмы), употребленные в следующих текстах. Предложите для этих слов, где возможно, современные варианты.
    А)

Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,

Отрада осени златой,

Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.

(А. С. Пушкин. «Виноград»).

Б) Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

(А. С. Пушкин. «Борис Годунов»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто автор теории трёх «штилей» в русском языке?

  1. А.С. Пушкин

  2. Г.Р. Державин

  3. М.В. Ломоносов

  4. Н.В. Гоголь

  1. Когда славянская азбука, созданная братьями Кириллом и Мефодием, «пришла на Русь»? С каким историческим событием это было связано? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. На месте пропусков в стихотворении вставьте слова из подлинника

НЯНЕ

Подруга дней моих (1)…,

Голубка (2)… моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят (3) … спицы

В твоих (4)… руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, (5)…, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

1)___________________________2)_________________________3)______________________ 4)___________________________5)_________________________

9.1 Стихотворение «Подруга дней моих…» принадлежит перу

  1. М.Ю. Лермонтова

  2. Н.А. Некрасова

  3. А.С. Пушкина

  4. П.А. Вяземского

9.2 Стихотворение посвящено _____________________________________________________

9.3 По жанру стихотворение является

  1. посланием

  2. басней

  3. элегией

  4. сонетом

9.4 Выделенное косым шрифтом сочетание является

  1. метафорой

  2. сравнением

  3. олицетворением

  1. Замените фразеологизмы одним словом:

стоять на часах - _______________________________

бить баклуши - ______________________________

спустя рукава - _______________________________

сломя голову - ______________________________

зарубить на носу - ______________________________

как снег на голову - ___________________________

  1. Кто они?(назови их профессию или вид деятельности)

а/ Василий Кандинский - ___________________

б/ Иосиф Бродский- ________________________

в/ Адрей Рублёв- __________________________

г/ Мария Шарапова- _______________________

д/ Александр Опекушин _________________________

е/ Бартоломео Растрелли- ___________________

ё/ Максим Дунаевский- _____________________

ж/ Софья Ковалевская- _____________________

  1. Составьте названия произведений (впишите сответствующую цифру):

1 Братья  Онегин

2 Тарас  Маргарита

3 Анна  Людмила

4 Евгений  Годунов

5 Мастер и  Первый

6 Руслан и  Карамазовы

7 Пётр  Каренина

8 Борис  Бульба

  1. Впишите соответственно цифру, соединив фамилии авторов с их произведениями:

1 А.Пушкин  «Война и мир»

2 М.Лермонтов  «Нос»

3 Н.Гоголь  «Преступление и наказание»

4 Л.Толстой  «Бородино»

5 Ф.Достоевский  «Дубровский»

6 А.Чехов  «Человек в футляре»

  1. Жизнь многих известных русских писателей, актеров, художников и исторических деятелей была связана с Литвой. Назовите их.

  1. Младший сын великого русского поэта____________________________________

  2. Известный российский реформатор и государственный деятель _____________________________

  3. Живописец и график ____________________________________________________

  4. Видный историк и философ_______________________________________________

  5. Великий русский актер __________________________________________________

  6. Всемирно известный оперный бас _________________________________________

  7. Известный театральный мастер____________________________________________

  8. Известная российская актриса_____________________________________________

  9. Поэт __________________________________________________________________


  1. Это кадры из фильмов, поставленных по известным произведениям. Назовите авторов, произведения

Олимпиада по русскому языку и литературеОлимпиада по русскому языку и литературе

2

1111Олимпиада по русскому языку и литературеОлимпиада по русскому языку и литературе

3

4111Олимпиада по русскому языку и литературе

5111Олимпиада по русскому языку и литературе



  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

  1. Сюжеты каких двух произведений подарил Гоголю А. С. Пушкин?

______________________________________________________________________________________

  1. Поставьте приведённые ниже существительные в родительный падеж множественного числа.

Ананасы, ясли, потёмки, будни, консервы, монголы, граммы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите род приведённых ниже существительных.

