Программа по русскому языку (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, рабочей Программы по русскому языку к учебнику 8 класса общеобразовательной школы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др., М.: Просвещение, 2012), школьного учебного плана на 2015-2016 уч.г., Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество диктантов и работ по развитию речи.

Школьный учебный план отводит 108 часа для изучения предмета - русский язык:

  • на изучение программного материала - 106ч., в том числе:

диктантов - 8 ч.; развитие речи - 19ч.,

Резерв времени - 2 ч.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2014 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д. Дейкина, А.М. Александрова; науч. ред. - академик, доктор филологических наук Н.М. Шанский.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского языка, сведения о роли языка в жизни общества, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков, которыми должны владеть учащиеся.

Цели и задачи изучения русского языка в 8 классе

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий: стилей, типов речи, текста.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Формы контроля и учёта достижений обучающихся

Текущая аттестация:

  • устный и фронтальный опрос;

  • устное высказывание на лингвистическую тему;

  • диктант (словарный, выборочный, с грамматическим заданием) контрольный);

  • изложение (сжатое, выборочное);

  • сочинение.

Итоговая (полугодие, год):

  • контрольный диктант.

Урочная деятельность:

  • анализ динамики текущей успеваемости.

Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация представляет собой:

полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета «русский язык» по итогам учебного периода (полугодия) на основании текущего контроля успеваемости;

Формами контроля качества усвоения обучающимися содержания учебной программы являются:

  • письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты.

  • устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

  • комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебной программы учащиеся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебной программы за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения содержания учебной программы (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (полугодие).

Отметка обучающегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых яв­лений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность: аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную ин­формацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидно­сти языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

  • говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других нагляд­ных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т. п.

  • письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повество­вания или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (пар­целляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды одно­родных членов, многосоюзие и т.д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и ре­чевые средства воздействия на читателя; фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словооб­разовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лин­гвистических терминов и т.п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач выска­зывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуаци­онного и синтаксического анализа;

  • орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфо­грамм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Нормы оценок


Критерии оценки устного ответа по русскому языку

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.

Критерии оценивания:

  • знание и понимание изученного материала;

  • способность применять полученные знания на практике;

  • речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если

  • отвечающий полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, способен обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта при речевом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений вопроса, но

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении языковых понятий или формулировке правил;

  • не умеет обосновать свои суждения и привести собственные примеры;

  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении ответа.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий


Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.


Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

  • на изученные правила;

  • на неизученные правила;

  • на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

  • в словах-исключениях из правил;

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

  • в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в написании собственных имен нерусского происхождения;

  • в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

При наличии в контрольных диктантах более 5 исправлений оценка снижается на один балл (отметка 5 выставляется при наличии не более двух исправлений).

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  • ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

  • ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  • ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

II. Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  • степень самостоятельности учащегося;

  • этап обучения;

  • объем работы;

  • четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо 2 исправления ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Об используемой учебно-методической литературе, наглядном оборудовании, электронных образовательных ресурсах (ЭОР)


Учебно - методическая литература

Программно-методический комплекс по русскому языку под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др., научного редактора - академика, доктора филологических наук Шанского Н. М. соответствует требованиям государственного стандарта общего образования.

Учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки и входит в федеральный перечень учебников. Данный УМК позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Выбор УМК Т.А. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. обусловлен тем, что нацелен на улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования; реализацию основных положений концепции лингвистического образования учащихся. Разделы учебника «Русский язык» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевое развитие учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся, а также:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  • обеспеченность образовательного учреждения учебниками.


  1. Учебник: «Русский язык. 8 класс», Просвещение, 2014г. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженксая, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова. Научный редактор - академик, доктор филологических наук Н.М. Шанский..

  2. Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженксая, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова « Русский язык. Поурочные планы 8 класс», Волгоград, 2011г.

  3. Тихонова В.В, Шаповалова Т.Е. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 класс», Издательский дом «Дрофа», Москва,2001 г.

  4. Ю.Н. Гостев, И.П. Василевских «Русский язык. ОГЭ, ГИА. Тестовые задания», М. «Экзамен», 2015г.

Наглядные средства обучения

  1. Таблицы по курсу русского для УШ класса.

  2. Учебный альбом «Основные правила и понятия», издательство «Экзамен», 2007 г.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

  1. ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ.

  2. 9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

  3. repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  4. som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.

  5. ug.ru/ -«Учительская газета».

  6. school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.

  7. schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет».

  8. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».

  9. all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

  10. mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации.

  11. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы mapryal.org/ .

  12. Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/ .

  13. Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp .

  14. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) yamal.org/ook/.

  15. Русский филологический портал philology.ru/default.htm .

  16. Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 .

  17. Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html .

  18. Словарь русских фамилий rusfam.ru/.

  19. Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/.

  20. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm.

