Урок по русскому языку на тему Репортаж как жанр публицистики (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аникеева Надежда Александровна

МБОУ СОШ №6 городского округа г. Урюпинск Волгоградской области

КОНСТРУКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Репортаж как жанр публицистики»

Класс: 8

Цель деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с особенностями текста публицистического стиля в жанре репортажа.

Задачи:

Обучающая: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа;

Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;

Воспитательная: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества;

Метапредметные:

Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют работать в группе, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, мультимедийный проектор

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

урока

Цель данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Стадия вызова











Прогнозирование

Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по разделу «Текст. Стили речи»










Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Приветствует учащихся.

Слово учителя: (Слайд 1).

Внимание! Здравствуйте!

Я, Аникеева Надежда Александровна, веду репортаж с урока русского языка в 8 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: каждый из них защищает честь своей школы. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются нам. И вот тишина. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…

- Ребята, вы уже поняли, что урок у нас сегодня не совсем обычный. Скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали?

- Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель?

- Что вы ждете от урока?
- Как вы определите задачу нашего урока?
- Ваш прогноз: что будет результатом нашей работы?

- Как вы считаете: для чего необходимо это умение научиться писать репортажи.

Действительно, наша главная задача на уроке - познакомиться с особенностями репортажа как газетного жанра, подобрать материал и подготовиться к самостоятельному написанию репортажа.

- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)

- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.

- В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж) (Слайд 2)

- Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика:

«Репортаж - это глаза и уши читателя» (Слайд 3).

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре Григория Яковлевича?
- Какая задача стоит перед автором репортажа?
- Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать определение репортажа, назвать его характерные особенности (Слайд 4).

Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report - сообщать, докладывать.

1) работа репортёра;

2) сообщение о событиях дня,

оперативная информация.

- А кто такой репортер?

- Подберите синонимы к этому слову.

- Скажите, пожалуйста, а каких комментаторов знаете вы? (Слайд 5).

Дмитрий Губерниев - это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист вот уже 11 лет остается настоящим символом российского спорта.

Давайте в этом убедимся.
видео

- Какое событие комментировал Дмитрий?

- Как он это комментировал?

- Ваше отношение к происходящему?

Приветствуют учителя.

Слушают слово учителя.




Формулируют ответы на вопросы учителя.

Формулируют тему урока: «Репортаж как жанр публицистики». Делают записи в тетрадь даты и темы урока.

Формулируют задачи урока:

- Узнать, как создается репортаж,

познакомиться с языковыми и стилевыми особенностями репортажа.

Учащиеся называют особенности публицистического стиля, перечисляют жанры публицистического стиля.



Учащиеся определяют задачу:

- Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.


Учащиеся формулируют определение репортажа самостоятельно, а затем проверяют себя по слайду.

Репортёр -доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.

корреспондент, комментатор, журналист.

Называют комментаторов.

Регулятивные: организация рабочего места




Личностные: формирование интереса к учению

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование собственной учебной деятельности; выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии;

Стадия реализации смысла

Активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания

- Основные наши задачи - узнать, каковы особенности репортажа, как строится данный жанр. По просмотренному нами короткому сюжету можно ли определить характерные особенности репортажа? (Слайд 6).

- Какова цель репортажа?




- В чем сила воздействия репортажа?



- Что такое «эффект присутствия»? Какими средствами он создается?




- Какие события обычно отражаются в репортаже?



Вывод. Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.

- Ребята, попытаемся определить структуру репортажа и заполним таблицу «Строение и языковые особенности репортажа»

(приложение №1).


- Очень важно продумать начало. Каким оно должно быть?



- Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа?

- Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создалось впечатление сиюминутности происходящего?

- Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описываемому событию?


- Чем завершается репортаж?


Проверьте заполнение таблицы по слайду. (Слайд 7)

Учащиеся определяют особенности


Познакомить людей с важным и интересным событием во всех подробностях, воссоздать его полную картину. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами

В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует.

В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства - в этом проявляется авторское «Я».

Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям.



- Зачин, основная часть, вывод.

Учащиеся работают с текстом, делают выводы,

заполняют таблицу «Строение и языковые особенности репортажа»

(приложение №1).

- Главное для автора - заинтересовать читателя или слушателя уже с первых слов. Можно описать место действия, погодные условия, состав участников и т.д.

Повествование

Глаголы в настоящем времени: находимся, видим, наблюдаем, любуемся.

Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения, назывные предложения. В репортаж можно включать интервью.

Оценкой события, выводом, к которому автор подводит своих слушателей или читателей, зрителей.