Бандероль, домишко, озимь, , вуаль, какаду, выхухоль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

  1. г) единство времени, места и действия;

  2. б) для романтизма;

1. АФЕРА Сомнительная сделка, обман с целью наживы; мошенничество.
2. БАРТЕР товарообмен] -- эквивалентный товарообмен без участия денег, натуральный обмен 3. НОСТАЛЬГИЯ тоска по родине 2) вообще тоска по минувшему, утраченному, напр. ~ по детству
5. ИМИДЖ образ

6. ИНЦИДЕНТ случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение
7. КАТАКЛИЗМ наводнение, потоп
8. КОНФОРМИЗМ приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка
9. РЕСУРСЫ Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. Источник чего-л.

10. РЕЙТИНГ индивидуальный числовой показатель оценки популярности, авторитета

  1. Вавилонское столпотворение- беспорядок - т. е. о неудавшейся попытке жителей древнего Вавилона построить столп вышиною до неба
    Содом и Гоморра - библейской мифологии два города, жители которых отличались развращённостью, за что бог уничтожил эти города, превратив страну в мёртвую бесплодную пустыню. Выражения "содом", "содом и гоморра" употребляются для обозначения разврата, суматохи, шума, беспорядка и т.п.

  2. А)
    Мне мил и виноград на лозах,
    В кистях созревший под горой,
    Краса моей долины злачной, красота\плодородный
    Отрада осени златой, веселье, удовольствие /золотой
    Продолговатый и прозрачный,
    Как персты девы молодой. Палец руки
    (А. С. Пушкин. «Виноград»).

    Б)
    Так точно дьяк, в приказах
    поседелый,
    Спокойно зрит на правых смотрит
    и виновных,
    Добру и злу внимая равнодушно, слушать, слушаться, выслушивать, прислушиваться Не ведая ни жалости, ни гнева. зная
    (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»).

  3. М.В. Ломоносов

  4. Считается, что появление письменности на Руси связано в принятием христианства в 988 году.

  5. 1) суровых

    1. А.С. Пушкина

9.2 няне - Арине Родионовне

9.3 посланием

9.4 сравнением

  1. стоять на часах - сторожить

бить баклуши - лениться

спустя рукава - плохо

сломя голову - быстро

зарубить на носу - запомнить

как снег на голову - неожиданно


  1. а/ Василий Кандинский - художник;

б/ Иосиф Бродский- поэт;

в/ Адрей Рублёв- художник, иконописец;

г/ Мария Шарапова- теннисистка;

д/ Александр Опекушин-скульптор;

е/ Бартоломео Растрелли- архитектор;

ё/ Максим Дунаевский- композитор;

ж/ Софья Ковалевска- математик

  1. 1 Братья  Онегин 4

2 Тарас  Маргарита 5

3 Анна  Людмила 6

4 Евгений  Годунов 8

5 Мастер и  Первый 7

6 Руслан и  Карамазовы 1

7 Пётр  Каренина 3

8 Борис  Бульба 2


  1. 1 А.Пушкин  «Война и мир» 4

2 М.Лермонтов  «Нос» 3

3 Н.Гоголь  «Преступление и наказание» 5

4 Л.Толстой  «Бородино» 2

5 Ф.Достоевский  «Дубровский» 1

6 А.Чехов  «Человек в футляре» 6

  1. Григорий Пушкин

  2. Петр Столыпин

  3. Мстислав Добужинский

  4. Лев Карсавин

  5. Василий Иванович Качалов

  6. Федор Шаляпин

  7. Роман Григорьевич Виктюк.

  8. Элины Быстрицкой.

  9. Константина Бальмонта

  1. 1) Достоевский «Преступление и наказание»

2) Чехов «Человек в футляре»

3) Толстой «Война и мир»

4) Шолохов «Судьба человека»

5) Булгаков «Собачье сердце»

  1. Сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ»

  2. АНАНАСОВ, ЯСЛЕЙ, ПОТЕМОК, БУДНЕЙ, КОНСЕРВОВ, МОНГОЛОВ, ГРАММОВ.

  3. БАНДЕРОЛЬ ж.

ДОМИШКО м

ОЗИМЬ ж.

ВУАЛЬ ж.

КАКАДУ м.

ВЫХУХОЛЬ м.


© 2010-2022