  21. Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html.

  22. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/ .

  23. Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/ .

  24. Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/ .

  25. Словарь-справочник русского языка slovar.boom.ru/ .

  26. Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html .

  27. Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/.

  28. Дистанционная поддержка учителей-словесников ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm .

  29. Культура письменной речи likbez.h1.ru/ .

  30. Русское слово rusword.com.ua .

  31. Проверь себя! cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm.

  32. Правила русской орфографии и пунктуации anriintern.com/rus/orfpun/main.htm.

  33. Тесты по пунктуации repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 .

  34. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия - vschool.km.ru.

  35. Образовательный сайт Teachpro.ru - teachpro.ru.

  36. alledu.ru - "Все образование в интернет". Образовательный информационный портал.

Тематическое планирование


Раздел. Тема.

Часы

Всего часов

В т.ч.

Развитие речи

Диктанты

Русский язык в современном мире -1ч




Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире.

1



Повторение изученного в 5-7 классах.

14

3

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.




Знаки препинания в сложном предложении.




Знаки препинания в сложном предложении.




Контрольный (диагностический) диктант№1.




Анализ диктанта.




Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.




Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.




Рр Подготовка к изложению.




Рр Подробное изложение .




Слитное и раздельное написание не- с разными частями речи.




Слитное и раздельное написание не- с разными частями речи.




Рр Сочинение-письмо .




Контрольный диктант №2 по теме «Повторение»




Анализ диктанта.




Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

91

16

6

Словосочетание

8

1


Основные единицы синтаксиса.




Текст как единица синтаксиса.




Предложение как единица синтаксиса.




Рр Сжатое изложение .




Словосочетание как единица синтаксиса.




Виды словосочетаний.




Синтаксические связи слов в словосочетаниях.




Синтаксический разбор словосочетаний.




Простое предложение.

4

2


Грамматическая (предикативная) основа предложения.




Рр Изложение (пересказ прочитанного).




Порядок слов в предложении. Интонация.




Рр Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.




Двусоставные предложения.

12

2

1

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее.




Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе».




Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое.




Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе.




Рр Сочинение на тему «Чудный собор».




Составное глагольное сказуемое.




Составное именное сказуемое.




Составное именное сказуемое.




Тире между подлежащим и сказуемым.




Тире между подлежащим и сказуемым.




Контрольный диктант № 3 по теме «Главные члены предложения».




Анализ диктанта.




Второстепенные члены предложения.

12

3

1

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.




Рр Сочинение - характеристика .




Определение.




Приложение. Знаки препинания при нём.




Обстоятельство. Обстоятельства места и времени.




Рр Рассказ-описание .




Обстоятельство. Обстоятельства образа действия, причины, цели, условия, уступки.




Синтаксический разбор двусоставного предложения.




Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения».




Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения».




Контрольный диктант № 4 по теме «Двусоставные предложения»




Анализ диктанта.




Односоставные предложения.

10

4


Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.




Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.




Рр Инструкция.




Безличные предложения.




Рр Работа с репродукцией картины К. Юона

« Новая планета» .




Неполные предложения.




Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения.




Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения .




Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.




Повторение материала по теме «Односоставные предложения».




Простое осложнённое предложение.

1



Понятие об осложнённом предложении.




Однородные члены предложения.

9

2

1

Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. №




Рр Изложение. Текст - сравнительная характеристика.




Однородные и неоднородные определения.




Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.




Рр Сочинение с репродукцией картины Ю. Пименова «Спор».




Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.




Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.




Контрольный диктант №5 по теме «Однородные члены предложения»




Анализ диктанта




Обособленные члены предложения.

13

2

1

Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания.




Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.




Рр Рассуждение на дискуссионную тему




Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.




Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.




Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.




Сравнительный оборот.




Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.




Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.




Уточняю­щие, пояс­няющие, присоединительные члены предложе­ния, их смысловая и интона­ционная особенно­сти.




Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.




Системати­зация и обобщение изученного по теме «Обособ­ленные члены предложе­ния».




Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения».




Анализ диктанта.




Обращение.

3



Назначение обращения. Распространённые обращения.




Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.




Рр Деловое письмо.




Вводные и вставные конструкции.

8

1

1

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.




Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.




Вставные слова, словосочетания и предложения.




Междометия в предложении.




Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.




Повторение и закрепление материала.




Контрольный диктант №7 по теме «Вводные и вставные конструкции»




Анализ диктанта.




Чужая речь.

7

1

1

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь.




Косвенная речь. Прямая речь.




Диалог. Рассказ. Цитата.




Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью.




Повторение по теме «Чужая речь».




Контрольный диктант №8 «Годовой»




Анализ диктанта.




Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

4



Синтаксис и морфология.




Синтаксис и пунктуация.




Синтаксис и культура речи.




Синтаксис и орфография.




Итого:

106

19

8

Резерв часов

2



Всего:

108

19

8


















































































© 2010-2022