Познавательные: структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксация индивидуального затруднения в пробном действии;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией;

Личностные: осознание личной заинтересованности в изучении нового материала

Стадия рефлексии

Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации



Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- А сейчас я вас прошу проверить свои знания на практике и немного поработать репортерами. Предлагаю вам создавать репортажи, работая в парах. Каждой паре предстоит вести репортаж с определенного места. Вот здесь вам необходимо как можно ближе почувствовать «эффект присутствия» и передать его нам.

В помощь вам я предлагаю небольшие памятки со словами для справок. (приложение №2).

После 7-минутной самостоятельной работы идет прослушивание и обсуждение созданных репортажей (Слайды 8, 9, 10 демонстрируются по порядку)

Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «ПАМЯТКУ»

(приложение 3). Проверим себя по слайду (Слайд 12).

- Оцените, пожалуйста, свою работу и работу тех, кто был с вами в паре по листам самоконтроля (приложение 4).

Учащиеся работают группами, составляя репортаж по распечатанным снимкам

  1. Кросс нации в Урюпинске

  2. День города Урюпинска

  3. Открытие кинозала



Учащиеся совместно с учителем составляют «памятку».

Учащиеся заполняют «листы самоконтроля»

(приложение 4).

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные: оценивание усвоенного содержания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и аргументацией.

Итог урока.

- О чем шла речь на занятии?

- Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

- я узнал(а)…

- показалось наиболее интересным….

- осталось непонятным…

Сегодня мы с вами познакомились с одним из самых популярных жанров публицистики - репортажем. Я вижу, что вам было интересно узнать о принципах его написания, и может быть, кто-то после сегодняшнего урока захочет выбрать для себя профессию репортера - одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.

Я благодарю всех за работу на уроке!

До новых встреч!

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют отношение к уроку.

Личностные: самоопределение, направленное на достижение ситуации успеха











Приложение 1.

Строение и языковые особенности репортажа

Элемент композиции

Особенности строения

Языковые особенности

Зачин



Центральная часть репортажа



Концовка








Приложение 2

«В помощь начинающему репортеру»

(Всероссийский день бега «Кросс наций - 2015)

Зачин: Где происходит событие? Кто является его участником? (обратить внимание на погоду, время)

Основная часть: Последовательно рассказать, как проходит забег, кто наблюдает за ним (обратить внимание на разный возраст участников забега). Домыслить, чем закончился забег.

Заключение: Рассказать о чувствах зрителей, радости (или огорчении) участников. Какое впечатление произвело на репортера данное событие.

Слова для справок: центральная аллея у реки Хопер, масштабное физкультурно-спортивное мероприятие, зрелищный забег, учащиеся и жители города Урюпинска, награждение победителей, масса положительных эмоций.

«В помощь начинающему репортеру»

(День города Урюпинска, городской фестиваль «Цветок солнца - 2015)

Зачин: Где происходит событие? Кто является его участником? (обратить внимание на погоду, время)

Основная часть: Последовательно рассказать, как проходит праздник, кто принимает участие. Обратить внимание на программу праздника. Домыслить, чем закончился фестиваль.

Заключение: Рассказать о чувствах участников, горожан и гостей города. Какое впечатление произвело на репортера данное событие.

Слова для справок: центральная площадь города, ярмарка декоративно-прикладного творчества, выставка ретро-автомобилей, городской фестиваль фотолюбителей, художников и поэтов, выставка городской старины, козье шоу с козьими бегами и конкурсом "Мисс козочка-2015", открытие Музея козы, положительные эмоции и много впечатлений.


«В помощь начинающему репортеру»

(открытие кинозала Miroslava в городе Урюпинске)


Зачин: Где происходит событие? Кто является его участником?

Основная часть: Последовательно рассказать, как выглядит интерьер зала? Какие фильмы/мультфильмы собираются показывать? На какую возрастную аудиторию они рассчитаны?

Заключение: Закончить репортаж, используя обращения, призыв посетить новый кинотеатр.

Слова для справок: переулок Попова 39 напротив рынка Зюзинского и ДК в здании КПП бывшей военной части, 3Д кинотеатр и кафе, афиша фильмов и мультфильмов, разная возрастная аудитория, провести досуг и получить положительные эмоции.

Приложение 3


ПАМЯТКА «Как создается репортаж»

1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым. Используется «эффект присутствия».

4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.


Приложение 4

Лист самоконтроля учащегося


Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоил?

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого?

Личная оценка усвоения качества материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения по уроку







© 2010-2022