- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»
Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свинобоева Л.А. |
Дата | 06.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Выступление на ШМО гуманитарного цикла
«Работа с текстом с учетом требования ФГОС»
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…»,
( А. С. Пушкин)
PISа (ПИЗа) - международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования - «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть - четверть российских учащихся - способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., - продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.
Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году - 27-29 места среди 32 стран.
Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы - несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.
Мы можем согласиться с результатами данного исследования: основная проблема наших детей - неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического коллектива - учить детей работать с любыми текстами.
Можно выделить три группы читательских умений:
-
Ориентация в содержании текста
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и
с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
- находить в тексте требуемую информацию
2. Преобразование и интерпретация текста
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
-
Оценка информации
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Если нам удастся сформировать эти умения, мы получим «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Как вы думаете, что это такое?
S = a · b
Конечно же, это формула. Но формула - это тоже текст, только несплошной.
Тексты делятся на два вида. Сплошные - это тексты-повествования, описания или
рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и
в школе. Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие
элементы во всех предметных областях помогают нам несплошные тексты.
К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы,
кластеры - то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К несплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.
При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребѐнок научился:
читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать
информацию) - из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
составлять несплошные тексты - в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот.
Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице(т. е. в несплошном тексте). Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации.
Методы и приемы работы с несплошным текстом
-
«Книжный рынок в России и в мире» - используется на уроках русского языка, при подготовке к написанию сочинения С1, определить проблему и написать сочинение по предложенному плакату.
-
Искусство дарить и получать подарки
Мне нравится фраза Тины Канделаки: «Подарки делятся на 2 категории: те, которые выбрасываешь сразу, и те, которые выбрасываешь потом». Есть еще третий вариант, когда не пригодившийся подарок кому-то передаривается.
Чтобы Ваши подарки нравились изучите инфографик и ответьте на следующие вопросы:
-
Какой подарок наиболее желанный?
-
Какие подарки наиболее часто получают?
-
Какие подарки желают получить, но дарят крайне редко?
-
Какие подарки и желают получать и наиболее часто дарят?
-
Сформулируй правило по схеме (чередование корня кас- - кос)
Методы и приемы работы со сплошным текстом
1.«Испорченный телефон»
Учитель просит выйти 3 - 4 ученика, которые будут принимать участие в упражнении, одному (тот, кто остался) зачитывается текст. Задача слушавшего передать как можно подробнее, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию. Затем сравнивается исходный текст с получившейся информацией, делается вывод, где и по какой причине произошла подмена.
-
«Ключевые слова»
Дети из текста выписывают ключевые слова (например, даты, географические названия, количественные данные), используя получившуюся запись в качестве опор, восстановить текст по памяти.
-
«Шапка вопросов»
Вопросы составляются по ходу чтения текста или в процессе работы с ним, записываются на листочках и складываются в «шапку», затем ученики по цепочке вытаскивают вопросы и дают на них ответы.
-
«Вопросы Блума»
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Итак, шесть лепестков - шесть типов вопросов.
Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
-
Воспроизведение
Простые
Кто? Когда? Где? Как?
Понимание
Уточняющие
Правильно ли я понял..?«То есть ты говоришь, что…?»,
«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Применение
Практические
Как можно применить..?
Что можно сделать из..?
Анализ
Интерпретационные
Почему?
Синтез
Творческие вопросы
Что будет, если..?Что изменится, если…?
Оценка
Оценочные
Как вы относитесь ?
-
Стратегия «Вопросительные слова».
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?
-
«Толстые» и «тонкие» вопросы»
Тонкие
вопросы
Толстые
вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Верно ли ...?
Мог ли…?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
-
«Кластер» - графическое расположение материала от основного понятия - к частным его конкретизациям.
-
«Двухчастный дневник» - по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Цитата
Комментарии
-
Выходная карта
В конце какой-либо содержательной работы учитель просит уч-ся зафиксировать 3 тезиса:
- самую главную мысль урока;
- вопрос, который остался у тебя после обсуждения
- ту мысль, с которой ты не согласен .
Фактически это содержательные выводы по уроку.
-
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн - белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Правила написания синквейна:
-
Существительное ( тема синквейна)
-
Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
-
Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
-
Предложение из 3- 5 слов, где автор высказывает свое отношение к теме.
-
Синоним, который дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Предлагаю, как итог работы, составить синквейн на тему «Работа с текстом»
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Интернет - ресурсы
-
files.krsnet.ru/ «Чем определяется эффективность школы?»
-
vio.uchim.info/Vio_114/cd_site/articles/kamyshanova.pdf «Формирование читательской грамотности - ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения»
-
forumkavkaz.com/politicheskaja-situacija-na-kavkaze/oprosy-i-statistika/165/ «Книжный рынок в России и в мире»
-
edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»
-
do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии»