Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»

"Описание материала: "Данное выступление на тему «Работа с текстом с учетом требования ФГОС» будет полезно не только учителям русского языка и литературы, но и всем другим предметникам, так как работа с различными видами текстов является одной из основных на многих уроках. "Основная проблема наших детей – неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. "Поэтому основная задача педагогического ко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на ШМО гуманитарного цикла

«Работа с текстом с учетом требования ФГОС»

«Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку…»,

( А. С. Пушкин)

PISа (ПИЗа) - международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования - «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть - четверть российских учащихся - способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., - продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.

Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году - 27-29 места среди 32 стран.

Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы - несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.

Мы можем согласиться с результатами данного исследования: основная проблема наших детей - неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического коллектива - учить детей работать с любыми текстами.

Можно выделить три группы читательских умений:

  1. Ориентация в содержании текста

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и

с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;

- находить в тексте требуемую информацию

2. Преобразование и интерпретация текста

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

  1. Оценка информации

- откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Если нам удастся сформировать эти умения, мы получим «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

Как вы думаете, что это такое?

S = a · b

Конечно же, это формула. Но формула - это тоже текст, только несплошной.

Тексты делятся на два вида. Сплошные - это тексты-повествования, описания или

рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и

в школе. Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие

элементы во всех предметных областях помогают нам несплошные тексты.

К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы,

кластеры - то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К несплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.

При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребѐнок научился:

 читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать

информацию) - из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 составлять несплошные тексты - в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот.

Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице(т. е. в несплошном тексте). Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации.

Методы и приемы работы с несплошным текстом



  1. «Книжный рынок в России и в мире» - используется на уроках русского языка, при подготовке к написанию сочинения С1, определить проблему и написать сочинение по предложенному плакату.

Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»

  1. Искусство дарить и получать подарки

Мне нравится фраза Тины Канделаки: «Подарки делятся на 2 категории: те, которые выбрасываешь сразу, и те, которые выбрасываешь потом». Есть еще третий вариант, когда не пригодившийся подарок кому-то передаривается.

Чтобы Ваши подарки нравились изучите инфографик и ответьте на следующие вопросы:

  • Какой подарок наиболее желанный?

  • Какие подарки наиболее часто получают?

  • Какие подарки желают получить, но дарят крайне редко?

  • Какие подарки и желают получать и наиболее часто дарят?

Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»


  1. Сформулируй правило по схеме (чередование корня кас- - кос)

Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»

Методы и приемы работы со сплошным текстом

1.«Испорченный телефон»

Учитель просит выйти 3 - 4 ученика, которые будут принимать участие в упражнении, одному (тот, кто остался) зачитывается текст. Задача слушавшего передать как можно подробнее, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию. Затем сравнивается исходный текст с получившейся информацией, делается вывод, где и по какой причине произошла подмена.

  1. «Ключевые слова»

Дети из текста выписывают ключевые слова (например, даты, географические названия, количественные данные), используя получившуюся запись в качестве опор, восстановить текст по памяти.

  1. «Шапка вопросов»

Вопросы составляются по ходу чтения текста или в процессе работы с ним, записываются на листочках и складываются в «шапку», затем ученики по цепочке вытаскивают вопросы и дают на них ответы.

  1. «Вопросы Блума»

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Итак, шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».




Воспроизведение


Простые


Кто? Когда? Где? Как?


Понимание


Уточняющие


Правильно ли я понял..?

«То есть ты говоришь, что…?»,

«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».


Применение


Практические


Как можно применить..?

Что можно сделать из..?


Анализ


Интерпретационные


Почему?


Синтез


Творческие вопросы


Что будет, если..?

Что изменится, если…?


Оценка


Оценочные


Как вы относитесь ?



  1. Стратегия «Вопросительные слова».

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».




Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

  1. «Толстые» и «тонкие» вопросы»



Тонкие

вопросы


Толстые

вопросы


Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Верно ли ...?

Мог ли…?


Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.



  1. «Кластер» - графическое расположение материала от основного понятия - к частным его конкретизациям.



  1. «Двухчастный дневник» - по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Цитата

Комментарии



  1. Выходная карта

В конце какой-либо содержательной работы учитель просит уч-ся зафиксировать 3 тезиса:

- самую главную мысль урока;

- вопрос, который остался у тебя после обсуждения

- ту мысль, с которой ты не согласен .

Фактически это содержательные выводы по уроку.

  1. Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн - белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.

Для чего используют?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Правила написания синквейна:

  1. Существительное ( тема синквейна)

  2. Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

  3. Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. Предложение из 3- 5 слов, где автор высказывает свое отношение к теме.

  5. Синоним, который дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Предлагаю, как итог работы, составить синквейн на тему «Работа с текстом»

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Интернет - ресурсы

  1. files.krsnet.ru/ «Чем определяется эффективность школы?»

  2. vio.uchim.info/Vio_114/cd_site/articles/kamyshanova.pdf «Формирование читательской грамотности - ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения»

  3. forumkavkaz.com/politicheskaja-situacija-na-kavkaze/oprosy-i-statistika/165/ «Книжный рынок в России и в мире»

  4. edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»

  5. do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии»

© 2010-2022